Приобщение детей к истокам родной культуры и духовности на основе сибирского фольклора.
Воспитывать интерес, любовь
Действующие лица:
Зайчик, лиса , Зимушка –Зима.
Оборудование:
Ёлка, пеньки, снежинки – декорации
Ход занятия
Под тихую музыку дети заходят в зал. Воспитатель читает стихотворение
М. Пожаров
Разукрасилась зима: на уборе бахрома
Из прозрачных льдинок, звездочек – снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах, в разноцветных огоньках,
Льёт вокруг сиянье, шепчет заклинанье:
-Лягте, мягкие снега, на леса и на луга,
Тропы застелите, ветви опушите
На окошках, Дед Мороз, разбросай хрустальных роз
Лёгкие ведения, хитрые сплетения.
Ты, метелица, чуди, хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым в поле поседелом!
Спи, земля моя, усни, сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета , нового рассвета!
Воспитатель: Какая чудесная мелодия, вы хотели бы ее прослушать дальше? На что она похожа, как можно сказать про эту музыку? (Легкая, радостная, снежная, пушистая, зимняя)
Это зимняя мелодия, а вам нравится зима? Чем, тебе, Виталя, нравится, а тебе, Полина? Чем Милане нравится зима, а чем, Юле?
Скажите мне, ребята, а что вам хотелось бы сделать в это чудесное, сказочное время года? (Кататься с горки, на санках, играть в снежки, валяться в снегу… .)
Воспитатель: Я предлагаю вам совершить прогулку по зимнему лесу, хотите отправиться вместе со мной? Тогда давайте собираться в дорогу.
Мы отправимся сегодня на прогулку в зимний лес.
Верю, дети, там мы встретим много сказочных чудес!
Воспитатель читает стихотворение о зиме
Уж ты зимушка, зима
Закружила, да замела
Все дорожки, все лужки
Негде деточкам пройти.
Мы шагаем по сугробам, Дети идут, высоко поднимая ноги
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, Садятся и поглаживают ноги
Наши ноженьки устали. ладонями снизу вверх.
Сейчас сядем, отдохнем,
И опять гулять пойдем
Воспитатель: Но, что это, ребята? Я вижу какие – то отпечатки на снегу. Давайте спросим у мальчиков, как они думают, что это? А как думают девочки? Правильно, это следы. Я хочу предложить вам угадать, чей это след. Хотите поиграть в игру?
Дидактическое упражнение “Узнай животное по следу” (расширение кругозора)
Детям предлагается выбрать и назвать след дикого животного и соотнести след с его иллюстрацией. Следы зайчика и лисы.
Появляется зайчик.
Зайчик:
Здравствуйте, ребята
Очень рад вас видать
Хочу с вами поиграть.
Игра «Зайчики и Лисичка»
(Под музыку дети прыгают, в конце игры выходит Лисичка и догоняет зайчиков, зайчики убегают на стульчики.)
Лисичка: Здравствуйте, ребята
В круг скорей вставайте
И со мною поиграйте.
(Дети играют вместе с лисичкой и зайчиком.)
В зал входит Зимушка.
Чтец; (встречает гостью – Зиму)
Здравствуй, гостя – зима! Строй мосты по рекам
Просим милости к нам. И ковры расстилай.
Песни севера петь Нам не стать привыкать,-
По лесам и степям. Пусть мороз твой трещит;
Есть раздолье у нас,- Наша русская кровь
Где угодно гуляй; На морозе горит!
Зимушка:
Здравствуйте, мои друзья!
Видеть вас здесь рада я!
Принесла я для детей
Много радостных затей:
Горки ледяные, санки расписные,
Лыжи и коньки,
Да морозные деньки.
Зимушка – зима:
- Ребята, а, вы знаете стихи про лыжи и санки.
ХИТРЫЕ САНКИ
Мои санки едут сами, Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня, Без мотора, без коня
То и дело мои санки , А под горкой мои санки
Убегают от меня. За сугробом ждут меня.
Не успею сесть верхом, Непослушным, скучно им
Санки - с места и бегом... Подниматься вверх одним.
Лыжи
Говорила лыжа лыже, Встала ёлка на пути
Отправляясь с горки вниз: Ёжиком колючим
- Ты держись ко мне поближе. – Влево, влево обходи!
- Да сама ты не споткнись. – Вправо, здесь получше!
И помчались во весь дух, Сбила лыжа с толку.
Поднимая снежный пух. И с разгона обе – в ёлку.
Зима:- Ребята, а вы знаете стихи о зиме?
Улетели птицы в дальнюю дорогу
Улеглись медведи по своим берлогам.
У берёзки на плечах пышная обнова,
Ручеёк в лесу зачах в ледяных оковах.
Зима (И. Суриков )
Белый снег, пушистый, И на утро снегом
В воздухе кружится, Поле забелело,
И на землю тихо Точно пеленою
Падает, ложится. Всё его одело.
СНЕЖИНКИ (И. Брусов)
Легкие, крылатые, Собрались на огонёк
Как ночные бабочки, А куда им деться?
Кружатся, кружатся Им ведь тоже, ледяным,
Над столбом у лампочки. Хочется, погреется.
Зима: А ещё хочу ребятки, загадать я вам загадки.
Загадки:
1. Белым снегом парк укрыла, 2. Красит крыши и деревья
Воду в речке остудила. Белой краской и на время
Все дороги замела – Берега озёр и рек
В гости к нам пришла… /зима. / Побелил нам первый …/снег.
3. С неба звездочки летят, 4. Этот белый шар, как мячик
Кувыркаются, блестят. По дорогам вдаль не скачет
Точно в вальсе балеринки, Но в мишень попасть он смог.
Вертятся зимой… ./снежинки./ Рвется в снежный бой …/снежок./
Зимушка: Игра в «Снежки».
Приготовить для игры из бумаги 20 снежков. 2 ведра).
Цель: самый меткий, кто из ребят попадёт снежком в ведро из 10 возможных, посчитать снежки.
Воспитатель:
Спасибо, Зимушка за угощенье.
Но пора нам всем прощаться
И из леса возвращаться.
Будем весело шагать
Ножки выше поднимать.
По возвращению из леса дети исполняют песню « Русская зима»