Просмотр содержимого документа
«Жанры казачьих песен»
Жанры казачьих песен.
Цели:
Создать условия для формирования у учащихся понятия «жанры казачьих песен.
Развивать музыкально-языковое мышление учащихся.
Создать условия для углубления патриотических чувств у учащихся.
Песня «Мы с тобой казаки» может послужить эпиграфом к нашему занятию, тема которого «Жанры казачьих песен», иначе говоря, о чём пели наши предки – казаки. Но, прежде всего, я хотела бы спросить вас, а что же означает слово казак? (Это название коренного народа ). – Да, конечно, казаки не мирились с рабством, крепостным правом. На Дону для казаков была «ширь и простор», где казаки издревне проживали родами и племенами носящие разные названия, но имея общее казаки. – А как вы думаете, казаки любили петь? – А когда же звучали песни? (Праздники, труд, война, гулянья, посиделки и т.д.) – А какие по характеру были эти песни? (Весёлые и грустные)
2. Введение новых понятий
– Грустные песни у казаков были не такие, от которых хотелось плакать, а песни – думы, раздумье. Послушайте песнь «За лесом солнце просияло» и попробуйте определить характер, содержание песни.
а) Слушание: «За лесом солнце просияло»
Ответы учащихся: темп – медленный, характер – сдержанный (показать жестом). Содержание – проводы на войну.
– Что это за жанр? (Песня-дума) – Да, казаки идут на войну защищать своё Отечество. Они не знают, останутся ли живы, размышляют о своих семьях, оставшихся без кормильцев. – Проводили мы казаков, а какими мы их видим на войне, было ли у них время печалиться? (На войне они были смелыми, бравыми, сильными, не боящимися никаких трудностей) – Так появились строевые военные песни. – Прослушайте казачью песню «Не боимся мы Французов». Определите характер песни. – Почему её называют строевой? характер – бравый, смелый, задорный; (шли строем – строевые).
Учащиеся: характер – бравый, смелый, задорный; шли строем – строевая.
в) Беседа.
У.: А все ли казаки возвращались с войны? – Да, были и такие семьи, в которых навсегда поселилось горе. Это те матери и жёны, которые потеряли своих мужей. – Могли ли звучать весёлые песни? (Нет). – Правильно, пели другие песни. Какие они были по характеру? (Грустные) – Их называли лирические песни. Мы на прошлом уроке начале разучивать песню «Вдовы России». – Кто написал эту песню? (композитор Григорий Пономаренко). – Эта песня написана в наше время (современная, но композитор сохранил традиции казачьей песенной культуры)
г) Работа над песней «Вдовы России» (в сопровождении баяна).
– Вот какую прекрасную лирическую песню написал Г. Пономаренко. Памятник этому композитору установлен в г. Краснодаре, возле здания Краевой филармонии, где проходят различные конкурсы и концерты.
– Ребята, а когда наступало время праздников, какие звучали песни: строевые, лирические, песни – думы? – Существует ещё один жанр казачьей песни. О каких песнях идёт речь? (О плясовых)
– Каков, как вы думаете, каков был характер этих песен? (весёлые, танцевальные, заводные, ноги так и неслись в пляс)
– Мы увидели, насколько разнообразны казачьи песни. Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? С какими жанрами казачьих песен мы сегодня познакомились? (Песни-думы, строевые, лирические, плясовые-гулебные). – Казаки умели и воевать, и отдыхать, но самое главное – они чтили традиции и уважали предков, были истинными сынами своего Отечества. – А как называют человека, который любит свою Родину, готов отдать жизнь за Отечество? (Патриот) – А как же будет называться жанр песни, если в ней говориться о любви к Родине? (Патриотическими) – У каждой страны есть самая главная патриотическая песня, которая вместе с флагом и гербом является символом страны.