Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка и КТП»
Пояснительная записка
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Направленность программы — научнопознавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время — это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческий, познавательный, игровой — обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.
Цели курса
создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса
1. Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
2. Формирование положительной «Я концепции».
3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
4. Развитие навыков рефлексивных действий.
5. Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества.
6. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
Ожидаемые результаты:
— улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
— развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
— укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
— готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
— внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
— принятие образа «хорошего ученика»;
— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
— начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
— мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
— самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
— уважительное отношение к иному мнению;
— навыки сотрудничества в разных ситуациях;
— эстетические потребности, ценности и чувства.
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
— комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
— использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.
№п/п
Дата по плану
Дата факт.
Количество часов
Содержание занятия и развиваемые способности
1-2
2.09
7.09
2
Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок.
3-4
14.09
2
Развитие концентрации внимания. Развитие умения выдвигать гипотезы.
5-6
16.09
21.09
2
Развитие аналитических способностей. Развитие мышления. Развитие умения видеть проблему.
7-8
23.09
28.09
2
Развитие концентрации внимания. Развитие умения классифицировать.
Знакомство с комбинаторными задачами. Умение определять понятия.
41-42
2
Практическая работа. Изготовление коробочек для подарков без клея.
43-44
2
Творческая работа по изготовлению корзинки для подарков.
45-46
2
Развитие коммуникативных навыков в парной игре на поле для игры в бриджит.
47-48
2
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Умение определять понятия.
49-50
2
Развитие коммуникативных навыков в командной игре.
51-52
2
Развитие умения классифицировать. Развитие мышления.
53-54
2
Развитие аналитических способностей. Тренировка умения высказывать гипотезы.
55-56
2
Тренировка умения работать с информацией. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «окружение».
57-58
2
Развитие коммуникативных навыков в командной игре. Танграм — работа по конструированию.
59-60
2
Развитие аналитических способностей. Тренировка умения высказывать гипотезы.
61-62
2
Тренировка умения видеть проблему и удерживать различные точки зрения.
63-64
2
Тренировка умения работать с информацией.
65-66
2
Тренировка умения удерживать различные точки зрения, развитие воображения.
67-68
2
Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года.
69-70
2
Резервные часы
Итого: 70 часа
Содержание учебной программы
Во втором классе в силу возрастных особенностей ребёнку все ещё трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса, придерживаясь традиций курса «РОСТ» для 1‑го класса, построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
— динамические — развитие мелкой моторики пальцев рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актёрского мастерства и развитие речевого аппарата; зрительная гимнастика;
— познавательно-логические;
— коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка. Предлагается разыграть небольшую сценку, этим приобретается начальный навык сценического мастерства.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов — языка, губ и т. п., так и на развитие мелкой моторики пальцев рук. Это задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и т. п.
Для профилактики зрительных расстройств и в целях ослабления нагрузки на зрение школьников предлагается гимнастика для глаз.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными — групповые, индивидуальные (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированные.
Виды заданий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
Методическое обеспечение
—рабочая программа курса;
— поурочные разработки для учителя;
— рабочие тетради для ученика.
Материальнотехническое обеспечение:
— материалы для оформления и детского творчества;
— наличие канцелярских принадлежностей — цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т. д.
Список литературы
1. Биран В. П. «Великое счастье — хорошо видеть» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.stimed.net/node/40
2. Гвоздева Е.,Плотникова Н. Волшебные лабиринты. — М.: Речь, 2011.
3. Гимнастика для глаз по методике Э. С. Аветисова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.yventamed.ru/avetisov.html
4. Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребёнка. — М.: Ридерз Дайджест, 2006.
5. Детские уроки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.babylessons.ru/igragolovolomkatangram/
6. Дмитриева В. 1000 игр, загадок, конкурсов. — М.: АСТ, Сова, 2008.
7. Домашний handmade. Идеи со всего мира. Упаковки с выкройками [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hmhome.ru/2011/02/13/upakovkis‑vykrojkami/