Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 3 класс
Данная программа представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, календарно - тематический план, содержание учебного предмета, средства контроля и график контрольных работ, список литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 3 класс»
Пояснительная записка
Таинственный мир превращения бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.
Данная программа представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематический план, содержание учебного предмета, средства контроля и график контрольных работ, список литературы.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами оригами.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Название, автор и год издания конкретной программы, на основе которой разработана рабочая программа
Данная программа разработана на основе авторской программы: «Волшебный мир оригами» Гребенюковой О.В.
Количество учебных часов, в том числе количество часов для проведения контрольных работ, экскурсий, проектов
Программа рассчитана на учащихся 2 классов. Количество часов в учебном году – 34 -1 раз в неделю. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более __ человек. Группа формируется из детей в возрасте от 8 -9 лет.
Содержание программы соответствует учебному плану. Разработана для учителей общеобразовательных учреждений и педагогов дополнительного образования.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе
Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
• «зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
• «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по пятибалльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им Требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически.
.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения обучающиеся должны
знать
уметь
что такое оригами
подбирать бумагу нужного цвета
историю возникновения оригами
выполнять разметку листа бумаги
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов
пользоваться чертежными инструментами, ножницами
название, приемы складывания модулей
собирать игрушки – «оригамушки»
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по кружку «Волшебный мир оригами»
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС отражают:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Перед учащимися ставятся цели и задачи внеурочной деятельности. В тексте каждой темы используются условные знаки, рубрики, конкретные инструкции намечают основное направления поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
В ходе работы над темами учащиеся выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций в дополнительных и вспомогательных источниках необходимую информацию, производят сопоставления, делают умозаключения, решают проблемы творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Достижению этого результата служит организация представления материала темы, включая его текстовую часть и зрительный ряд.
Тематический план (34ч)
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
Дата
теория
практика
всего
1 полугодие (16 часов)
1.
Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся
0,5
0,5
1
2.
Простые базовые формы оригами
0,5
0,5
1
3.
Осенние композиции
1
1
4.
Базовая форма «Треугольник»
0,5
1,5
2
5.
Базовая форма «Воздушный змей»
1
1
6.
Базовая форма «Двойной треугольник»
1
1
7.
Базовая форма «Двойной квадрат»
1
1
8.
Базовая форма «Конверт»
1
1
9.
Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба»
0,5
1,5
2
10.
Базовая форма «Дверь»
0,5
1,5
2
11.
Поделки к Новому году
3
3
2 полугодие (19 часов)
1.
Базовая форма «Треугольник»
2
2
2.
Базовая форма «Воздушный змей»
2
2
3
Базовая форма «Двойной треугольник»
3
3
4
Поздравительная открытка к празднику 8 Марта
2
2
5.
Базовая форма «Двойной квадрат»
3
3
6.
Базовая форма «Конверт»
3
3
7.
Базовая форма. «Дверь»
1
1
8.
Впереди лето
1
1
9
Итоговые занятия.
Оформление выставочных работ
0,5
0,5
1
10.
Итоговое занятие
0,5
0,5
1
Содержание (34 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Дата
Факт
Прим
1 полугодие (16 часов)
1
Вводные занятия
1ч.
Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности.
Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
- смыслообразование;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- волевая саморегуляция;
2.09
2
Простые базовые формы оригами
1ч.
Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
Познавательные
- знаково-символические
- моделирование;
- анализ;
Личностные
- мотивация учения;
- смыслообразование;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- планирование;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
9.09
3
Осенние композиции
1 ч.
Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов.
Оформление композиций.
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные
- мотивация учения;
- смыслообразование;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- планирование;
- контроль и коррекция;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
16.09
4
Базовая форма: «Треугольник»
2 ч.
Домик с крыльцом, домик с трубой.
Домик с верандами. Деревья и травы.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
- нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
- планирование;
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль, оценка
- волевая саморегуляция;
23.09
30.09
5
Базовая форма: «Воздушный змей»
1ч.
Лебеди (2 способа).
Утка с утёнком.
7.10
6
Базовая форма: «Двойной треугольник»
1 ч.
Тропическая рыбка.
Отделка модели.
14.10
7
Базовая форма:
«Двойной квадр.»
1ч.
Золотая рыбка. Краб.
Композиция «Аквариум».
21.10
8
Базовая форма:
«Конверт»
1ч.
Рыбка-бабочка.
Водоросли и камешки.
Оформление аквариума.
11.11
9
Базовая форма:
«Рыба»
2 ч.
Царевна-Лебедь. Пингвин (2 способа).
Композиция «Пингвины на льду».
18.11
25.11
2.12
9.12
10
Базовая форма:
«Дверь»
2ч.
Мышь и поросёнок.
Бурёнка. Композиция «В деревне».
11
Поделки к Новому году
3ч.
Гирлянды. Ёлочка. Открытка
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные
- мотивация учения;
- смыслообразование;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- планирование;
- контроль и коррекция;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
16.12
23.12
13.01
2 полугодие (18 часов)
1
Базовая форма: «Треугольник»
2 ч.
Летающая птица голубь
Летающая птица фламинго
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
- нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
- планирование;
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль, оценка
- волевая саморегуляция;
20.01
27.01
2
Базовая форма: «Воздушный змей»
2ч.
Мышонок, старичок
3.02
10.02
3
Базовая форма: «Двойной треугольник»
3 ч.
Снеговик. Мотылёк. Рыбка.
17.02
24.02
3.03
4
Поздравительная открытка к празднику 8 марта
2ч.
Праздничные цветы.
Оформление поздравительной открытки.
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- формулирование познавательной цели;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
10.03
17.03
5
Базовая форма:
«Двойной квадрат»
3ч.
Морская рыбка. Креветка. Каракатица
Композиция «Морское дно».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
- нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
- планирование;
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль, оценка
- волевая саморегуляция;
7.04
14.04
21.04
6
Базовая форма:
«Конверт»
2ч.
Сумоист. Лошадка. Цветок.
28.04
5.05
7.
Базовая форма:
«Дверь»
1ч.
Лягушонок
12.05
8.
Впереди – лето!
1ч.
Складывание самолетов и истребителей.
Летные соревнования моделей.
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- формулирование познавательной цели;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
19.05
9.
Итоговые занятия
Оформление выставочных работ
1 ч.
Оформление тематических выставок
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- оценка;
Личностные - самоопределение;
26.05
10.
Итоговое занятие
Изготовление моделей «Бабочки и цветы».
Подведение итогов работы за год.
Выставка моделей, изготовленных в течение года.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;