Найти пути формирования творческой, интеллектуальной, самостоятельной,
с чувством национального достоинства личности.
Пробудить в учениках желание, понять важность знаний.
Воспитывать культуру поведения, быть ответственными за право называться
гимназистами.
Ход занятия:
Вступление: стихотворение Е. Николаевской.
Век соткан из мгновений,
Всему назначен срок:
Есть мера перемене
И вычислен урок.
Мы знаем безупречно,
Дотошно, наперед,
Что – временно,
Что – вечно
И что за чем грядет.
За летом ждем ненастья,
А за дождем – зимы…
И только срока счастья
Не знаем, к счастью, мы.
Беседа.
Что такое счастье? Счастливая жизнь? Минуты счастья? Как его продлить? Время, проведенное в школе – счастливое? Почему – нет? Кто виноват? И что делать? Кто творец счастья? Согласны ли вы с утверждением Л. Н. Толстого:
«Одно из самых удивительных заблуждений – заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать»?
Что значат слова Джорджа Бернарда Шоу: «Мы не имеем права потреблять счастье,
не производя его»?
А также с Григорием Ландау: «Счастье – не удача и не благодать; счастье – добродетель или заслуга»?
Вы проводите в школе половину своей жизни. Это время для кого-то – время открытий, а для кого-то – тяжкое бремя. Во многом это зависит от вашего отношения к учебе. Поэтому сегодня мы поговорим об особом внимании к занятиям в школе, отметкам, отношении к учителям, культуре поведения и планах на будущее.
Предлагаю провести данное занятие в форме соревнований между девочками и мальчиками.
Первая часть – блиц- опрос:
Как нужно обращаться ко взрослым или незнакомым людям.
Какого человека можно назвать пунктуальным?
Ваши действия на случай, если вы совершили неправильный поступок.
Как отражается не пунктуальность на отношениях между людьми?
Продолжите: прежде чем сказать …
Можно ли воспитать в себе точность и организованность?
Можно ли повторять поставленный вам вопрос?
Каких людей имеют в виду, когда говорят: «Сказано-сделано»?
Как рационально использовать свое свободное время?
Что такое неорганизованность?
Что вы знаете о режиме дня?
Как понять пословицу: «Кто ничего не делает, тот никогда не имеет времени»?
Какие требования к жизни в коллективе?
Как правильно вести себя на уроке?
Что значит: «учебник, тетрадь, дневник – это лицо ученика»?
От чего зависит наше здоровье в школе, откуда берется школьный травматизм?
Часть вторая – итоги (командир класса пишет на доске правила, принятые классом)
Правила, принятые классом:
Быть вежливым.
Свободное время использовать рационально, т.е. соблюдать режим.
Подчиняться требованиям класса.
Учиться в полную силу.
Пропуски уроков и опоздания не допустимы.
Живем интересно и дружно.
Учитель: Ребята, что вам это напоминает? (ответы детей «Золотые правила гимназии»).
А сейчас поговорим об образовании. Что значит получить образование? Выучить наизусть огромное количество фактов? Это то- же самое, что называть груду кирпичей домом. Цель образования помочь вам подготовиться к полноценной взрослой жизни. В процессе обучения человек должен учиться мыслить, находить выход из сложных ситуаций, отличать разумное от неразумного, осваивать принципы логического мышления, учиться понимать, что такое факты, и устанавливать связь между общим и частным, давать всему правильную оценку, отличать хорошее от плохого, развивать способность учиться.
Вам может показаться, что некоторые предметы не имеют ничего общего с реальной жизнью, однако они дают навыки изучать и планировать – это не стирается с возрастом, они помогут общаться с разными людьми, от учебы зависит ваша будущая профессия, работа.
Еще один плюс учебы, вы начинаете видеть свои «сильные» и «слабые» стороны, работать в напряженном ритме, излагать свои мысли, правильно относиться к неудачам. Дисциплина, к которой приучают вас в школе, будет приносить пользу и в будущем.
Часть третья – какая группа даст больше ответов на вопрос: «Зачем мы ходим в школу?»
Зачем мы ходим в школу?
Развивать способность учиться.
Получить разносторонние знания.
Определиться с выбором будущей профессией.
Научиться дисциплине.
Раскрыть свои возможности, проявить себя как личность.
Часть четвертая -
Как повысить успеваемость.
Оценки и экзамены - это показатели сильных и слабых сторон, стимул для дальнейшей учебы, по вашим оценкам родители получают представление о вашей успеваемости. Помните, что оценка – это показатель, а не сама цель. (Шпаргалки и зубрешка не научат мыслить). Относитесь к учебе ответственно. Истинная причина неуспеваемости – обычная лень. Некоторые нерадивые ученики могут сказать, я же занимаюсь но оценки не очень хорошие. Что делать? ( Советы от представителей каждой группы).
Как повысить успеваемость.
Отводить на домашние задания больше времени.
Не отвлекаться.
Создать условия для занятий (сесть за стол, выключить телевизор, радио, телефон).
Относитесь к домашнему заданию как к работе.
Рассмотрите совместимость внеклассных занятий с учебой (что важнее?).
Определите порядок выполнения заданий (план, короткий перерыв, не изучайте подряд два схожих предмета).
Если много материала:
-просмотрите заголовки, таблицы, карты, чтобы иметь общее представление;
-задайте вопросы к заголовкам или к первым предложениям абзацев;
- прочитайте и найдите ответы на вопросы;
- через один-два абзаца перескажите, не подглядывая;
- после прочтения, по заголовкам вспомните, что прочитали;
- сопоставьте прочитанное с тем, что уже знакомо;
- перед контрольной повторите пройденный материал по учебнику, просмотрите классные и домашние задания, обратите внимание на подсказки учителя («Это очень важно, постарайтесь это запомнить!»);
- сделайте выводы, если оценки неудовлетворительные и постарайтесь их исправить.
Оценки не определяют вашу ценность. И все-таки не теряйте в школе времени даром, старайтесь изо всех сил учиться хорошо. Тогда ваши старания увенчаются успехом в учебе, что принесет вам и вашим родителям много радости и большое удовлетворение.
Часть пятая – итоги соревнований.
Мы живем в независимом государстве, наше государства также молодо, как и вы, и вам ставить его на ноги, вы его опора и крылья. Прислушайтесь к сегодняшним советам, и вы станете настоящими победителями. Верьте в себя и учитесь, будьте сами собой, цените и уважайте друг друга, будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь, будьте творческими. Самая большая ошибка в жизни – не делать ничего, потому что можете сделать мало. В добрый путь (Принятые решения командир класса помещает в классном уголке).