Программа призвана научить детей не только освоить различные техники оригами, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кружок "Волшебный мир оригами"»
Программа кружка «Волшебный мир оригами»
2014-2015 учебный год
Программу разработала:
учитель начальных классов
МАОУ «НОШ №1»
Бозина Надежда Николаевна
Пояснительная записка
Таинственный мир превращенья бумаги. Здесь все чародеи, волшебники, маги. Творят они сказки своими руками. И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Оригами:
развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
знакомит с основными геометрическими понятиями;
улучшает способность следовать устным инструкциям;
расширяет коммуникативные способности;
воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Программа кружка «Волшебный мир оригами» составлена на основе программы «Уроки оригами» Афонькина Е. Ю, Афонькин С. Ю. ( М.: Аким, 2005.)
Программа кружка «Волшебный мир оригами» - является программой художественно-эстетической направленности и рассчитана на 2 года обучения – 1 класс: 33 часа (1 час в неделю), 2 класс: 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 6-9 лет, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами оригами. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Цель программы:
интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы: Обучающие
знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
обучение различным приемам работы с бумагой.
применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
развитие мелкой моторики рук и глазомера.
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
воспитание интереса к искусству оригами.
расширение коммуникативных способностей детей.
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
В кружке занимаются учащиеся первого класса. Занятия проводятся в 2 группах. Численность в группе – до 13 человек. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. Общее количество - 67 ч. Место проведения – кабинет № 307.
Программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники оригами, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями: математикой, ИЗО, окружающим миром. Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный. Для реализации программы важен личностно-ориентированный подход к учащимся, направленный на развитие природных способностей. Работа в зависимости от назначения, срочности, объёма и сложности может выполнятся индивидуально или коллективно.
Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в выставках.
Программа реализуется на базе МАОУ «НОШ №1» с использованием инструментов, применяемых в учебном процессе. Материалы и инструменты частично приносят учащиеся, частично руководитель.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
К концу обучения обучающиеся должны
знать
уметь
что такое оригами
подбирать бумагу нужного цвета
историю возникновения оригами
выполнять разметку листа бумаги
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов
пользоваться чертежными инструментами, ножницами
название, приемы складывания модулей
собирать игрушки – «оригамушки»
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация: I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
I. Промежуточный контроль.
Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
Фронтальная и индивидуальная беседа.
Цифровой, графический и терминологический диктанты.
Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
Решение кроссвордов.
Игровые формы контроля.
Промежуточный контроль предусматривает участие в выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
II. Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III, IV уровни обученности; участие в выставках различных уровней.
Литература
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 2005.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами: справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2008.
Богатова, И. В. Оригами. Цветы. – М.: Мартин, 2009.
Весёлая мастерская/ Сост. Е. П. Гайдаренко. - Донецк: Сталкер, 2007.
Кириченко, Г. В. Объёмные оригами/ Г. В. Кириченко. - М.: Астрель, 2012.
Тарабарина, Т. И. Оригами и развитие ребёнка/ Т. И. Тарабарина.- Ярославль: Академия развития, 2006.
Индивидуальная карточка учёта результатов обучения по дополнительной образовательной программе.
Фамилия Имя ребёнка________________________________________________
Возраст ____________________________________________________________
Сроки диагностики
1 (2 ) год обучения
Показатели
Начало года
Конец года
Результат обучения
1. Теоретическая подготовка ребёнка
теоретические знания
владение специальной терминологией
2. Практическая подготовка:
практические умения и навыки
владение специальным оборудованием и оснащением
творческие навыки
3. Общеучебные умения и навыки:
учебно-интеллектуальные умения
подбирать и анализировать литературу
выступать перед аудиторией
вести полемику и участвовать дискуссии
учебно-организационные умения и навыки
умение организовать своё рабочее место
навыки соблюдения правил безопасности
умение аккуратно выполнять работу
4. Предметные достижения учащихся:
на уровне детского объединения
на уровне школы
на уровне города
на окружном уровне
Календарно-тематическое планирование (1 год обучения)
№
заня-тия
Тема занятия
Всего
Кол-во часов
Дата
Формирование УУД
теория
практика
план
факт
1
Знакомство с оригами
1
1
Познавательные
-формирование познавательной цели;
Личностные
-мотивация учения;
Коммуникативные
-постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
-целеполагание;
-волевая саморегуляция;
2
3
4
5
Квадрат – основная фигура оригами
Знакомство с понятием «базовые формы»
Изготовление квадрата из прямоугольного листа
Знакомство с условными знаками
Инструкционные карты
4
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
Познавательные
-знаково-символические;
-умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Личностные
-самоопределение;
Коммуникативные
-постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
-целеполагание;
-волевая саморегуляция;
6
7
8
9
10
Базовая форма «Треугольник»
Бабочка
Самолёт
Кораблик
Стаканчик
Синица
5
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
4
0,5
0,5
1
1
1
Познавательные
-поиск и выделение информации;
-знаково-символические;
-моделирование;
-самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные
-нравственно-этическое оценивание;
-смыслообразование;
Коммуникативные
-постановка вопросов;
-умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование и прогнозирование;
-контроль;
-коррекция;
11
12
13
14,15
Базовая форма «Воздушный змей»
Кролик
Курочка
Сова
Сказочные птицы
5
1
1
1
2
1
0,5
0,5
4
0,5
0,5
1
2
16
17
18
19
Базовая форма «Двойной треугольник»
Рыбка
Мотылёк
Головастик
Жук
4
1
1
1
1
1
0,5
0,5
3
0,5
0,5
1
1
20
21
22
Базовая форма «Двойной квадрат»
Жаба
Краб
Яхта
3
1
1
1
3
1
1
1
23
24
25
Цветы к празднику 8 марта
Ирис
Подснежник
Лилия
3
1
1
1
1
0,5
0,5
2
0,5
0,5
1
Познавательные
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
-поиск и выделение информации;
Личностные
-нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
-постановка вопросов;
-оценка действий партнёра;
Регулятивные
-планирование и прогнозирование;
-контроль;
-коррекция;
26
27
28
Базовая форма «Конверт»
Петушок
Пароход
Подводная лодка
3
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
Познавательные
-поиск и выделение информации;
-знаково-символические;
-моделирование;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные
-нравственно-этическое оценивание;
-смыслообразование;
Коммуникативные
-постановка вопросов;
-умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование и прогнозирование;
-контроль;
-коррекция
29
30
Впереди – лето!
Парусный кораблик
Соревнования «Гонки на столе»
2
2
1
1
Познавательные
-формулирование познавательной цели;
-построение логической цепи рассуждений;
Личностные
-нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
-постановка вопросов;
-оценка действий партнёра;
Регулятивные
-целеполагание;
-прогнозирование;
-контроль и коррекция;
31
32
33
Итоговые занятия
Подведение итогов. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях»
Подготовка к выставке
Выставка моделей. Конкурс «Умелые руки»
3
1
1
1
1
1
2
1
1
Познавательные
-формулирование познавательной цели;
-построение логической цепи рассуждений;
Личностные
-самоопределение;
Коммуникативные
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
-целеполагание;
-оценка;
Итого:
33
7
26
Календарно-тематическое планирование (2 год обучения)
№
заня-тия
Тема занятия
Всего
Кол-во часов
Дата
Формирование УУД
теория
практика
план
факт
1
Вводное занятие
1
1
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
- смыслообразование;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- волевая саморегуляция;
2
3
Простые базовые формы оригами
Повторение условных знаков и основных приёмов складывания
Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем
2
1
1
2
1
1
Познавательные
- знаково-символические
- моделирование;
- анализ;
Личностные
- мотивация учения;
- смыслообразование;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- планирование;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
4
5
Цветочные композиции
Пион
Тюльпан
2
1
1
2
1
1
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные
- мотивация учения;
- смыслообразование;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- планирование;
- контроль и коррекция;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;;
-планирование и прогнозирование;
-контроль;
-коррекция;
6
7
8
Базовая форма «Треугольник»
Лебедь
Голубь
Ёлка
3
1
1
1
3
1
1
1
Познавательные
12
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
- нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
- планирование;
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль, оценка
- волевая саморегуляция;
9
10
Базовая форма «Воздушный змей»
Гусь
Воздушный змей
2
1
1
2
1
1
11
12
Базовая форма «Двойной треугольник»
Гномик
Звёздочка
2
1
1
2
1
1
13
14
15
Базовая форма «Двойной квадрат»
Кармашек для приборов
Конфета
Дед Мороз
3
1
1
1
3
1
1
1
16
17
18
Базовая форма «Конверт»
Коробочка для подарков
Колокольчик
Морская звезда
3
1
1
1
3
1
1
1
19
20
21
22
Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба»
Акула
Валентинка
Пингвин (1 способ)
Пингвин (2 способ)
4
1
1
1
1
1
0,5
0,5
3
0,5
0,5 1
1
23,24
25,26
Поздравительная открытки к празднику 8 Марта
Фиалка
Роза
4
2
2
4
2
2
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- формулирование познавательной цели;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно-этическое оценивание;
27
28
29
30
31
Базовая форма «Дверь»
Мышь
Поросёнок
Лебедь
Тюлень
Закладка для книг «Сердечко»
5
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
4
0,5
0,5
1
1
1
Познавательные
12
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
- нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
- планирование;
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль, оценка
- волевая саморегуляция;
32
33
34
Итоговые занятия
Подведение итогов работы за год
Оформление выставочных работ
Выставка моделей
3
1
1
1
1
1
2
1
1
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;