Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Место, где нарвится жить"»
Актуальность опыта.
В настоящее время одной из главных задач школы является воспитание личности. Известно, что учитель всегда считал своим долгом не только нести людям "свет знаний", но и активно исследовать традиции своего народа. Но зачастую учитель недостаточно уделяет внимание на изучение родного края, потому что нет единого учебного материала, по которому можно вести работу, нет нужной литературы. Другая трудность заключается в том, что имеющийся материал доступен для учащихся старших классов, а для младших классов труден и непонятен. Как достичь условий способствующих решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия? Как добиться того, чтобы активизировать эмоционально-чувственную сферу детей, пробудить интерес к изучению прошлого своей семьи, школы, района, города, страны. Ведь именно это создает условия для формирования чувства сопричастности тому, что происходит в обществе. Считаю, что введение краеведения в школах поможет добиться этих результатов, а собранный мною материал позволит сделать процесс обучения интересным и познавательным.
Программа по краеведению «Место, где нравится жить».
Введение.
В российском просвещении необходимость школьного краеведения не ставится под сомнение. В той или иной форме краеведение всегда являлось органичным элементом учебно-воспитательной работы школ и внешкольных учреждений. Но в дополнительном образовании, во внеклассной работе необходимость краеведческого подхода, проявляется более чётко. Это связано с тем, что информация, которую получает человек в ходе своего формирования предполагает технологическую и краеведческую стороны, где технологическая информация дает возможность ориентироваться в достижениях научно-технического прогресса (образование), тогда как краеведческая информация (воспитание) дает то, что способствует реальной адаптации человека, то есть прямо способствует его выживанию на личном и популяционном уровне, его социализации.
Краеведение, как региональный компонент многих областей знания, связывающий ряд отраслей современной науки и экономики, несёт в себе не только познавательный потенциал. Краеведение несёт в себе и адаптационный потенциал, как в рамках социализации личности, так и в более широких пределах, охватывающих в ходе этногенеза, время (историю), пространство (ландшафт) и традиционный этнический стереотип поведения (мироощущение) своего народа.
Именно краеведческий подход направлен на включение механизмов, способствующих устойчивости личности к воздействию внешней среды, то есть полной его адаптации не только к социальным, но и к экологическим факторам. То есть, краеведческий подход призван осуществлять формирование личности в двух аспектах. Во-первых, в условиях адаптации, связанных с жесткими требованиями системно закрытых технологических достижений в тех или иных областях. Во-вторых, в условиях адаптации к системно открытым традиционным этническим и культурным стереотипам поведения, основанным на сложившемся во времени и пространстве взаимодействии этноса с вмещающим ландшафтом. Данная программа предполагает изучение природы, истории родного края для учеников младших классов.
Программа внеурочной деятельности «Истоки», реализуемая по духовно-нравственному, общекультурному, социальному направлению составлена на основе программы кружковой работы «Родник», автор Сулейманова Е.А., кружковой работы «Школа юного краеведа», автор Ляшенко Е.А., факультативного курса по краеведению «Мой родной край», автор Черникова Е.С., методического пособия Филонской С.Г. «Животные и растения Волго-Донского края» и является модифицированной.
Пояснительная записка.
Цель начального образования – всестороннее, многоаспектное развитие личности младшего школьника. Задача педагога состоит в том, чтобы открыть детям многообразие способов усвоения культурных ценностей, сформировать компоненты исследовательской культуры школьника во внеучебной, научно-образовательной, поисково-творческой деятельности, а также познакомить с особенностями природы своего края, с его историей, с его достопримечатеьностями. При изучении данного курса ученикам должны быть созданы условия для формирования эмоционального восприятия мира. Эмоции: удивление, сомнение, восторг - возникают в процессе познавательной деятельности, связанной с изучением «живых» предметов старины, вещественных источников исторических знаний.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Волгоградской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития малой Родины; обогащать словарный запас детей, побуждать к рассуждению, к рассказыванию; устанавливать простейшие взаимосвязи; классифицировать объекты по одному главному признаку.
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу, фантазию; развивать у детей познавательный интерес к природе родного края;
воспитательные: воспитывать основы экологической культуры, любовь и бережное отношение как к природе в целом, так и по отношению к отдельным природным объектам.
Данная программа носит процессуальный характер, помогает преодолеть дискретность детских знаний, формирует целостную картину окружающего мира. Широкая содержательная область, наличие разнообразных тем, сочетание теоретических знаний и практических заданий дает возможность каждому ребенку найти в рамках занятий краеведением сферу своих интересов.
К методам изучения краеведения относим:
1.Литературный (работа с литературными источниками об изучаемой территории).
Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальнолго общего образования.
Содержание программырассчитано на детей 1–4-х классов.
Срок реализациипрограммы – 4 года.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано как на добровольные одновозрастные группы детей, так и на отдельно взятый класс.
Программа разработана с учетом каникулярного времени и предполагает реализацию программы в течение учебного времени или во время осенних, зимних и весенних каникул.
Продолжительность занятий – 1 час в неделю.
Данная программа реализуется учителем начальной школы. В подготовке и реализации программы задействованы все участники образовательного процесса, прослеживается тесное сотрудничество с внешкольными образовательными и культурными учреждениями города.
Программа курса «Место, где нравится жить» .
Из истории нашей области. Древние поселения области. Древние народы Нижнего Поволжья. Царицын. Сталинград. Сталинградская битва.
Памятные исторические места Волгоградской области. Центральная набережная Волгограда. Казанский собор. Площадь Павших Борцов. Памятник Михаилу Паникахе. Музей-панорама «Сталинградская битва». Волго-Донской судоходный канал. Волжская ГЭС. Церковь Иоанна Предтечи. Немецкая колония – Сарепта.
Особенности районов Волгоградской области. Кумылженский район. Алексеевский район. Быковский район. Городищенский район. Даниловский район. Дубовский район. Еланьский район. Иловлинский район. Клетский район. Палласовский район. Светлоярский район. (На усмотрение учителя).
Природа Волгоградской области. История развития природы на территории области. В мире природы. Животный мир лесов и луговых степей. Степь. Животный мир степей. Полупустыня Волгоградской области. Животный и растительный мир пресных водоёмов. Зима. Реки. Озёра, лиманы, пруды. Охраняемые растения и животные области.
Что можешь сделать ты? 1О заповедей экологии» выпуск листовок, газеты
1
0
1
Проект «Мой город завтра»
2
0
2
Квест – игра «Место, где нравится жить»
2
0
2
Итого
12
1
11
Всего
49
16
33
Список использованной литературы.
1. Путешествие в историю. Е.В. Саплин, А.И. Саплин. Центр гуманитарного образования. 1995 год. 2.Путь к Ахтубе. А.Рогозин. Волгоград. Издатель. 2008г. 3. На Ахтубе – реке. В Зайцев. Волгоград.2004г. 4.На Ахтубинских просторах. В Зайцев. Волгоград. 2008г. 5.Животные и растения Волго-донского края. С.Г.Филонская. Волгоград. Планета. 2017 6. Вековой след истории. Л.Зенкевич. Ленинск 2009г. 7. Азбука юного волгоградца. И.П.Пашкович. Волгоград. Планета. 2017 8. Отчий край. Журнал комитета по печати и информации Администрации Волгоградской области. 9.География Волгоградской области. Нижне-Волжское книжное изд. 1989г. 10. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. М.- 1996. 11.Моя родословная: Пособие для школы. Автор составитель Василевская В.С. М.: Вита-Пресс. – 2001. 12.Памятники природы Волгоградской области. А.В.Брылёв. Волгоград. 1987г. 13.Хрестоматия по истории родного края. И.С.Шепелева. Нижне-волжское книжное изд. 1970г. 14.Животный мир Волгоградской области. Б.Кубанцев. Нижне-волжское книжное изд. 1962г. 15.Наш край в далёком прошлом. А.Киреев. Нижне-волжское книжное изд. 1965г. 16.География Волгоградской области И.Панин. Нижне-волжское книжное изд. 1968г. 17.История Волгоградского края от каменного века до Золотой Орды. А.Скрипкин. Волгоград. 1998г. 18.Символика нашего края. Библиографическое пособие. Ленинск. 2002г. 19.Памятники и памятные места Волгоградской области. Е.Чемякин Волгоград. 2008г. 20.Были-небыли уездного Царицына. В.Сергеев. Волгоград. 2008г. 21.Волгоград. Четыре века истории. В.Томарёв. Нижне-волжское книжное изд. 1989г. 22.Очерки истории Волгограда. М.Водолагин. М.Наука. 1969г. 23.Книга памяти Волгоградской области. Волгоград. 1994г. 24.Слава и гордость нашего края. Волгоград 2009г. 25.Энциклопедия Волгоградской области. Волгоград. 2000г. 26.Волгоградские художники.Волгоград.2007г. 27.На родных просторах. Б.Лощилин. Волгоград.2006г. 28..15 исторических поселений. А.Воробьёв. Волгоград 2001г.