Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края" 3 класс»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
по азбуке Смоленского края
для 3 Г класса
начального общего образования
Рожковой Аллы Александровны
учителя высшей категории,
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Регионального компонента государственного стандарта начального общего образования по Азбуке Смоленского края, рекомендованного департаментом Смоленской области по образованию, науке и молодёжной политики на основе решения областного экспертного совета протокол №2 от 30.05.2005г;
- Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 7);
- Учебного плана МБОУ СОШ № 9 на 2016-2017 учебный год;
-Примерной авторской программы С.А. Болотовой, рекомендованной департаментом Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике.
Программа «Азбука Смоленского края» рассчитана на учащихся начальной школы и предназначена для работы в любой системе начального образования.
Для реализации программного содержания используются УМК:
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры.
Основные цели курса: формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников сдуховным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса:
1. Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города (села), области в истории России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края; представлений об экологических проблемах края.
2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения ориентироваться в своем родном городе (селе), умения видеть связь современности с прошлым родного края; развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами; развитие эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины на II ступени образования.
3. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село); желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.
При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребенка.
В целом курс «Азбука Смоленского края» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.
1.2. Принципы построения курса.
Региональный курс «Азбука Смоленского края» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников. Рассмотрим эти принципы:
Краеведческий принцип:Отбор учебного материала выполнен таким образом, чтобы в наибольшей степени влиять на душу ребенка, строить обучение на основе непосредственного восприятия им особенностей своей малой родины.
Принцип научности:означает опору на науку как источник системы фактов, понятий, закономерностей, изучаемых в данном курсе по краеведению, и проявляется, прежде всего, в отборе учебного материала и применяемых методах обучения.
Принцип научности требует изучения прочно установленных в современном культурно-историко-природоведческом краеведении положений, которые в дальнейшем будут лишь обогащаться и развиваться.
Однако при изучении отдельных тем учитель может и должен информировать учащихся о важнейших спорных, дискуссионных проблемах, о научных гипотезах.
Принцип доступности и посильности сводится к тому, чтобы изучаемый краеведческий материал по уровню трудности был доступен учащимся, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения.
Правильно определенная посильность обучения способствует и развитию познавательной активности, и ускорению общего развития учащихся.
Принцип наглядности. С целью реализации этого принципа на занятиях по региональному компоненту следует использовать слайды и диапозитивы, видеоматериалы, любительские кинофильмы, фотографии и зарисовки памятников истории и культуры, физическую и историческую карты страны, карту г. Смоленска и Смоленской области, портреты или фотографии земляков, пользоваться экскурсионными буклетами, фотоальбомами, схемами-опорами, иллюстрациями учебного пособия «Азбука Смоленского края».
Принцип организации краеведческо-познавательной деятельности учащихся (принцип маятника). Этот принцип реализуется следующим образом: например, изучая свой город (село), учащиеся связывают его с историей и культурой Смоленского края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам по природе, культуре, истории родного села, города
Принцип природоохранной направленности осуществляется через доступную природоохранную деятельность детей данного возраста и изучение современных экологических проблем.
Принцип интеграции: направлен на формирование у детей целостного представления о своей малой родине. Реализуется этот принцип в виде органически связанных между собой частей единого целого - природно-географического, духовного, культурно-исторического наследия нашего края, отраженного в содержании программы и учебного пособия «Азбука Смоленского края».
Культурологический принцип раскрывает культуру как специфическую систему социальных норм, совокупность отношений людей к природе, между собой и к самим себе, духовных ценностей и идей.
Для решения задач эстетического и нравственного воспитания младших школьников в курсе «Азбука Смоленского края» раскрываются эстетический и нравственный принципы воспитания. Этим принципам большое внимание уделял русский педагог К.Д. Ушинский.
Эстетический (художественный) принцип проявляется в отборе природного, исторического, литературного материала. В «Азбуку...» включены произведения поэзии и прозы, в которых простота и доступность сочетаются с истинной художественностью. Дети одновременно не только знакомятся с важнейшими событиями истории, культуры родного города(села) или особенностями местной природы, но и с художественным, эстетическим их воплощением в литературных произведениях и произведениях русских художников.
Нравственный (этический) принцип проявляется в отборе природного, исторического, литературного материала. Рассказы, стихи, очерки направлены на воспитание патриотических чувств детей, чувства уважения и любви к героическому прошлому народа, чувства сопереживания с людьми и событиями родного края.
Принцип вариативности отражен в структуре и объеме программы регионального курса. Кроме этого, в учебном материале курса интегрируются различные формы предъявления учебной информации: текст, иллюстрация, карта-схема, дидактический рисунок, загадки, ребусы и др. Такой подход к представлению учебной информации предполагает вариативность в выборе форм, методов и приемов работы, учитывая индивидуальные способности и возможности учащихся класса. Система заданий отражает широкий спектр возможностей работы по теме, что позволяет применить вариативность в выборе заданий, как к отдельному этапу урока, так и к целому уроку. Количество уроков по теме также может меняться. Вариативен и способ использования регионального курса в практике работы школы.
1.3. Методы, формы и приемы работы.
Методы, формы и приёмы работы:
беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранов, героями, сбор материала для краеведческого уголка.
занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города Ярцево, уроки - путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и другие.
сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значений событий и др.; конкурсы рисунков, конкурс технического мастерства, сочинения.
По итогам изучения тем каждого раздела программы ребята оформляют творческие отчеты, проводят конкурс рисунков и другие работы.
Предполагается проведение семейных вечеров с участием детей, родителей, бабушек, дедушек, учителей на темы «Богатство родной природы», «Праздники в нашей семье» и др.
Результативность работы по курсу «Азбука Смоленского края» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринужденности и взаимопонимания.
Содержание программы курса «Азбука Смоленского края» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении.
Место предмета «Азбука Смоленского края» в учебном плане:
Согласно учебному плану школы на 2016 – 2017уч.г. изучение курса «Азбука Смоленского края» осуществляется на самостоятельном уроке регионального компонента в 3-ем классе
В 3 классе на изучение азбуки Смоленского края отводится по учебному плану:
34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели)
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Название разделов и тем
Количество часов для изучения
Содержание учебного материала, практические работы
Формы контроля
Блок I. Мир природы (12ч.)
Вводное занятие
1ч.
Введение в блок «Мир природы». Рассматривание книги «Мир природы», знакомство с ней.
Природные особенности.
5ч.
Смоленщина на карте России. Ее площадь. Поверхность нашего края: равнина, холм, овраг.
Климат нашего края.
Почвы Смоленщины: суглинистые, песчаные, супесчаные, торфяно-болотистые. заболоченные, подзолистые, дерново-подзолистые. Их состав. Охрана почв.
Основатель научного почвоведения В.В. Докучаев.
Полезные ископаемые.
Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края: песок, глина, известняк, доломиты, мел, торф, бурый уголь, сапропель, минеральные воды и др. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области.
Водоемы.
Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.
Реки Смоленской области. Река Днепр, ее притоки: река Десна и река Сож. Река Каспля - приток Западной Двины. Ре¬ка Вазуза приток Волги.
Озера Смоленской области: Акатовское, Баклановское, Сашно и др.
Искусственные водоемы: пруды и водохранилища (Вазузское, Яузское, Деснинское).
Растения.
Разнообразие растительного мира нашего края. Расте¬ния хвойных и лиственных лесов. Растения гштивных, низин¬ных и суходольных лугов. Растительность верховых и низин¬ных болот. Охрана лесов, лугов, болот.
Грибы.
1ч
Грибы нашего края. Особенности строения и использования.
Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Смоленский лен.
1ч
Лен - культурное растение. Его виды: лен-долгунец, лен масличный. Выращивание льна на Смоленщине.
Продукция смоленского льнокомбината.
Музей «Смоленский лен».
Животные нашего края.
2ч.
Разнообразие животного мира нашей области: насеко¬мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопи¬тающие. Особенности внешнего вида, строения и жизни (на примере отдельных представителей).
Приспособленность животных к условиям жизни.
Редкие животные нашего края, меры по их охране.
Охрана природы.
1ч.
Представление об экологических проблемах нашего края.
Охрана природы в нашем крае. Красная книга природы. Красная книга Смоленской области.
Категории охраняемых объектов природы: исчезающие, сокращающиеся, редкие, неопределенные и восстановленные виды.
Законы об охране природы. Особо охраняемые природные территории: природные заповедники, природные заказники, памятники природы, национальные парки и др. Правила поведения в природе.
Проверьте себя.
1ч.
Контрольное занятие. Контрольный срез знаний.
Обобщение изученного материала.
Способность ориентироваться в понятиях и терминах: краеведение, природоведение, география, климатология, почвоведение, геология, гидрогеология, гидрология, лимнология, ботаника, микология, биология, зоология, ихтиология, орнитология, энтомология, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери), экология.
Практическая работа: нахождение объектов на географических картах или картах-схемах; наблюдение за изменениями природы в своей местности; рассматривание образцов полезных ископаемых; рассматривание образцов растений нашего края; рассматривание (или сбор) съедобных грибов; составление правил сбора грибов; наблюдение за животными родного края; деятельность по охране природы; изготовление кормушек для птиц.
Экскурсии (по возможности): на местный водоем, в лес (парк), в музеи «Смоленский лен», «Природа Смоленщины», в национальный парк «Смоленское Поозерье».
Провероч-ная работа №1
Блок II. Мир истории (12 ч.)
Вводное занятие
1ч
Введение в блок «Мир истории». Рассматривание книги «Мир истории» и знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся по истории родного края.
Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.
Города Смоленщины.
1ч
Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края. Древние города Смоленщины: Смоленск (IX в.), Рославль (XII в.), Дорогобуж (XII в.), Ельня (XII в.), Вязьма (XIII в.), Рудня (XIV в.), Велиж (XV в.), Поречье (Демидов) - XV в.
История древнего города Вержавска.
Герб и флаг области.
1ч
Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области. Геральдист Г.В. Ражнев.
Смоленская крепостная стена.
1ч
Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь.
Военное прошлое.
1ч
Сущность понятия «город-воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства.
Битва с монголо-татарами. Герои этой войны. Значение сражения под Смоленском.
Война с Польшей 1609 — 1611 гг. Героическая оборона Смоленска 1609 - 1611 гг. Главное значение Смоленского сражения.
Отечественная война 1812 года. Сражение за Смоленск, его значение. Партизанское движение на территории Смоленщины.
Война с Германией 1941 - 1945 гг. Смоленское сражение, его значение. Оккупация области. Партизанское движение в тылу врага. Рождение Красной Гвардии под Ельней. Освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. День освобождения города (села) от немецко-фашистских захватчиков.
Награды Смоленщины.
1ч
Последствия войны и оккупации. Трудовые подвиги смолян. Восстановление Смоленщины. Награды города и области. Смоленск - город-герой (1985 г.).
Места боевой славы.
1ч
Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине.
Наши земляки.
2ч
Люди, прославившие наш край: первый космонавт Юрий Гагарин; создатель русской классической музыки композитор Михаил Глинка; поэты: Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Николай Рыленков; гениальный флотоводец Павел Нахимов: первооткрыватель Центральной Азии-Михаил Пржевальский и другие.
Проверьте себя.
1ч
Контрольное занятие. Контрольный срез знаний.
Обобщение изученного материала.
Способность ориентироваится в понятиях и терминах: предки (кривичи), потомки, история, археология, герб, флаг, геральдика, вексиллология, фалеристика.
Практическая работа: нахождение объектов на исторических картах или картах-схемах; рассматривание гербов городов Смоленской области; рассматривание башен крепостной стены; сопоставление фактов военного прошлого родного города (села); рассматривание образцов (значков) орденов Ленина, Отечественной войны I степени, медали «Золотая звезда»; чтение произведений поэтов и писателей, родившихся на Смоленщине.
Экскурсии (по возможности) в исторический музей, по родному городу (селу), по Смоленской крепостной стене, в музей «Смоленск - щит России»; в музей «Смоленщина в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», по местам боевой славы, в места рождения наших земляков, прославивших Смоленскую область.
Провероч-ная работа№2
Блок III. Мир культуры (10 часов).
Вводный урок
1ч
Введение в блок «Мир культуры». Рассматривание книги «Мир культуры» и знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся о культуре родного края.
Наши предки.
1ч
Жилища и предметы быта.
1ч
Виды жилищ наших предков. Место, время, материал для строительства жилищ.
Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь.
Как одевались в старину.
1ч
Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, насов-ка, передник, штаны, пояс и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.
Что ели наши предки.
1ч
Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.
Праздники.
1ч
Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные и другие. Современные праздники. Порядок и время их проведения.
Игры и хороводы.
1ч
Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.
Письменность.
1ч
История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.
«Гороушна» - древнейший памятник русской письменности
Храмы и монастыри.
1ч
Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области
Культура Смоленщины сегодня.
1ч
Современная культурная жизнь нашего края. Театры, студии, планетарий, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы для детей Смоленщины.
Практическая работа: рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города (села); разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; посещение областной филармонии, рассматривание картин СИ. Иванова «Семья» и М. Нестерова «Святая Русь».
Экскурсии (по возможности): в районный краеведческий музей, в местный храм, в музей «Русская кузница», в музей «Теремок», в художественную галерею, в Центр по охране и использованию памятников истории и культуры.
Заключительное занятие (1 час). Обобщение знаний, умений, навыков учащихся по всему курсу «Азбука Смоленского края».
Провероч-ная работа №3
Тематическое планирование
№п\п
Название темы
Количество часов
Резерв
Блок I. Мир природы .
12
Блок II. Мир истории.
12
Блок III. Мир культуры.
10
Итого
34
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по азбуке Смоленского края
для 3 класса
(34 часа в год/ в неделю 1 час)
№
урока
Тема урока
Планируемое домашнее задание
Дата
Корректировка
КТП
Дополнительная информация
1
Вводное занятие. (1 час)
С. 5-11
Блок I. Мир природы (11 часов).
2
Природные особенности Смоленской области.
С. 12-25
3
Полезные ископаемые. Практическая работа.
С. 26-38
4
Водоемы Смоленщины.
С.39-50
5-6
Растения нашего края.
С. 51-60
С. 61-70
7
Грибы.
С. 71-76
8
Смоленский лен. Экскурсия.
С. 77-84
9-10
Животные нашего края.
С. 85-93
С.94-103
11
Охрана природы.
С. 104-123
12
Проверьте себя. Проверочная работа №1.
С. 124-127
Блок II. Мир истории (12 часов).
13
Вводный урок.
14
Наши предки.
С. 17
15
«Из варяг в греки».
С. 24
16
Города Смоленщины.
С. 33
17
Герб и флаг нашей области.
С. 44
18
Смоленская крепостная стена.
С. 66
19
Военное прошлое Смоленщины. Экскурсия.
С. 92
20
Награды Смоленщины и города Смоленска.
С. 97
21
Места боевой славы.
С. 112
22-23
Наши земляки.
С. 158
24
Проверьте себя. Проверочная работа №2.
С. 160-162
Блок Ш. Мир культуры (10 часов).
25
Вводный урок
26
Жилища и предметы быта.
С. 19
27
Как одевались в старину. Практическая работа.
С. 36
28
Что ели наши предки.
С. 47-48
29
Праздники.
С. 58-59
30
Игры и хороводы.
С. 70
31
Письменность.
С. 86
32
Храмы и монастыри Смоленщины.
С. 104
33
Культура Смоленщины сегодня. Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации
С. 113
34
Урок-экскурсия «Проверьте себя».
С. 114-116
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА КОНТРОЛЯ УУД
Практические работы
Количество экскурсий
Проверочные работы
Контрольная работа
1
2
год
1
2
год
1
2
год
год
1
2
3
1
1
2
1
2
3
1
5. Планируемые результаты освоения курса (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные:
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
2. Воспитывать уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.
3. Осваивать личностный смысл учения; желание продолжать свою учебу.
Метапредметные:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
7. Использовать в работе литературу и другие источники информации.
8. Оценивать своё задание по параметрам, заранее представленным.
Предметные:
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты.
Процесс изучения особенностей родного края связывается с формированием определенных знаний и умений по краеведению.
Усвоение младшими школьниками элементарных краеведческих представлений, знаний и умений необходимо для применения их в различных видах деятельности: познавательной, коммуникативной, трудовой и других. Оканчивая начальную школу, ученики должны не только владеть знаниями и умениями по краеведению, но и практически их применять.
Контроль за знаниями и умениями следует осуществлять систематически на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать иуметь по краеведению. При этом можно использовать различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания.
Материал для осуществления контроля заложен в методический аппарат учебного пособия «Азбука Смоленского края»: контрольные вопросы в конце каждой темы, раздел «Проверь себя» в конце изучения каждого раздела программы «Мир природы», «Мир истории», «Мир культуры».
В конце учебного года необходимо провести итоговую проверку и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса по изучению «Азбука Смоленского края». Педагог, вынося оценку и отметку, должен каждый раз обосновывать их, руководствуясь логикой и существующими критериями в методическом письме Министерства общего и профессионального образования РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998 года «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
В целом же итогом систематической работы по данной программе должны стать не узкоспециальные краеведческие знания и умения школьников, а их более высокий уровень общего развития и культуры.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения курса учащиеся получат возможность
УЗНАТЬ:
НАУЧИТЬСЯ:
По природно-географическому краеведению:
- географическое положение, границы и территорию Смоленской области;
- определять, находить и показывать на географических картах или картах-схемах изученные географические объекты;
- названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;
- различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;
- названия некоторых рек, озер и водохранилищ Смоленской области;
- различать охраняемые растения и животных Смоленского края;
- названия некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;
- выполнять правила поведения в природе, обосновывать необходимость их соблюдения;
- меры по охране природы в Смоленской области;
- подготовить рассказ, сообщение-доклад, реферат природо-красведческого содержания на основе материалов учебного пособия по краеведению, а также дополнительных источников;
- нахождение некоторых особо охраняемых природных территорий Смоленской области;
- правила поведения в природе.
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели природно-географических объектов.
По культурно-историческому краеведению
- как называли предков смолян, основные их занятия;
- определять, находить и показывать на исторических картах, планах города, картах-схемах исторические и культурные объекты;
- торговые связи смолян в древности;
- подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического (содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала;
- названия древних городов Смоленщины;
- проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;
- современную символику Смоленщины (герб, флаг);
- оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели культурно-исторических объектов;
- причины возведения в Смоленске крепостной стены;
- сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение в развитии государства Российского;
- названия некоторых башен Смоленской крепости;
- героические страницы смоленской земли: битва с монголо-татарами, война с Польшей 1609-1611 гг., Отечественная война 1812 года, война с Германией 1941-1945 гг.
- памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;
- награды Смоленска и области;
— имена некоторых земляком, прославивших родной край;
- виды жилищ, утварь и предметы быта наших предков;
- элементы костюма смолян в древности;
- названия некоторых блюд, которые любили наши предки;
- соблюдать правила поведения за обеденным столом;
- названия некоторых календарных, религиозных, семейных праздников;
- День города Смоленска;
- некоторые игры и хороводы прошлых лет;
- играть в подвижные игры, пришедшие к нам из прошлого;
- историю возникновения письменности у наших предков;
- виды православных храмов и их внутреннее устройство;
- название самой почитаемой иа Смоленщине иконы;
- названия некоторых объектов культуры Смоленской области, созданных для детей:
- элементарные правила поведения и охраны памятников и памятных мест истории и культуры.
- выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников.