Дополнительная образовательная программа театрального кружка "Сказка"
Дополнительная образовательная программа театрального кружка "Сказка"
Программа театрального кружка "Сказка" составлена для внеурочной работы в начальных классах.Возраст: 6-11 лет, срок реализации программы - 2 года. Данная программа имеет художественно-эстетическое направление и призвана расширить творческий потенциал ребенка.Программа имеет содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока и ориентирована на развитие творческих и музыкальных способностей младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа театрального кружка "Сказка" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Качкашурская общеобразовательная школа» Глазовского района
Удмуртской Республики
Дополнительная образовательная программа
театрального кружка « Сказка»
Возраст учащихся: 6-11лет
Срок реализации программы- 2 года
Составитель : Ашихмина Л.Е.
учитель музыки
Качкашур, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
В составленной программе кружка «Сказка» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию. Кружок «Сказка» - это иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам - через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.
Данная программа имеет художественно-эстетическое направление и призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной и творческой деятельности возможно формирование социально активной личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Новизна программы в том, что она позволяет в условиях ОУ через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Искусство». Программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока и ориентирована на развитие творческих и музыкальных способностей младших школьников.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли исполнителя, слушателя;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы, музыки, изобразительного, театрального искусства и вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Программа предусматривает преемственность с образовательными рабочими программами по музыке в начальных классах и является продолжением внеурочной деятельности по музыке. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы: - принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении; - принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям; - принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Цель: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
Задачи:
1.Развивать и реализовывать творческие возможностей детей.
3. Воспитывать культуру речи, формировать навыки дикции, мимики и пластики.
4. Развивать умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на его эмоциональное состояние
5.Формировать умения детей взаимодействовать друг с другом на сцене и в реальнойжизни.
Введение в образовательно-практическую деятельность.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
I год. Этот уровень для учеников 1-3 классов, рассчитан на один год обучения (72 часа). Режим занятий –2 раза в неделю по 1 часу(всего 2 часа). В группе предполагается 10-12 учащихся. Начальный уровень предусматривает выявление творческих задатков, голосовых, речевых данных, чувства ритма, желаний, целей и задач, которые он ставит перед собой, знакомство с элементарными требованиями программы.
Даются предварительные знания по театральной терминологии, видам театрального искусства, дети знакомятся со сценой, развивают чувство ритма и координацию движения, развивают дикцию, пополняют словарный запас, учатся строить диалог, самостоятельно выбирая партнера. Значительное время на начальном этапе уделяется закладке новых привычек у детей (работе над сценическим исполнением, дикцией, интонацией, умению правильно держаться на сцене и т.д.).
II год. Этот уровень для детей второго года обучения. Режим занятий- 1 раз в неделю 1 час. В группе предполагается до 10 человек.
Ребята участвуют в общих концертах, на школьных мероприятиях, проводят мастер-классы для ребят первого года обучения, пробуют с помощью компьютерных технологий записать собственную сказку. Каждый достигает того уровня, который соответствует его сценическим возможностям.
Основные формы работы
Театрализованные и музыкальные игры.
Беседа о театре.
Организация спектаклей.
Индивидуальные творческие задания.
Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
Беседы-диалоги.
Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
Чтение литературы.
Оформление альбома о театре.
В объединении используются теоретические и практические занятия, а также показательные выступления на праздниках и конкурсах.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание. Занятия в кружке «Сказка» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
Раздел « Основы театральной культуры» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики . В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Также включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Раздел «Кукольный театр» знакомит с разными видами театра и развивает умение театральной игры с различными видами кукол и т.д,
Раздел «Мастерская актера» развивает художественные способности ребенка и фантазию в изготовлении атрибутов к спектаклю.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Применение на занятиях как коллективной, так и индивидуальной формы работы, организация индивидуальных, ансамблевых, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать занятия яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованные представления музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.
В начале и в конце учебного года проводится диагностика учащихся, где они отвечают на теоретические вопросы в игровой форме, выполняют практическую работу по театральной деятельности. Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия: качество работы над сценическим исполнением, дикцией, интонацией, умению правильно держаться на сцене и т.д. Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятиях.
Прогноз результативности
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу первого года занятий учащиеся должны
Знать:
что такое театр;
чем отличается театр от других видов искусств
какие виды театров существуют
Уметь:
направлять свою фантазию по заданному руслу
концентрировать внимание
ощущать себя в сценическом пространстве
К концу второго года занятий учащиеся должны
Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
I год обучения
Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы занятий
Теоретические занятия
Практические занятия
Всего часов
1
Вводное занятие. «Здравствуй, театр!»
1
1
2
2
Основы театральной культуры.
1
9
10
3
Организация мероприятий
-
1
1
4
Театральная игра.
1
15
16
5
Организация мероприятий
-
2
2
5
Кукольный театр.
1
9
10
6.
Организация мероприятий.
-
2
2
5
Мастерская актера. Изготовление атрибутов к сказке
1
6
7
6
Работа над спектаклем
1
15
16
7
Театральная азбука
1
1
2
8
Организация мероприятий
-
2
2
9
Тема. Подведение итогов.
-
2
2
Всего
7
65
72
Календарно-тематическое планирование работы.
I год обучения
Раздел
№
п/п
Тема занятия
Количество часов
Вводное занятие. «Здравствуй, театр!», 2 ч.
1
Вводное занятие. «Здравствуй, театр!»
2
Основы театральной культуры, 10 ч.
2
Театральные профессии. Правила поведения в театре.
2
3
Техника речи.
4
4
Осанка. Дикция. Мимика
2
5
Дикция – важное условие звуковедения. Значение мимики.
2
Театральная игра,
16ч
6
"Веселые сочинялки".
5
7
Ритмопластика. «Речевая гимнастика»
5
8
Работа над сказкой.
6
Кукольный театр,
10 ч
9
Основы кукловождения.
4
10
Настольный театр.
4
11
Обучение детей приёмам вождения кукол бибабо за ширмой. Теневой театр.
2
Мастерская актера.
Изготовление атрибутов к сказке.7ч
12
Мастерская актера.
Изготовление атрибутов к сказке.
7
Работа над спектаклем, 16 ч
13
Работа над спектаклем
16
Театральная азбука,2ч
14
Презентация «Театр». Театр ростовых кукол.
2
Организация мероприятий ,7ч
15
Организация мероприятий
7
Подведение итогов,
2 ч
16
Оформление альбома «Театр и мы».
2
Всего
72
Содержание программы
Тема 1(2ч): Вводное занятие.«Здравствуй, театр!»
Содержание.
Презентация, беседа с детьми "Что такое театр". На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся.
Практическая работа. Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров, в том числе театрами Удмуртии (художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.
Контроль: рассказы детей о посещении театров. Викторина «Что такое театр?».
2. Основы театральной культуры.
Тема 2.1(2ч) Театральные профессии. Правила поведения в театре.
Содержание.
-презентация «Театральные профессии».
Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. Групповые игры.
Практическая работа. Ролевая игра. Импровизация "театр начинается с вешалки".
Контроль: Игра « Пантомима». Музыкально-театрализованная импровизация «Проще простого».
Тема 2. 2(4ч) Техника речи.
Содержание.
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки.
Практическая работа: придумывание текста любого типа (повествование, рассуждение, описание).
Контроль: Игра «Угадай, чей голосок?»
Тема 2.3(2ч) Осанка. Дикция. Мимика. В раздел включены игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы. Правила поведения на сцене.
Практическая работа: Драматизация песни по выбору, показ пантомимы на заданную тему. Демонстрация осанки, дикции, тембровой речи, смеха.
Контроль: пластическое интонирование, конкурс «Самый веселый артист».
3. Театральная игра.
Тема 3.1 (5ч) "Веселые сочинялки".
Практическая работа: сочинение несложных историй, героями которых являются дети.
Самостоятельная работа: объединение детей в совместной деятельности. Музыкально-дидактические игры.
Упражнение «Если бы мы были…»
Контроль: изготовление и оформление книжек-малышек.
Тема 3.2 (5ч) Ритмопластика. Речевая гимнастика.
Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя.
Практическая работа: умение пользоваться жестами, развивать двигательные способности детей под музыку. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, экспериментирование со своей внешностью (мимика, жесты). Самоконтроль, самооценка.
Контроль: игра «Я - артист!» (концерт в классе). Дидактические игры "Разные лица" "Жадный медведь".
Тема 3.3 (6ч) Работа над сказкой.
Практическая работа: чтение сказок, выбор сказок для постановки в классе по желанию, распределение ролей. Коллективное разучивание реплик. Индивидуальная подготовка главных исполнителей.
Самостоятельная работа: воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов.
Контроль: постановка спектакля в детском саду перед воспитанниками дошкольных групп.
4.Кукольный театр.
Тема 4.1(4ч) Основы кукловождения.
Практическая работа: формирование навыков кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушками настольного театра. Драматизация песен по выбору с использованием игрушек.
Контроль: музыкально-дидактическая игра «Разыграй сказку».
Практическая работа: изготовление конусной и пальчиковой игрушки по выбору, этюды с заданными обстоятельствами.
Самостоятельная работа: придумывание истории детьми с разными персонажами.
Контроль: выступление в классе.
Тема 4.3(2ч). Обучение детей приёмам вождения кукол бибабо за ширмой. Теневой театр.
Практическая работа: работа над спектаклем «Заюшкина избушка», распределение ролей, обсуждение сценария, музыкальные темы героев. Знакомство с теневым театром и его особенностями.
Контроль: выступление перед ребятами группы продленного дня.
5.Мастерская актера.
Изготовление атрибутов к сказке.(7ч)
Практическая работа: изготовление декораций и масок к сказке «Три поросенка»
«Колобок» (бумага и бросовый материал) и др. по шаблонам. Драматизация сказки.
Контроль: выставка работ.
6.Работа над спектаклем.(16ч)
Практическая работа - экскурсия в библиотеку, чтение литературы, выбор пьесы, распределение ролей, диалоги, костюмы, музыкально-ритмические движения, изготовление декораций, атрибутов к сказке. Диалоги.
Контроль: выступление перед ребятами, обучающимися в начальной школе.
7.Театральная азбука.
Презентация «Театр». Театр ростовых кукол.(2ч). Экскурсия в библиотеку, Дом культуры.
Практическая работа: Игра «Угадай, кого встретил щенок» (По произведению В. Сутеева)
Контроль: дидактическая игра «Угадай-ка».
8.Организация мероприятий (7ч)
Подготовка программ ко Дню матери, Новый год, 8 Марта, школьные сценки
для исполнительских проб в рамках школы. Подготовка сольных партий. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
Контроль: в течение года, творческий отчет.
9.Подведение итогов.(2 ч) Оформление альбома «Театр и мы». Награждение.
II год обучения
Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы занятий
Теоретические занятия
Практические занятия
Всего часов
1
Вводное занятие. «Здравствуй, театр!»
1
-
1
2
Основы театральной культуры.
1
3
4
3
Организация мероприятий
-
1
1
4
Театральная игра.
2
6
8
5
Организация мероприятий
-
1
1
5
Кукольный театр.
1
9
10
6.
Организация мероприятий.
-
2
2
5
Мастерская актера.
-
3
3
6
Работа над спектаклем
1
4
5
7
Театральная азбука
1
1
2
8
Организация мероприятий
-
2
2
9
Тема. Подведение итогов.
-
1
1
Всего
7
29
36
Календарно-тематическое планирование работы.
II год обучения
Раздел
№
п/п
Тема занятия
Количество часов
Вводное занятие. «Здравствуй, театр!», 1 ч.
1
Вводное занятие.
1
Основы театральной культуры,4ч
2
Культура техники и речи
4
Театральная игра,
8ч
3
За кулисами театра. Гримёрная, костюмерная.
2
4
Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.
2
5
Работа над сказкой.
4
Кукольный театр,
10 ч
6
Куклы-марионетки.
2
7
Теневой театр. Настольный театр.
2
8
Постановка сказки.
4
Мастерская актера.
3ч
9
Изготовление уголка театрального кружка «Творческая мастерская»
3
Работа над спектаклем, 5ч
10
Пантомимические этюды.
Изготовление афиши к спектаклю.
Работа над спектаклем
1
1
3
Театральная азбука,2ч
11
Защита проектов «Что такое театр»
2
Организация мероприятий ,4ч
12
Организация мероприятий
4
Подведение итогов,
1 ч
13
Подведение итогов
1
Всего
36
Содержание программы
1.(1ч): Вводное занятие.«Здравствуй, театр!»
Содержание.
Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Презентация, беседа с детьми "Что мы знаем о театре". Программа внеурочной деятельности, правила поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся.
Контроль: отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»
2. Основы театральной культуры. (4ч)
Тема: Культура техники и речи.
Работа над упражнениями, направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. Игры со словами, развивающие связную образную речь. Запись этюда через микрофон, прослушивание своего голоса, обсуждение.
Контроль: игра «На что похоже задуманное?». Работа у зеркала.
3. Театральная игра,
8ч
3.1. За кулисами театра. Гримёрная, костюмерная (2ч)
Техника грима. Гигиена грима. Приемы нанесения общего тона.
Практическая работа: изготовление театральной маски и правила нанесения грима (на бумаге).
Рисование эскизов костюмов выбранного персонажа.
Контроль: выставка работ.
3.2. Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики(2ч)
Работа над презентацией «Прически и парики» с использованием интернета. Экскурсия в Дом культуры. Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).
Контроль:«Нарисую у тебя на спине…»Упражнение на сенсорное воображение, игра парами. «Рисунки на заборе» игра-наблюдение.
3.3. Работа над сказкой(5ч)
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.) репетиция отдельных сцен. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
Практическая работа: генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.
Контроль: выступление в группе продленного дня, перед родителями.
4.Кукольный театр,
10 ч
4.1. Куклы-марионетки(2ч)
Основные принципы драматизации. Продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям, совершенствовать импровизационные способности детей.
Практическая работа: «Путешествие в страну сказок» - проведение досуга.
Контроль: активность участников.
4.2.Теневой театр. Настольный театр(2ч)
Практическая работа: создание декораций и подготовка к созданию и фотосъемке сказки по выбору.
Контроль: наблюдение.
4.3.Постановка сказки(4ч)
Работа с фотоаппаратом. Создание собственной сказки в формате Power Point ,озвучивание за кадром.
Контроль: выступление в классе.
5. Мастерская актера.
(3ч)
Изготовление уголка театрального кружка «Творческая мастерская» .
Практическая работа: способы изготовления кукол из бумаги, картона, подручных материалов, Контроль: «Под грибком» В.Сутеева- инсценирование.
6.Работа над спектаклем, 5ч
6.1.Пантомимические этюды(1ч)
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Испытание пантомимой. Тренировка ритмичности движений.
Контроль: «Играем в клоуна…» - тренинг.
6.2.Изготовление афиши к спектаклю(1ч)
Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам.
Контроль: выставка работ.
6.3.Работа над спектаклем(3ч)
Практическая работа - чтение литературы, выбор пьесы, распределение ролей. Диалоги, костюмы, музыкально-ритмические движения, изготовление декораций, атрибутов к сказке. Экскурсия в библиотеку.
Контроль: выступление перед ребятами, обучающимися в начальной школе.
7.Театральная азбука,2ч
Защита проектов «Что такое театр». Выбор защиты - доклад, презентация, фильм, выступление.
8.Организация мероприятий ,4ч
Участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованные представления музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.
Контроль: в течение года, творческий отчет.
9.Подведение итогов,
1ч. Анализ работы за два года. Подведение итогов. Награждение кружковцев.
Методическое обеспечение программы
При организации деятельности детей 6-11 лет, учитывая возрастные особенности, проводить обучение в игре. Уместным являются следующие формы и виды занятий:
-игра
-беседа
-экскурсия
-занятие-сказка
Наглядный метод обучения представлен на теоретических занятиях во время объяснения нового материала. На занятиях используются ИКТ в виде презентаций, наглядно-демонстрационный материал ( картины, книги и журналы, настольные дидактические игры).
Форма подведения итогов - это выступления на традиционных школьных мероприятиях, а так же перед ребятами начальных классов, детского сада и родителями.
Список использованной литературы
Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб: Речь, 2006.