воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
Оформление:
Плакаты:
- “Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум” (Геродот)
- “Здоровье – это единственная драгоценность” (Монтень)
- “Заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения” (Цицерон)
Оборудование:
интернет-ресурсы
интерактивная доска
ПК
Презентация
Ход занятия:
Организационный момент
Ребята, сегодня мы поговорим о том, что же необходимо знать, уметь, иметь, чтобы быть здоровыми.
Актуализация знаний
Ещё древнегреческий философ Сократ (470 - 399 до н.э.) сказал: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего детского организма.
Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию.
8) Доброе отношение к людям, к окружающей нас природе, животным.
9) Правильная организация отдыха и труда.
2. Режим дня, что это такое? (ответы детей)
Рано утром просыпайся,
Себе и людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся,
В школу смело отправляйся.
Чтоб ты не был хилым, вялым, Не лежал под одеялом, Не хворал и был в порядке, Делай каждый день зарядку! Позабудь про телевизор, Mapш нa улицу гулять - Ведь полезней для здоровья Свежим воздухом дышать. Нет плохому настроенью! Не грусти, не хнычь, не плачь! Пусть тебе всегда помогут Лыжи, прыгалки и мяч! Хоть не станешь ты спортсменом, Это право не беда – Здоровый дух в здоровом теле Пусть присутствует всегда!
3. Зачем человек ест? (ответы детей)
4. Мудрые философы говорят: «Дерево держится своими корнями, а человек пищей», как вы это понимаете? (ответы детей)
5. Вывод: человеку необходимо питаться.
6. Игра: «Полезное – неполезное»
Выберите продукты, которые полезны для вас и разделите на две группы:
7. Сколько раз в день необходимо питаться? (ответы детей)
Завтрак (дома).
Завтрак (второй в школе).
Обед.
Полдник.
Ужин.
8.«Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть» - почему так говорят? (ответы детей)
Каждому человеку для нормальной работы организма необходимы белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода, которые должны поступать вместе с пищей.
Режим питания тоже большую роль в рациональном питании. С самого рождения мы живем в определенном ритме, наше сердце сокращается с определенной частотой, существует ритм дыхания, ритм выделения пищеварительных соков – это работают наши биологические часы. Так пищеварительные соки вырабатываются с 13 до 14 часов и с 18 до 19 часов в максимальном количестве, а небольшом количестве каждые 1,5 часа. Поэтому прием пищи в определенное время считается наиболее физиологичным.
Нарушение режима питания играет отрицательную роль в здоровье человека. Оно проявляется в уменьшении количества приемов пищи в день с четырех – пяти до двух, неправильном распределении суточного рациона питания, так в ужин съедается до 65 % от всей пищи, положенной на день, а ведь самым плотным должен быть завтрак, затем обед и лишь 20 % должны принадлежать ужину.
9. Давайте построим пирамиду здорового питания, разработанную НИИ Питания РАМН, состоящую из пяти групп пищевых продуктов.
Важно помнить два принципа:
Ежедневно организм должен получать все необходимые пищевые вещества.
Количество пищевых веществ должно соответствовать индивидуальной суточной потребности человека в энергии.
То, чем позавтракал утром, влияет на наше настроение и самочувствие весь день. Вкусный завтрак должен быть здоровым и разносторонним, но ни в коем случае однообразным. Общее мнение такое, что на завтрак надо обязательно есть кашу.
11. Второй завтрак (в школе):
Хороший завтрак - это не значит наесться так, чтобы потом нельзя было встать со стула. Хороший завтрак подразумевает оптимальное сочетание продуктов, содержащих белки, углеводы, жиры, витамины и другие полезные вещества, нужны организму после сна.
12. Обед:
Обед — второй или третий приём пищи в день (обычно после первого либо второго завтрака). Как правило на обед подается горячая пища
13. Чем можно заняться после обеда? (ответы детей)
Попрыгать.
Почитать книгу.
Порисовать.
Потанцевать.
Побегать.
Поиграть с конструктором.
14. Полдник:
Можно на полдник есть булочки, вафли, печенье с чаем, соком или молоком.
Какие вы знаете молочные продукты? (ответы детей)
15. Пора ужинать:
Ужин – последняя еда перед сном. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу: запеканки, творог, омлет, кефир, простоквашу.
16. За многие годы были сформулированы три основных правила в питании разнообразие, умеренность и своевременность.
17. «Овощи – кладовая здоровья» - почему так говорят? (ответы детей)
18. Кроссворд: «Овощи – фрукты»
По горизонтали:
Я румяную Матрёшку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрёшка Упадёт сама в траву. (Яблоко)
Огурцы они как будто, Только связками растут, И на завтрак эти фрукты Обезьянам подают. (Банан)
Синий мундир, белая подкладка, В середине - сладко. (Слива)
Этот плод сладкий хорош и пригож, На толстую бабу по форме похож. (Груша)
Отгадать не очень просто - Вот такой я фруктик знаю - Речь идет не о кокосе, Не о груше, не о сливе, - Птица есть еще такая, Называют так же - ... (Киви)
Ни в полях и ни в садах, Ни у вас и ни у нас, А в тропических лесах Вырастает ... (Ананас)
По вертикали:
Золотистый и полезный, Витаминный, хотя резкий, Горький вкус имеет он. Когда чистишь – слезы льешь. (Лук)
Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка. (Капуста)
Что это за рысачок Завалился на бочок? Сам упитанный, салатный. Верно, это … (Кабачок)
Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла, Крупна, кругла, сладка на вкус, Узнали вы, кто я? ... (Свекла)
Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, Сладка, а не сахар, С хвостом, а не мышь. (Репка)
19.«Люди с самого рождения жить не могут без движения» - как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
Организму важно не только поступление энергии с пищей, но и её расход. А это значит - необходима физическая нагрузка, при которой жир сжигается наиболее эффективно.
Речь идет совсем не о необходимости изнурительных физических упражнений. 30 минут любой физической активности в день, но ежедневно!
Запомните правило:
«ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА В ЛЮБОЙ ФОРМЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЕЁ ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ».
20.Белки, жиры и углеводы.
Ученые установили, что примерно половину всей пищи, которую человек съедает за день, должны составлять продукты, содержащие углеводы. Это хлеб, крупы, картофель, овощи, зелень. Третью часть дневного рациона должны составлять белки – это мясо, рыба, молоко, яйца. А шестую часть жиры – сливочное и растительное масло.
Питание должно быть разнообразным – разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в организм необходимых веществ.
Пища должна тщательно пережевываться – пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельченная пища легче переваривается.
Не допускать переедания – с избытком пищи не справляется пищеварительная система, пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется. Последний прием пищи должен быть не позднее 2-х часов до сна.
Не торопиться во время приема пищи – продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30-40 минут – при двух. Так достигается насыщение без переедания.
21. Витамины.
Недостаток витаминов всегда дает о себе знать. Многие из нас испытывают воздействие зимних и весенних гиповитаминозов — состояний, вызванных недостатком витаминов. Это — быстрая утомляемость, раздражительность, плохой аппетит, трещинки в углах рта, сухость и шелушение кожи. Все это — следствие серьезных изменений в обмене веществ, то есть внешнее проявление предболезни, которая может перейти в болезнь.
Важный путь улучшения обеспеченности организма витаминами — увеличение потребления овощей и фруктов. Но овощи, увы, поставляют нам в основном витамин С. Хоть он и очень важен, но ведь организму нужны и другие: витамин A необходим для зрения, нормального состояния слизистых покровов, в частности дыхательных путей; D — обеспечивает всасывание в кишечнике кальция; E — защищает ткани от разрушения под воздействием кислорода; K — участвует в процессе свертывания крови; витамины группы B и другие входят в состав ферментов, необходимых для управления обменом веществ.
22. Рациональное питание:
Рациональное питание - одна из главных составных частей здорового образа жизни и факторов продления активного периода жизнедеятельности.
В нашей школе строго соблюдаются основные условия физического развития ребенка - рациональноепитание, режим дня, прогулки на воздухе.
Рациональноепитание быстро растущих детей, особенно подростков, определяет их полноценное развитие и здоровье в будущем.
Надо отметить, что рациональное питание школьников не сводится только к "дробному" употреблению углеводов. Правильное питание должно обеспечить поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков и витаминов.
Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
Мойте фрукты и овощи перед едой.
Перед приемом пищи мысленно поблагодарите всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища. И конечно, тех, кто приготовил вам еду.
26. Игра «Приготовь блюдо»
Задание: приготовьте традиционные русские блюда (выберите продукты, необходимые для приготовления блюда)
27. Выберите слова для характеристики здорового человека:
красивый ловкий статный крепкий
сутулый бледный стройный неуклюжий
сильный румяный толстый подтянутый
ВЫВОД:КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ. ВЕДЬ НИКТО НЕ ПОЗАБОТИТСЯ О ТЕБЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ТЫ САМ.
28. Правила, которые обеспечивают хорошее состояние здоровья
Правильное питание.
Соблюдение режима дня.
Закаливание (физические упражнения, спорт).
Правильная организация труда и отдыха.
Соблюдение правил гигиены.
Доброе сердце, добрые дела, поступки.
29. АРИФМАЦИИ:
Я хочу быть здоровым!
Я могу быть здоровым!
Я буду здоровым!
30. Итог урока. Домашнее задание:
* Понравился ли вам, наш урок?
* О чём мы с вами говорили?
* Какие выводы вы для себя сделали?
* Расскажи о своем любимом блюде. Чем оно полезно?
СПАСИБО! БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
Конспект занятия во 2 а классе по ЗОЖ по теме: «Наше питание»
Цели:
Систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни.
Закрепить представления детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
Воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.
Расширять знания о питании и его значимости.
Учить учащихся рассуждать, делать выводы.
Оборудование: презентация, карточки для работы, кружки зелёного и красного цветов.
Ход занятия:
Оргмомент:
-Ребята встаньте тихонько у своих парт и улыбнитесь друг другу. Улыбка может согреть вас и ваших друзей теплом и улучшить всем настроение. Хорошее настроение поможет нам справиться с любой задачей. А сейчас сядьте все прямо, и мы начнем наше занятие.
Вводная беседа:
-Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. Необходимо приложить много усилий, чтобы сохранить своё здоровье. Давайте вспомним, а что значит: быть здоровым? Выберите слова - характеристики здорового человека.
Сегодня мы продолжим разговор о здоровье. Только тему урока вы должны будете назвать самостоятельно. Посмотрите на экран
- Что изображено на слайде. Назовите одним словом (продукты питания).
- Давайте вспомним, как они называются (арбуЗ, помиДор, мОлоко, сыР, яйцО, Виноград, морковЬ, апЕльсин.
- Хорошо! Составьте слово из выделенных букв (здоровье).
- О чём пойдёт речь на нашем занятии?
- Молодцы!
Объяснение материала:
- В жизни каждого человека большую роль играет пища.
Сегодня мы поговорим с вами о здоровом питании. Узнаем много нового и вспомним хорошо забытое старое.
- Ребята, скажите, для чего мы едим, зачем нам принимать пищу.(Ответы детей)
- Правильно, молодцы!
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Режим дня.
- Чтобы быть здоровыми, сколько раз в день нам надо питаться? Давайте посчитаем ( I завтрак, II завтрак, обед, полдник, I ужин).
- Правильно! Для того, чтобы организм был здоровым определённую пищу надо принимать в определённые часы.
- Как вы думаете, что надо есть в каждый приём пищи? (Ответы детей)
Овощи и фрукты.
- Соблюдать режим дня для того, чтобы приносить здоровью пользу – мало. Надо ещё правильно питаться. Употреблять в пищу продукты, которые богаты витаминами. Витамины – источники жизни. Если их не хватает, то люди часто болеют.
- А что это за продукты, в которых содержится большое количество витаминов?
- Конечно, это овощи и фрукты. Их надо есть каждый день.
- Давайте поиграем в игру «Составь слово». Надо из рассыпавшихся букв составить слова, а также сказать, что из него можно приготовить (морковь, яблоко, помидор, капуста, огурец, груша, виноград).
- Молодцы!
Полезные и вредные продукты.
- Не все продукты, которыми питается человек, полезны. Ребята, а какие продукты можно считать полезными?
- Правильно, полезные продукты те, которые приносят пользу организму. Полезные продукты – залог здоровья.
-А какие полезные продукты вы знаете?
Вот послушайте стихотворение про мальчика Петю и скажите, полезные ли продукты употреблял Петя?
Ем всегда я что хочу —
Чипсы, вафли, чупа-чупс...
Каши вашей мне не надо,
Лучше тортик с лимонадом,
Не хочу я кислых щей,
Не люблю я овощей.
Чтоб с обедом не возиться,
И колбаска мне сгодится
Всухомятку — ну и что ж!
Чем обед мой не хорош?
И последний мой каприз —
Дайте «Киндер» мне «Сюрприз».
- Что Петя делал неправильно?
(Ел много сладкого, всухомятку, не любил есть кашу и щи).
- Молодцы!
- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Светофор здоровья». У вас на столах лежат кружочки, возьмите их. В нашем светофоре будет два сигнала: красный и зелёный (какого не хватает?) Если вы увидите картинку, на которой изображён полезный продукт – то поднимайте зелёный кружок, если продукт не полезен – красный.
«Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».
Подведение итогов.
- Давайте подведём итоги:
1. Необходимо питаться разнообразной пищей.
2. Употребляйте как можно больше фруктов и овощей.
3. Старайтесь есть в одно и то же время.
4.Утром перед уроками обязательно завтракать.
5. Ужинайте не позже, чем за два часа до сна.
Не соблюдение правил приёма пищи может стать причиной различных болезней. Привычка есть наспех, кое-как пережёвывая пищу, не ощущая вкуса и не получая удовольствия от еды, наносит вред здоровью.
- И, напоследок, мне бы хотелось, чтобы вы послушали и посмотрели полезные советы и навсегда их запомнили.
- Все молодцы! Спасибо за работу!
Описание слайда:
Школа Здоровья здоровьесберегающий исследовательский проект учащихся младших классов МОУ гимназии №6 Красноармейского района города Волгограда.
№ слайда 2
Описание слайда:
Цели проекта Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.Расширять знания и навыки учащихся по гигиенической культуре, культуре здорового питания.Способствовать формированию у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
№ слайда 3
Описание слайда:
Задачи проекта Формировать у детей мотивационную сферу здорового питания .Обеспечить физическое и психическое саморазвитие обучающихся. Вызвать дискуссию и привлечь к ней творчески активных учащихся, их родителей, а также специалистов области здоровьесбережения.Укреплять здоровье детей в процессе обучения.Формирование ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.Научить учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.В работе над проектом создать условия для формирования и реализации личностных качеств учащихся, их творческих и коммуникативных способностей
№ слайда 4
Описание слайда:
Участники проектаВ проекте участвуют обучающиеся 2 «А» класса МОУ гимназии №6 Красноармейского района города Волгограда.
№ слайда 5
Описание слайда:
Руководитель проекта Проект проходит под руководством учителя начальной школы МОУ гимназии №6 Каменевой Татьяны Александровны
№ слайда 6
Описание слайда:
Место реализации проекта Реализация проекта осуществляется в муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии №6 Красноармейского района города Волгограда.
№ слайда 7
Описание слайда:
Прогноз Повышение интереса учащихся к представленным проблемам здороровьесбережения. Формирование у обучающихся начальной школы элементарных знаний и умений по созданию условий для сохранения и укрепления своего здоровья, знаний о рациональном питании и его значении для хорошего самочувствия и работоспособности. Применение полученных знаний по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.
№ слайда 8
Описание слайда:
№ слайда 9
Описание слайда:
Старт В феврале 2007 года обучающимися начальной школы МОУ гимназии №6 было рассмотрено предложение об участии в городском конкурсе по здоровому питанию. В конкурсе приняло участие большое количество детей и их родителей. Это побудило ребят к продолжению работы в рамках здоровьесберегающих технологий и созданию творческого проекта «Школа Здоровья».
№ слайда 10
Описание слайда:
Сентябрь 2007 года Учеников младших классов гимназии №6 заинтересовала идея распространения здорового образа жизни, и было принято решение о сборе информации о методах и приёмах здоровьесбережения, которые помогли бы подрастающему поколению ощущать себя в гармонии с миром, быть действительно здоровыми.
№ слайда 11
Описание слайда:
Первые шаги… Занятия «Школы Здоровья» проводились еженедельно, интерес к занятиям возрастал, но чтобы привлечь к проблемам здорового образа жизни и, особенно, к проблемам здорового питания школьников ещё большее количество детей и их родителей, было решено провести праздник «Здоровая пища для всей семьи» для учащихся 2-х, 3-х классов. Итогом проведения школьного праздника стало участие в мультиконкурсе «Яствография» в рамках Российского открытого заочного интеллектуально-творческого конкурса «Познание и творчество».
№ слайда 12
Описание слайда:
На конкурсе были представлены следующие задания: Вопросы по истории русской кухниПроведение внеклассного мероприятия по здоровому питаниюПроведение викторины «Блюда русской кухни со страниц литературных произведений»Конкурс на лучшую пантомиму пословицы о едеСочинение оды о блюде здорового питанияРазработка новых заданий конкурса
№ слайда 13
Описание слайда:
Первые победы Нам удалось заинтересовать учащихся, и после проведённого внеклассного мероприятия многие ребята с большим энтузиазмом присоединились к работе над проектом. А вскоре после получения диплома лауреата мультиконкурса «Яствография» в рамках Российского открытого заочного интеллектуально-творческого конкурса «Познание и творчество» сформировалась постоянная слаженно работающая команда. Каждое занятие приносило детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости, помогало реализовывать полученные знания о здоровом образе жизни и здоровом питании на практике
№ слайда 14
Описание слайда:
№ слайда 15
Описание слайда:
Итог Время идёт, и на данный момент мы работаем над созданием рукописной книги, разрабатываем комбинированные уроки, классные часы и внеклассные мероприятия о здоровом питании и здоровом образе жизни для школьников и их родителей под руководством наших учителей. «Школа Здоровья» знакома не только учащимся наших классов, но и всем ученикам начальной школы нашей гимназии и их родителям. Нами получены необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, а в частности, по правильному полноценному питанию. Мы учимся использовать полученные знания в повседневной жизни. Работа над проблемами укрепления и сохранения здоровья продолжается!
№ слайда 16
Описание слайда:
Перспективы Вскоре мы надеемся, что нам удастся завершить работу над созданием рукописной книги о здоровом питании и здоровом образе жизни, а разработанные нами внеклассные мероприятия помогут другим детям лучше усвоить знания и представления об особенностях своего организма, психологически подготовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.