Просмотр содержимого документа
«Землю солнце красит, а человека труд»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Чумаковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Землю солнце красит, а человека труд
Землю солнце красит, а человека труд
Цель: расширить представление детей о значении труда в жизни общества.
Задачи:
- привлечь внимание детей добросовестному отношению к труду;
- показать необходимость труда в жизни человека;
- убедить учащихся в том, что их главная цель – учеба;
Добрый день дорогие ребята! Тема нашей сегодняшней беседы «Землю солнце красит, а человека труд».
Вступление.
- Дорогие ребята! Прошу работать активнее, отвечать смелее. Сегодня мы поговорим о труде.
Мы узнаем с вами, почему именно труд красит человека, в чем это заключается. И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
- Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел на работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
(словарная работа)
Земледелец- человек работает на земле.
Купец- человек занимающийся ведением торговли. Слайд 2.
Случилось через некоторое время, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот. - А ты заржавел и сделался хуже, чем был, потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
-Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа
-Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
-Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя).
- Какой вывод мы можем, сделать, послушав этот рассказ?
-Труд красит человека, а безделье его уродует.
- Без труда человек заржавеет и заболеет
-Только в труде человек может проявить все свои самые лучшие качества
-Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку не вытащишь без труда. Русские народные пословицы на первое место всегда ставят труд.
Послушайте пословицы и объясните смысл каждой из них.
1.Дело мастера боится.
2.Труд кормит, а лень портит.
3.Глаза боятся, а руки делают.
4.Труд-радость жизни. (Дети объясняют)
5.Делу время потехе час
Мы видим, что труду люди всегда уделяли большое внимание.
-Объясните смысл пословицы Делу время, потехе час.
- Всему должно быть свое время и делу и потехе ( веселье, развлечение, досуг) Нужно уметь и трудиться и отдыхать
Инсценировка басни«Стрекоза и муравей»
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком. Был готов и стол, и дом. Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет. На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой. И до вешних только дней. Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» — Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты...» — «Я без души Лето целое все пела». — «Ты все пела? это дело: Так, поди, же, попляши!»
Беседа
-Как мы можем охарактеризовать муравья? Какой он? ( трудолюбивый)
-А стрекоза? ( легкомысленна, она только пела и плясала)
- Стоит думать не только о своих развлечениях, но и о хлебе насущном.
- Человек в обществе, в классном коллективе ценится по труду. Не сразу человек может выполнить большую и сложную работу. Надо начинать с малого. Каждый из вас в классе несет ответственность за порученное дело.
У меня к вам такое задание, которое называется
« Доброе дело в школе и дома»
-Вспомните. Что вы умеете хорошо делать.
( Содержать в порядке свои вещи, учебную принадлежность, ухаживать за своей внешностью, одеждой, убирать класс, группу, подметать и мыть полы, протирать пыль, ухаживать за цветами, гладить одежду, выращивать цветы на клумбе)
-Можем мы принести славу своим трудом? Как?
-Мы должны добросовестно относиться к своим обязанностям, чтоб вас отметили только с хорошей стороны.
- Труд имеет, и большое личное значение Труд помогает человеку раскрывать свою личность, показать свои способности.
Где мы свои можем проявить свои способности?
-Когда готовимся к общешкольным мероприятиям (поем, танцуем, готовим инсценировки)
Когда участвуем (в конкурсе поделок, стенгазеты, новогодней игрушки, конкурсе наши таланты)
- Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками
Упражнение «Это мы можем»…
Я попросила вас принести некоторые экспонаты выполненные вами. Кто хочет рассказать нам как сумел «сотворить» такое?
(Дети представляют свои работы)
-Эти работы - это ваш личный труд. Этот труд красит вас?
-Да (Сделали своими руками, От этого есть польза, можем украсить группу, получили радость и удовольствие)
- За свой труд, за умелые, талантливые руки таких людей называют человек – золотые руки. Их поощряют, они получают награды: почетные звания, грамоты, ордена, медали. И не зря говорят, труд красит человека.
- Давайте вспомним наше правило о труде (читают по одному):
Ничто и никогда, Не даётся без труда.
Умей, если нужно, заштопать чулок,
Без помощи свой приготовить урок.
Будь первым в ученье, будь первым в труде,
У нас белоручек не любят нигде.
Физкультминутка.
.Руки вверх и руки вниз
Ты давай-ка не ленись!
Вверх и вниз рывки руками
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи
Руки движутся на встречу(одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются).
Руки в боки, улыбнись.
Вправо – влево наклонись (наклоны в стороны).
Приседанья начинай
Не спеши, не отставай (приседают)
А в конце - ходьба на месте
Это всем давно известно (ходьба на месте)
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели (Дети садятся).
Все, чего человек достиг, он достиг благодаря труду. Уютные дома, красивая одежда, вкусная еда, интересные развлечения – все это плоды труда.
Каждое утро люди начинают с работы. Водитель забирается в кабину, рабочий становится к станку. Студент берет книгу, ведь чтение – это тоже труд. Сотрудник офиса включает компьютер, домохозяйка зажигает плиту, а рыбак выходит в море. Школьник садится за парту. Никто не остается без дела. Все потому, что труд – естественное занятие человека.
Сегодня вы сидите за школьной партой. Что для вас главный труд?
Учёба – это ваш главный труд, причем не простой труд. Хорошие оценки - результат вашего труда.
Что нужно делать для того, чтобы у вас были хорошие оценки.
Внимательно слушать объяснение учителя на уроке.
Спрашиваешь учителя о том, что тебе было непонятно при объяснении нового материала.
Всегда выполнять домашнее задание
Продумать, что и как нужно выполнять, и лишь тогда приступаешь к выполнению домашнего задания.
Работаешь внимательно, хорошо обдумываешь, как лучше сделать работы
Правильно, если вы будете все это выполнять, то у вас будут хорошие успехи в учебе.
. Заключительное слово.
Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?
- Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.
Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
- И пусть девизом вашей жизни станут слова:
«Землю солнце красит, а человека-труд».
Подведение итогов (рефлексия).
Слушайте, смотрите, мотайте на ус-
Выбирайте работу по душе на любой вкус!
Да нельзя, конечно, сразу
Стать пилотом и врачом,
Водолазом, скалолазом,
Знаменитым скрипачом,
Стать полярником отважным,
К дальним звездам улетать.
Самым лучшим,
Самым нужным,
Самым важным сразу стать.
Да, нельзя…
Но можно сразу
И учиться,
И мечтать!
Каждый может выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело.
Труд – основа нашей жизни,
Он любой украсит день.
Нет стыднее укоризны,
Что тебе трудиться лень.
По душе найди работу,
Будь в ней Мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.
Мы будем учиться,
Мы будем трудиться,
Чтоб Родина нами
Могла бы гордиться!
Итог.
Наша беседа подошла к концу. Как высчитаете, полезным ли для вас был сегодняшний разговор?
- Да.
- Что вы запомнили? Что вам понравилось?
-Мне понравилось высказывание «работать, засучив рукава» Это значит нужно хорошо работать.
-Мне понравился рассказ «Два плуга» (про труженика и лодыря)
- Что вы поняли из нашего разговора?
- Я понял, что чтобы чего-то в жизни добиться, надо трудиться.
- Скажите, когда труд красит человека? (только тогда, если он будет добросовестно трудиться, выполнять свои профессиональные обязанности во благо народу, Родине)
- Ребята, вы хорошо потрудились! Молодцы! Надеюсь, хорошие моменты остались в вашей памяти. И каждому из вас есть над чем задуматься.