Возрождение этнических ценностей в образовательной системе
Возрождение этнических ценностей в образовательной системе
В соответствии с федеральными государственными стандартами 2 поколения главной задачей школы является становление гражданской компетентности и идентичности школьника. Важнейшими факторами, обуславливающими воспроизводство этноса, является его территориально - структурная организация, характер демографических процессов, социально- политический статус этнической общности и особенности межэтнического взаимодействия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Возрождение этнических ценностей в образовательной системе»
Возрождение этнических ценностей
в образовательной системе.
Черемкина Лидия Петровна
МБОУ «Майорская СОШ»
с.Кебергене Абыйского улуса РС(Я)
учитель истории и обществознания
В соответствии с федеральными государственными стандартами 2 поколения главной задачей школы является становление гражданской компетентности и идентичности школьника.
Важнейшими факторами, обуславливающими воспроизводство этноса, является его территориально - структурная организация, характер демографических процессов, социально- политический статус этнической общности и особенности межэтнического взаимодействия.
Циклами воспроизводства этноса являются:
а) институты непосредственно социальной среды (локальные) - семья, сообщества, где в повседневной жизни через трудовую деятельность, праздники и обычаи индивид осваивает культурные роли, ценности и нормы поведения;
в) социальные институты, направленные на сохранение, продуцирование и трансляцию этнокультурной информации – профессиональная литература, гуманитарная наука, искусство.
Локальные элементы воспроизводят глубинные слои этнической ментальности, а надлокальные – позволяют наполнить их современным содержанием, обеспечивает трансляцию новой этнокультурной информации на весь массив этноса.
Так как тема моего выступления «Воспроизводство этнических ценностей в образовательной системе» хочу акцентировать внимание на то, какими возможностями обладает сельская школа для выполнения этой задачи.
Из чего состоит ее возможность?
- место расположения;
- социально-экономические условия жизни села, в котором она находится.
с.Кебергене является единственным в улусе местом компактного проживания эвенов. Статус национального наслега присвоен в 1991 году. Насколько наши дети чувствуют себя представителями той или иной нации?
Основными факторами народной педагогики являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия.
Слово - величайшее из человеческих духовных сокровищ. Духовность связана, прежде всего, со словом, языком, речью. В середине 70-80-х годов сложилась угроза потери языка. Язык почти полностью вышел из употребления, а значит, нависла угроза исчезновения целого народа. Ведь нет языка - нет и народа.
С целью сохранения самобытной культуры и фольклора эвенского народа в 1985 году были созданы ансамбли «Нонгдан» среди взрослого населения и детский фольклорный ансамбль «Нёлтэнкэ». Создателями ансамбля были директор школы Иван Иванович и Зоя Константиновна Сорокоумовы. Дети начали изучать местный фольклор, песни и танцы своих предков. На первом этапе начали обучать детей в факультативах и кружках.
В 1990 году в детском саду «Тугутчаан» впервые открыли разновозрастную группу с обучением родного эвенского языка. Дети охотно стали изучать язык предков. Преподавателем языка и воспитателем работала молодой педагог, окончивший якутское педагогическое училище, отделение эвенского языка Скрябина Аида Афанасьевна. А в 1991 году был открыт первый экспериментальный класс с родным эвенским языком. Директором школы был И.И. Сорокоумов, завучем А.М. Рязанская, которые заложили основу для сохранения эвенской культуры и языка. Родной эвенский язык дети стали изучать наравне с якутским языком. На основе учебного плана МО был разработан индивидуальный учебный план.
Вначале перед учителями стала задача - как обучать детей без среды общения… Конечно, лучшей опорой для изучения языка стали народные традиции, национальная культура, местный фольклор. Чтобы сохранить древнейшую самобытную культуру эвенского народа, помимо якутской национальной культуры стали проводить урок национальной культуры народов Севера. В 1999 году, окончив педагогический институт им. Герцена в городе Санкт-Петербург, приехала Степанова Евдокия Алексеевна - учитель эвенского языка, руководитель ансамбля «Нёлтэнкэ», зам.директора по учебной части. Стали проводить различные мероприятия, открытые уроки, семинары. Так, в 2005 году была проведена региональная научно-практическая конференция «Язык-сердце и душа народа» с участием учителей из разных улусов, населяющих Индигирку.
Дети народов севера почти во всех школах республики составляют меньшинство. Проживая на территории исконной земли народов Севера, представители других национальностей должны уважать и знать культуру этого народа. Следуя этой заповеди, в 2009 году был введен урок эвенского разговорного языка с 5-9 классы для учащихся с якутским языком обучения. Те, которые не имели возможность изучать язык предков в эвенских классах, охотно стали посещать уроки родного языка. Тем самым учащиеся, не имевшие ни малейшего представления о языке своих предков, приблизились к своим корням. Но нынче в связи с оптимизацией, отдельные эвенские классы, были объединены, а один час, отведенный для обучения эвенского разговорного языка, был аннулирован. Опыт показал, что кропотливая работа приносит свои плоды. И сегодня школа гордится успехами детей из эвенских классов, а успех – это не только свободное общение на уроках, это и победы на олимпиадах разного уровня, конкурсах, соревнованиях. Дети, изучающие 4 языка: якутский, русский, эвенский, английский - успешны во всем. Первые успехи появились уже в середине 90-х годов. Так, в 1999 году ученица из эвенского класса Никулина Нюргуяна, победив на викторине «Мой Пушкин», посвященном 200-летию А.С.Пушкина, была награждена путевкой в г. Санкт-Петербург (на экскурсию по пушкинским местам).
В 1996 году Черемкина Лина заняла I место в I республиканской олимпиаде по эвенкийскому и эвенскому языкам (г. Якутск); в 2002 году - I место в I региональной олимпиаде школьников по родным языкам малочисленных народов Севера (г.Нерюнгри), а в 2004 году Лебедев Дима также занял I место в II региональной олимпиаде МНС Сибири и Дальнего Востока (г.Якутск) и впервые в истории улуса был удостоен чести участвовать на Кремлевском балу выпускников.
Победителями и призёрами олимпиад разного уровня становились Корякина Нария , Черова Марианна, Слепцова Сардаана, Шелковникова Галя, Скрябина Айина , показав высокие знания по родному языку. В 2006 году в конкурсе сочинений на эвенском языке «Воспеваю свой родной край» в рамках II съезда эвенов Якутии Скрябина Айина заняла I место.
В 2010 году на I региональной дистанционной олимпиаде школьников «Язык и культура народов Северо–Востока России» Черемкина Настя заняла I место, получила диплом «Лучший видеоролик». В этом учебном году награждена дипломом «Надежда ИЯКНСВ России». В 2010 году Настя успешно участвовала на республиканском конкурсе «Будущий дипломат», заняв III место. После окончания школы, поступив в СВФУ, активно участвовала во всех мероприятиях. Так, 2014 году стала «Мисс СВФУ-2014», завоевала титул «Краса студенчества Дальневосточного федерального округа», участвовав во Всероссийском конкурсе «Краса студенчества России-2014» в г. Казань.
В июле 2010 года Тимофеева Маша выступила с докладом «Блюдо из оленины» в г.Якутске на фестивале ДТРК «Полярная звезда». Эта лишь малая часть успехов детей, изучающих родной эвенский язык. Отрадно то, что выпускники выбирают профессию учителя эвенского языка. Это Жиркова Валентина, Слепцова Сардаана, Скрябина Айина. С 2007 года стало традицией выезд учащихся эвенского класса на кочевье оленеводов с целью изучения традиционного уклада жизни и быта кочевого народа. Проводятся уроки под открытым небом и практические занятия. В 2006 году был разработан проект, в рамках которого и ведутся эти работы.
Учителя эвенского языка и фольклора, энтузиасты своего дела Слепцова А.Д., Скрябина А.А., Степанова Е.А., Никулина Д.И. и пропагандист эвенской культуры, учитель музыки Дохунаева О.М. вносят свой посильный вклад для сохранения и возрождения эвенского языка, культуры. Хотелось бы, чтобы эта традиция продолжалась, чтобы эвенский язык звучал как прежде у всех эвенов на устах, и чтобы национальный хоровод «Хээдьэ» собрал большой круг своих друзей – представителей разных национальностей.
Но вместе с тем сохраняется острая проблема сохранения родного языка. В последнее время сократили региональные компоненты в Базисном учебном плане МО РС(Я), что нас тревожит. При глубоком уважении доминирующим языкам, мне кажется, что ни в коем случае нельзя изучать их за счет родных языков, а вместе с родным языком.
В данное время приоритетными направлениями школы являются:
- создание условий для сохранения языковой и культурной среды посредством интеграции деятельности школы и социума;
- дальнейшая системная работа по становлении личности, творчески реализующейся и духовно обогащающейся на традициях эвенского народа и мировой культуры;