Выступление на педсовете по теме "Работа с одаренными детьми"
Выступление на педсовете по теме "Работа с одаренными детьми"
По мнению одного из ведущих исследователей проблем творчества (одаренности) американского ученого господина Торренса, "Творчество - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее". Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете по теме "Работа с одаренными детьми"»
Работа с одаренными детьми
(Выступление на педагогическом совете)
По мнению одного из ведущих исследователей проблем творчества (одаренности) американского ученого господина Торренса, "Творчество - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее". Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.
Принято определять следующие категории одарённости:
в познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов;
в художественно-эстетической деятельности – хореографическая, сценическая, изобразительная, музыкальная, литературно-поэтическая;
в практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивная, организационная;
в коммуникативной деятельности – лидерская.
Для чего я это говорю, вы сейчас поймете.
На первых же встречах с родителями, я настаиваю, чтобы для своих детей они обязательно нашли интересное дело в сфере дополнительного образования. Без этого невозможно вырастить гармонично развитую личность. Мои пожелания и родительские интересы чаще всего совпадают. Все дети из прошлого выпуска и сегодняшние, посещают кружки. И когда на классный час "Мир моих увлечений" дети принесли медали, дипломы, грамоты - думаю, ни у кого не возникли бы сомнения по поводу их одаренные. Оказалось, что в моём классе присутствуют все категории одаренности. Те, которые не достаточно хорошо решают задачи или пишут с ошибками, либо замечательно рисуют, либо талантливо танцуют или достигают хороших успехов в спорте.
Детей с высокими интеллектуальными способностями отличает успешность обучения. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация, высокий уровень трудности. Обычно новая тема для них становится понятной на первом же уроке , и отработка материала, необходимая для средних учащихся, становится часто тормозом для одарённых. Чтобы этого не произошло, стараюсь каждый этап урока в том числе и домашнее задание усложнить для "сильных", этому способствует и программа "Школа 2100", которая дифференцирует задания от базовых до повышенного и даже максимального уровня.
Дети активно участвуют в различных конкурсах и внеклассных мероприятиях, интеллектуальных играх, подготовке докладов, защите проектов . Проектная деятельность способствует неожиданному раскрытию способностей и талантов детей. Выбирается тема года, ("Чудеса света", "Математика на страницах истории", "Всё о моем городе" "Обо всем на свете"и т.д.), в соответствии с ней проекты готовят все без исключения. Результаты интересны не только на школьном уровне, два участника выступали на районной научно-практической конференции наравне с ребятами среднего и старшего возраста, дважды материалы исследований были опубликованы в сборнике ЛИРО.
Ученики с удовольствием принимают самое активное участие в международных олимпиадах, конкурсах по языкознанию «Русский медвежонок», по математике «Кенгуру»,», по истории «Золотое Руно», конкурс по естествознанию «Человек и природа» и т.д. По итогам прошлого года в классе 71 победитель конкурсов различного уровня.
Но чтобы прийти к результатам, требуется время, чтобы из этого сырца, из глины вылепить великолепный, до краёв наполненныё сосуд нужно потрудиться. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал "умнее", "способнее", "одареннее"? Наука считает "да", если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости, гибкости и других физических качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях - результат обязательно будет. Мне в этом помогает специальный курс по развитию познавательных способностей автора О.Холодовой "Юным умникам и умницам ". Занятия по курсу начинаю в период подготовки к школе по пособию "За три месяца до школы"того же автора.
Сейчас занятия, которые проходят в рамках внеурочной деятельности 2 раза в неделю, посещают практически все дети, уговаривать никого не приходится. На занятиях развиваются различные виды памяти, внимания, восприятие, воображения и мышления.
Начинается занятия с "мозговой гимнастики". Упражнения (качания головой, ленивые восьмерки, шапка для размышления) активизируют структуру мозга, обеспечивающие запоминанию, повышает устойчивость внимания.
Обучение должно быть победным! Создание у ребят положительного эмоционального фона способствует разминка. В неё включены лёгкие , способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора, которые подготовят ребенка к активной познавательной деятельности.
Хотите проверить свою реакцию? Разминка на тему "Мир живой природы". (с.80)
А вот упражнения, для тренировки слуховой памяти.(с.81).
Обязательным элементом занятий является "весёлая переменка". Она развивает не только двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько движений одновременно, (1).левой рукой до правого уха, затем наоборот, тоже самое с плечами 2). левую руку на голову, правой - круговые движения по животу; 3).левой рукой забиваете гвоздь, а правой -гладите что-то утюгом;4) левой ногой крутите от себя, а левой рукой - к себе; 5)колени- талия - плечи-уши
Курс О.Холодовой "Информатика, логика , математика" мне очень нравится, на кажется не совсем полным. Хотелось бы добавить элементы русского языка, литературы, окружающего мира. И я нашла такое пособие: "36 занятий для будущих отличников"автором курса является Людмила Мищенкова. Думаю это пособие позволит сделать нашу работу интересней, насыщенней и разнообразней. А вам всем желаю умных, талантливых, одарённых учеников.