Подведение итогов и получение обратной связи (4 минуты).
Ход занятия:
1. Приветствие.
Педагог: "Здравствуйте, ребята! Рады Вас снова видеть! Сегодня наше занятие будет немного отличаться от предыдущих, говорить мы будем, как и – о нашем здоровье и правильных привычках, которые помогут нам его сохранить. Но для начала давайте немного разомнемся".
Упражнение "Цветные ладони".
Цель: создание позитивного настроя в группе, установление контакта.
Ход упражнения. В руках у ведущего вырезанные из картона "ладони" – красная, синяя, желтая. Участники поворачиваются к своему соседу по парте и приветствуют друг друга разными способами. Если поднята красная "ладонь" – предстоит пожать руки, синяя – помахать друг другу рукой, желтая – улыбнуться.
2. Погружение в тему.
Беседа "Безопасность в сети"
Цель: создание ситуации для размышления о необходимости соблюдения мер безопасности в работе с компьютерами и электронными средствами связи.
Педагог: "Кто знает, как нужно вести себя на улице? (Внимательно и соблюдать правила осторожности). Почему? (Ответы участников). Улица полна разных опасностей. И если мы не будем следовать определенным правилам, мы рискуем не только своей жизнью, но и жизнью других людей, которые находятся рядом. Поэтому мы не трогаем оставленные на улице пакеты и другие одиночные предметы, не общаемся с незнакомцами и никуда с ними не ходим, переходим дорогу только в специальных местах и на зеленый свет.
А где, как Вы думаете, где так же важно соблюдать правила безопасности, как на улице? (Ответы участников).
3. Информационный блок.
Современные цифровые технологии часто подобны улице. В них есть место и приятным впечатлениям, и опасным закоулкам с неприятностями. И есть свои правила поведения, игнорируя которые мы рискуем не только своей безопасностью, но даже здоровьем и жизнью.
Известны случаи, когда чрезмерное увлечение компьютерными играми и социальными сетями стоило людям жизни. Так, например, одного 14-летнего школьника из Румынии пришлось увозить из Интернет-кафе на скорой, так как он уже не был в состоянии самостоятельно покинуть это заведение. Мальчик просидел в кафе 9 дней – он был просто одержим компьютерной игрой. Он лгал, перестал ходить в школу и даже мыться. За время пребывания в интернет-кафе он похудел на 10 кг.
А в нашей стране, в городе Екатеринбурге от инсульта погиб 12 летний ребенок, после того, как 12 часов без перерывов играл в компьютерные игры.
– Может быть, и Вам тоже знакомы неприятные последствия от чрезмерного увлечения современными компьютерными технологиями и гаджетами? (Ответы учеников).
Как мы видим, не смотря на множество приятных бонусов, которые нам дают современные цифровые технологии, они также могут принести нам немалый вред. Вот почему так важно помнить о некоторых правилах безопасности, подобно тому, как мы помним о правилах поведения на улице. Давайте вместе поразмышляем об этом…
4. Практическая часть.
Творческое упражнение "Цифровые улицы".
Цель: развитие осознанного отношения к использованию цифровых ресурсов и технологий.
Ход упражнения. Участники делятся на команды.
В соответствии с названием каждой команде дается задание – определить "плюсы" и "минусы" своей цифровой улицы: "Ютьюб", "Электронные игры", "Гаджеты" и "Социальные сети".
Цель: выработка правил безопасного обращения с цифровыми ресурсами и технологиями.
Ход проведения. Каждая команда представляет свою «улицу» и называет правила, которые помогут избежать опасностей на "Цифровых улицах". Ответы ребят записываются на доске и дополняются ведущим.
Комментарии ведущего по каждой Цифровой улице.
Улица "Ютьюб".
У каждого поколения молодых людей есть свои кумиры. И если раньше, для наших мам и пап это были герои экранов телевизора, киноактеры и певцы, то сейчас такими героями очень часто становятся видео-блоггеры. Ведь в наше время это один действенных способов рассказать о себе миру. Но, к сожалению, копируя поведение взрослых, мы не только не становимся взрослее, но и часто подвергаем себя риску.
Что же привлекает людей на такой "улице" интернета, как YouTube?
Поиск интересной информации.
Возможность творческой реализации (через свой видео-канал).
Возможность заводить знакомства по интересам.
В действительности все может выглядеть как раз наоборот…
Затем ведущий зачитывает риски и опасности улицы, выбранные учениками и при необходимости дополняет или комментирует их.
Зависимость самооценки от одобрения окружающих.
Увлечение нездоровыми идеями, погоня за славой любой ценой.
Утрата представлений о допустимых нормах поведения и морали.
Успешные видео-блоггеры рекомендуют начинать вести свой канал не раньше 14 лет. Это связано с особенностями развития нашей психики, которая в младшем возрасте еще не до конца сформирована и подвержена различным влияниям.
Критические и агрессивные комментарии могут серьезно навредить нашему внутреннему миру, а также оказать влияние на отношения со сверстниками и одноклассниками.
Поэтому для этого закоулка нашей улицы следует учесть самое важное правило:
Правило № 1: Не торопись быть как все. Сохраняй свою индивидуальность.
Правило № 2: Не соглашайся на реальную встречу со знакомыми по Интернету. Или предложи взять на встречу кого-нибудь из родителей.
Улица "Электронные игры".
Чем привлекает детей эта улица? (ее плюсы).
Возможность снять эмоциональное напряжение и развеять скуку.
В умеренных дозах – развитие логики и внимательности.
В ряде стран некоторые игры были запрещены законом, поскольку их признали потенциально опасными для психики и здоровья.
Правило № 3: Соблюдай временные ограничения и не забывай отдыхать от
цифровых технологий. Делай зарядку для глаз.
Правило № 4: Наполняй свою жизнь реальными радостными переживаниями и впечатлениями. Попроси родителей уделять тебе больше времени.
Улица "Социальные сети".
Возможность поддерживать связь с друзьями и родственниками из других городов.
Возможность объединяться ради общей цели – организация социально-полезных акций и т. д.
Рост популярности среди сверстников и одноклассников.
Правило № 5: Никогда не раскрывай свои личные данные.
Правило № 6: Не бойся рассказать о своих проблемах в сети близкому взрослому.
Правило № 7: Не открывай письма и сообщения от незнакомцев.
Правило № 8: Не переходи по ссылкам, которые могут прислать твои онлайн знакомые.
Правило № 9: Попроси родителей установить хороший антивирус и фильтры "Родительского контроля".
Улица "Гаджеты" (смартфон, планшет и др.)
– Наверняка у многих из вас есть такие электронные гаджеты как смартфон, планшет и компьютер…. Как вы себя чувствуете, когда долго смотрите в экран телефона? (Ответы участников). Гаджеты привлекают не только детей, но и взрослых. Во-первых, потому что это "быстрое и доступное развлечение", а во-вторых, они дают возможность быстро обмениваться интересной информацией, видео и музыкой. Как же выглядит теневая сторона увлечения гаджетами (ее еще называют гаджетоманией)?
Правило № 10: Делай перерывы-разминки каждые 15 минут за компьютером/гаджетом.
Правило№ 11: Играй в подвижные игры с друзьями в реальности.
В завершение обсуждения ребятам предлагается вспомнить свои любимые "живые" игры, в которые им нравится играть с друзьями и родителями.
Упражнение "Пальминг".
Цель: снятие напряжения глазных мышц, релаксация.
Ход упражнения. Участникам предлагается последовать одному из названных правил (правило №3) и сделать расслабляющее упражнение для глаз – "пальминг".
Инструкция: "Сядьте прямо, расслабьтесь. Соедините ладони вместе и хорошенько потрите их друг о друга, чтобы почувствовать, как они становятся горячими. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. Ладони должны лежать мягко, пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом – как вам удобнее. Главное, чтобы не было "щелочек", пропускающих свет.
Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. В результате получается, что ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук. Теперь опустите локти на стол. Главное, чтобы шея и позвоночник находились почти на одной прямой линии.
Проверьте, чтобы ваше тело не было напряжено, и руки, и спина, и шея должны быть расслаблены. Дыхание должно быть спокойным. Теперь попытайтесь вспомнить что-нибудь приятное: как вы отдыхали на море, как вас все поздравляли с днем рождения, или как вы смотрели ночью на звездное небо.… Побудьте в этом воображаемом месте и почувствуйте, как ваше дыхание становится все более спокойным и расслабленным. Давайте побудем в этом месте еще немного (1 минута).
Теперь давайте медленно приоткроем ладони и, не открывая глаза, аккуратно потрем их кулачками, чтобы они проснулись. Теперь откроем глаза и хорошенько ими поморгаем. Посмотрите вокруг. Насколько лучше и ярче все стало видно!"
5. Выводы и обратная связь.
Цель: подведение итогов, получение обратной связи от участников.
Ведущий: "Ребята, наше занятие подошло к концу и мне очень интересно узнать, что Вам особенно запомнилось и понравилось сегодня?
Было ли что-то, чего не хватило на занятии и почему?