Занятие по профилактике табакокурения для пятиклассников "Курение - коварная ловушка".
Занятие по профилактике табакокурения для пятиклассников "Курение - коварная ловушка".
На занятии обучающимся рассказывается о влиянии курения на детский организм, безопасных и интересных способах проведения досуга. Детей знакомят с фактами, свидетельствующими о вреде курения; способствуется выработке отрицательного отношения к курению, формированию установки на здоровый образ жизни; даются необходимые поведенческие приемы, позволяющие уклониться от вредного воздействия сверстников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие по профилактике табакокурения для пятиклассников "Курение - коварная ловушка". »
МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа
имени М.И. Светличной»
Занятие по профилактике табакокурения
«Курение — коварная ловушка...»
для обучающихся 5 класса
Подготовила
социальный педагог
Чехонадских
Лариса Николаевна
КРАСНОЕ
Цель занятия: Рассказать обучающимся о вредном влиянии на организм и безопасных и интересных способах проведения досуга.
Задачи: познакомить детей с фактами, свидетельствующими о вреде курения; способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формированию установки на здоровый образ жизни;
дать детям необходимые поведенческие приемы, позволяющие уклониться от вредного воздействия сверстников.
- Дети, скажите, зачем мы каждое утро делаем зарядку?
(Примерные ответы: что бы быть здоровыми, сильными, ловкими, не болеть...)
Я хочу предложить вам послушать один рассказ, а потом вы выскажите своё отношение к героям.
3.Чтение рассказа
«Жил-был в одной квартире говорящий попугай по имени Труша. Правда, это только считалось, что он говорящий, потому что его никто не учил говорить, а поселили его в клетку просто так, для украшения квартиры. Ну, еще для того, чтобы развлекать Васю. А Вася — это пятиклассник, обыкновенный мальчик, ничего особенного. Надо сказать, что Трушу Вася любил, сам убирал клетку, подливал воды и подсыпал корму, да и Труша платил взаимностью — не кусался, не царапался, когда Вася вытаскивал его из клетки на диво друзьям-приятелям.
Как-то раз пришел Вася из школы, поздоровался с Трушей, бросил портфель и начал звонить кому-то по телефону. Говорил тихо. «Ну, прямо как заговорщик», — подумал Труша. Через некоторое время Труша услышал звонок в дверь. Пришел Васин дружок, Витя. «Да-а-а, — подумал попугай, — не миновать сегодня представления, опять меня вытащат и перья будут рассматривать». Только ребята не спешили к нему, а наоборот, подошли к окну. Вася говорит:
- Отец с матерью сегодня поздно придут, так что комната успеет проветриться.
- Ну, давай тогда, чего ждешь-то! — с нетерпением проговорил Витя.
«О чем это они?» — подумал попугай. И тут он увидел, как его хозяин вытащил из кармана какие-то коробки — одну побольше, другую поменьше. Распечатал ту, что побольше, достал оттуда какие-то две белые вроде бы бумажные палочки. Одну со словами «Угощайся, старик!» протянул Вите, другую оставил себе. «А-а-а, — сказал про себя попугай, — я, кажется, догадался! Это, наверное, такие конфеты... Тогда почему он не угощает меня?» Но тут вдруг началось что-то совершенно непонятное. Из маленькой коробки Вася извлек огонь и, взяв в рот «конфетку», зажег ее. То же сделал его приятель. Комната быстро наполнилась едким дымом. Ребята, усевшись на диване, важно пускали его тонкими струйками. Витя даже пытался пускать кольца, но попугай этого искусства не оценил.
Бедный Труша, он никогда не нюхал табачного дыма. Он задыхался, его маленькие глазки начали слезиться. Он пытался улететь, но вспомнил, что сидит в прочной клетке и уж, конечно, улететь не может. Всегда такая красивая, с изящными, тонкими металлическими прутиками, клетка в эту минуту показалась Труше страшной тюрьмой.
А дыма в комнате становилось все больше и больше, и Труша вдруг понял, что если это не прекратится, то он и вовсе может испустить дух. Он засвистел, защелкал клювом, давая понять, что, мол, все, хватит, помогите-е-е! Но ребята, сидя на диване и покуривая, не понимали, о чем свистит попугай.
И тут вдруг случилось самое настоящее чудо.
Труша заговорил. Человеческим голосом с попугайским акцентом. Он громко и отчетливо произнес:
- Пр-р-рекр-р-ратите кур-р-рить! Умир-р-раю!
Вася от удивления так широко открыл рот, что сигарета выпала из него на пол. Витя, хорошо знавший попугая, тоже страшно удивился. Они тотчас затушили окурки. Однако Труша потребовал:
- Пр-р-роветр-р-рите квар-р-ртиру!
Друзья открыли настежь окно. Живительный свежий воздух ворвался в комнату. Труша вдохнул его полной грудью и почувствовал, что сегодня он, скорее всего, останется жив. Если, конечно, опять не взбредет в голову этим «курякам» травить его дымом.
Но ребята и не думали закуривать снова. Витя ушел домой, а Вася в изрядном беспокойстве, как бы попугай не проболтался родителям о том, что их сынуля балуется табачком, сел делать уроки.
Вечером пришли родители. Вася, с опаской поглядывая на Трушу, сообщил:
- Наш Труша научился говорить!
- Не может быть! — удивился папа. — А ну-ка, скажи нам что-нибудь!
«Научишься тут с тобой!» — с досадой подумал попугай, вспомнив сегодняшнее приключение. Но выдавать Васю не стал, а только сказал подошедшим родителям:
- Здр-р-равствуйте, дор-р-рогие!
С тех пор Труша — настоящий говорящий попугай, а Вася — некурящий школьник. Бросил. Совсем. Не хочет больше травить ни себя, ни своего любимого попугая. Родители так ничего и не узнали. Поэтому они очень удивляются, когда Труша время от времени вдруг громко и отчетливо произносит: «Кур-р-рить вр-р-редно!»
Вопросы для обсуждения:
1. Почему Труша заговорил?
2. Хорошо ли, если в твоем присутствии курят?
3. Как нужно относиться к курению в общественных местах?
4. Имеет ли право Труша (человек) на чистый воздух?
4.Сообщение цели занятия.
-Сегодня вы узнаете о том, почему вредно курить. Как страдают злостные курильщики от воздействия на организм никотина.
5. Результаты анкеты «Что вы знаете о курении?»
1. Как вы относитесь к курению?
а) отрицательно
11
б) положительно
-
в) мне всё равно
3
2. Почему люди курят?
а) по привычке
3
б) это модно и красиво
-
в) не знают о вреде сигарет
1
г) пробуют курить и не могут оторваться
10
3. «Пассивные курильщики» - это...
а) те, которых заставляют курить принудительно
1
б) те, кто находится в обществе курящих
13
в) те, кто курит в тюрьме
-
4. Есть ли в курении положительные стороны?
а) есть
1
б) нет
13
5. Знания о пагубных последствиях курения число курящих ...
а) увеличивает
8
б) уменьшает
6
6. Если бы вы узнали, что ваши друзья курят, вы бы рассказали им о вредном влиянии никотина на организм?
а) да
14
б) нет
-
7. Как вы относитесь к тому, что в парке, на площадке, рядом с вами кто-то курит?
а) плохо
13
б) хорошо
-
в) мне всё равно
1
8. Курит ли кто-то из ваших родителей?
а) да
6
б) нет
8
6. Беседа«Действие табачного дыма на организм человека».
Ребята, как вы думаете, на какие органы влияет табачный дым?
Влияют на головной мозг? Как? (Головные боли, раздражительность, снижение работоспособности, повышенная отвлекаемость. У курящих постепенно начинает снижаться память.)
- Что происходит с зубами? (Кариес, желтеют)
На ротовую полость, горло табачный дым влияет? ( Вызывает хроническое раздражение голосовых связок, сказывается на тембре голоса)
- Куда попадает табачный дым при вдохе? (В легкие)
Посмотрите, как изменились легкие курящего человека? (Потемнели)
Как, по вашему, влияет дым на работу сердца? (При курении увеличивается пульс, сердце сокращается чаще, «перегоняет» большое количество лишней крови. Происходит хроническое переутомление сердца. Это приводит в инфаркту миокарда.)
- А можете ли вы описать , как влияет курение на внешность человека? (Да)
- Как изменяется кожа? (Желтеет, стареет)
- Что происходит с волосами? (Седеют, могут выпадать)
- Как выглядят глаза курильщика? (Тускло, как будто в тумане)
- А сейчас немного отдохнем. Повторяем движения за мной.
Солнце глянуло в кроватку.
Раз, два, три, четыре.
Все мы делаем зарядку.
Раз, два, три, четыре.
Нужно нам присесть и встать.
Раз, два, три, четыре.
Руки вытянуть по-шире.
Раз, два, три, четыре.
Наклониться низко-низко.
Раз, два, три, четыре.
И на месте поскакать.
Раз, два, три, четыре, пять.
На носок, потом — на пятку.
Все мы делаем зарядку.
- Хорошо. Молодцы. Присаживаемся на места и поговорим о действии табачного дыма на организм человека.
8. Информационный блок о вреде курения (работа с плакатом)
Как вы думаете, ребята, много ли людей на земле курят?
Дети высказывают предположения.
По подсчетам ученых, каждый третий человек на земле курит. А это значит, что некурящих людей на земле значительно больше, чем курильщиков.
Давайте подсчитаем, сколько стоит выкуривание по одной пачке сигарет в день в течение года.
Например, 365 дней по 60 рублей в день = 21 900 рублей. (А 80, 100 руб)
Подумайте, что можно купить на эти деньги?
Посмотрите на доску. Я подготовила для вас плакат с основными доказательствами против курения.
Курение отнимает жизнь. Курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет.
Курение добавляет болезни. Все органы человеческого тела страдают от табака.
Курильщики в 10-30 раз чаще умирают от таких болезней, как инфаркт, рак, язва желудка.
Для детей курение в 2 раза опаснее, чем для взрослых. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков полпачки. Иногда, дети умирали после 2-3 сигарет, выкуренных подряд, от остановки сердца.
В табаке содержится 1200 ядовитых веществ. Самый страшный из них никотин, который по своей ядовитости равен синильной кислоте - смертельному яду.
Ученые, долгое время изучавшие курящих и некурящих школьников, пришли к выводу, что у курильщиков плохая память, слабое Физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат. Даже внешне курильщики отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы.
Курение отнимает наши деньги, которые можно было бы потрать на что-то полезное. Ученые подсчитали, что каждый курильщик тратит в среднем по 25000 рублей в год на сигареты.
От курения страдают некурящие. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками.
Курение мешает работе и бизнесу. Многие компании отказываются брать на работу курильщиков.
Курение становится причиной пожаров, от которых гибнут люди, уничтожаются материальные ценности.
Курение - это немодно. Сейчас в моде гладкая, ухоженная кожа, ослепительно белые зубы, спортивная фигура и крепкие мышцы.
Европа и Америка отказываются от сигарет. Норвегия твердо решила стать некурящей нацией. На Западе молодежь занимается спортом, ведет здоровый образ жизни. Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить. День 31 мая объявлен как Всемирный день без табака.
В России приняты законы против курения. В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях, на курортах и транспорте.
9. Заполнение таблицы плаката.
Давайте попробуем заполнить колонку «За» нашей таблички. Итак, почему же ваши сверстники курят?
Примерные ответы детей:
- За компанию.
- Из любопытства.
- По незнанию.
- Чтобы успокоить нервы.
- Чтобы снять напряжение.
- Чтобы казаться старше, взрослее.
- Чтобы казаться современным.
- Чтобы лучше работала голова.
10. Работа со словарем
-Знаете ли вы, какие вещества содержатся в табачном дыме? Определим основные компоненты табачного дыма по словарю.
Словарь.
Никотин- это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.
Смолы- это названия нескольких веществ, которые образуются при горении табака.
Угарный газ-это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.
Привыкание- это состояние, при котором кажется, что бросить курить невозможно.
ИТАК:
- Как называется вещество, которое содержится в табаке и вызывает привыкание?
Никотин: 1)является ядом;
2)влияет на работу мозга;
3)приводит к привыканию;
4)затрудняет доставку кислорода к мышцам и сердцу;
5)учащает сердцебиение.
- Поэтому курящие люди не могут бегать, быстро начинают задыхаться, их сердцу тяжело, оно страдает и болеет.
- По словам ученых, половина курильщиков хочет бросить курить, но не может. Они попадают в зависимость от никотина.
11. Устное задание
Продолжите фразу : « Я считаю, курить вредно потому что….».
(можно пользоваться плакатом)
12. Творческое задание «Раскрасьте курильщика»
(На работу дается 2-3 минуты)
- Покажите, что у вас получилось? Хотите быть похожими на это мальчика?
13. Дополнительное задание.
- К нам пришел почтальон. Принес письмо от вашего друга, который живет далеко, в Москве. С ним произошла неприятная история. Послушайте.
Здравствуй, дорогой друг! Пишет тебе Сережа. Со мной произошла неприятная история. Когда я гулял во дворе, подошли ребята по-старше. Они предложили мне покурить. Лешка рассказал, что курить — это здорово! Я буду выглядеть взрослее, солиднее, меня будут уважать старшие пацаны. Но, когда я попробовал, то у меня закружилась голова, стало тошнить, я начал сильно кашлять. Придя домой, я рано лёг спать. Родителям признаться не смог, побоялся. Да и мысли о том, что я буду модным, взрослым, современным не покидают меня. Как мне быть? Посоветуй, что делать дальше.
Сережа.
Я предлагаю вам написать краnкий ответ другу и посоветовать ему, как быть дальше. Курить или отказаться от сигареты сейчас, пока она не отравила ему жизнь?
- У вас на столе бумага и ручки. Напишите ответ другу.
Теперь, опустите письмо в почтовый ящик. Кто-то поделится с нами, что он посоветовал своему другу? (Несколько детей высказываются по теме.)
14. Чтение стихотворения
- Ребята, я некоторых из вас просила подготовить стихотворения. Давайте все вместе их послушаем.
(Заранее подготовленные дети читают стихотворение о вреде курения)
«Курение вредно», - знаем мы.
Мы быть здоровыми должны.
Мы выбираем танцы, спорт-
Футбол, хоккей, бег и скейтборд.
«Курить нельзя», - скажи и ты.
И сигарету на цветы
Смени на воздух, на друзей,
На красоту планеты всей.
Мы будем в чистом мире жить,
Творить, смеяться и дружить.
Пусть счастье будет нам на всех,
Любовь, здоровье и успех!
15. Подведение итогов (рефлексия «Яблонька»)
Наше занятие подошло к завершению. Как вы считаете, был ли полезным наш сегодняшний разговор? Что он дал вам?
- Что нового узнали на занятии?
-Какие факты были интересны?
-Какой вывод для себя вы сделаете после данного занятия?
Примерные ответы детей:
- Я узнал о том, что курение - это очень вредная и опасная привычка.
- Я узнал, что курение — это зависимость, а не просто развлечение.
- Узнал, что курение - это коварная ловушка, и ни в коем случае нельзя в нее попадать.
У меня на тарелке яблоки.
Оцените свою работу на занятии: (красное — всё понравилось; жёлтое — что-то не получилось; зелёное — было трудно)
Предлагаю выйти к доске и прикрепить яблоко того цвета к яблоньке, настроение которого соответствует вашему.
(Дети выходят к доске и прикрепляют яблоки.)
Занятие окончено. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Литература:
Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. – СПб, 2001. – 200с. 2. Горанская С.В. Табакокурение. Введение в наркологию. – Петрозаводск, 1999. – 182с. 3. Давиденко Д., Петленко В. и др.Основы здорового образа// ОБЖ. – 2003.- №3 4. Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие/ Под ред. М.И.Рожкова. – М., 2001. – 322с. 5. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. – М., 2000 6. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск, 1990. – 315с. 7. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. – СПб, 2001. – 250с. 8. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. В 7 т. Т.4. – М., 1957 9. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001. – 204с. 10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2000. – 230с.