Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование внеурочной деятельности по развитию речи в 1 классе " Юные ораторы"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса «Юные ораторы» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей , логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Основное место на занятиях занимает практическая работа.
Данная программа ориентирована на учащихся 1 классов и реализуется на основе следующих нормативных документов :
Авторской программы Е.Н. Потаповой «Радость познания», направленной на развитие речи, начальных графических навыков и начальную постановку руки первоклассников. Потребуется время ,чтобы научить детей владеть своей речью легко и свободно. Предполагаемый курс используется как дополнение к курсам ; «Обучение письму» , «Обучение грамоте» .
Цели и задачи курса
Развитие речи, образного мышления, памяти, внимания, воображения.
Развитие интеллектуально-творческого потенциала ребенка.
Развитие мелкой моторики руки, способствование формированию навыка каллиграфического письма.
Знакомство детей с правилами посадки и владения инструментами.
Воспитание аккуратности, трудолюбия, старательного отношения к выполнению работы.
6. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решения этих задач способствуют развитию у детей способности полноценно воспринимать художественные произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на услышанное; умение работать с различными видами текстов. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочными материалами, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие человека. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и начальный периоды. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения. В развитии речи М.Р. Львов выделяет три направления: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением и работа с текстом. Все эти направления представлены в системе занятий курса.
Место курса в учебном плане
Курс «Юные ораторы» рассчитан на 33 учебных часа . Занятия проводятся один раз в неделю. Реализация программы обеспечивает достижение учениками личностных, метапредметных и предметных результатов. Занятия в 1 "В" классе; №30 от 2.05.16г. и №31 от 9.05.16г. выпадают на праздничные дни и будут пройдены с учетом уплотнения материала. Занятие в 1 "Г" классе №23 от 8.03.16г. выпадает на праздничный день и будет пройдено с учетом уплотнения материала.
Общая характеристика курса.
Интегрированный курс «Юные ораторы» объединяет в один учебный предмет занятия по штриховке и в овладении речью
Какую же речь следует считать хорошей, к чему стремиться учителю и ученику? Программы начальной школы предъявляют следующие требования к уровню развития речи:
Содержательность – соответствие темы и содержания, знание фактов, отбор главного и второстепенного в высказываниях ребенка.
Логичность – последовательность, четкое построение речи, обоснованность выводов, последовательный переход от одного высказывания к другому, структурированность мысли.
Точность – умение говорящего не только отобрать факты, но и выбрать точно подходящие языковые средства для их передачи. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения использовать синонимы, сравнения.
Выразительность – умение ярко, убедительно, сжато представить мысль, воздействовать на людей интонацией, построением фразы, отбором слов.
Ясность речи – это доступность ее для людей, к которым она обращена. В этой области важную роль имеет произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать. У младших школьников нередко встречаются дефекты речи, при которых ребенок плохо выговаривает некоторые звуки ([р], [л], [с], [ш]). Поэтому методика развития речи тесно связана с логопедией. Помочь ребенку в решении таких проблем – одна из задач кружка.
В занятия включаются словарная работа, работа над лексической составляющей, звуковая подготовка (чистоговорки, скороговорки, рифмовки).
Ценностные ориентиры курса
При изучении каждой темы, необходимо постоянно говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьикакпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Содержание программы курса
Виды деятельности:
Аудирование (слушание).Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному тексту.
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Говорение (культура речевого общения).Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Штриховка и рисование
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Очень важно поставить руку, подготовить ее к работе. Этот этап является определяющим в успехе всего обучения. Дети штрихуют предметы, которые рисуют, строят при помощи фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами.
Упражнения по штриховке, предлагаемые детям по данному курсу, развивают мелкие мышцы пальцев и кисти руки. Кроме того, в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.
Когда проводится штриховка? Штриховать дети начинают с первого урока и продолжают до конца периода обучения грамоте (можно проводить в течение всего 1 класса). Составление, моделирование и штриховка предметов - это и способ развития речи, поэтому на занятиях, попутно составляются небольшие рассказы по теме, идет работа над словом.
На втором – третьем месяце обучения (в зависимости от уровня готовности класса) учащиеся уже сами составляют свои рисунки из фигур трафарета и лекал. Штрихуют они в течение всего периода обучения грамоте. Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют утомления.
Штриховка делается только под руководством учителя. Необходимо контролировать направление и параллельность линий, посадку ребенка и то, как он держит ручку или карандаш. Позднее занятия непосредственно посвящаются подготовке к каллиграфическому письму. Последовательно вводятся новые виды штриховки. Все усилия учителя направлены на то, чтобы помочь ребенку в тренировке и развитии мелкой мускулатуры руки. Важно закрепить навыки правильной работы. На каждом уроке желательно повторять ощупывание геометрических фигур по линейке – трафарету.
Основные направления работы на подготовку руки ребёнка к письму:
штриховка в разных направлениях с выбором инструмента (ручка, карандаш);
соблюдение правил штриховки:
штрихи не должны выходить за контур
промежутки между штрихами должны быть одинаковыми
соблюдать параллельность линий
линию штриха вести непрерывно;
обведение фигур по трафарету или шаблону;
закрашивание;
соблюдение правил закрашивания:
раскрашивать в одном направлении
не заходить за контуры рисунка
не оставлять непрокрашенных мест в рисунке;
написание по пунктиру элементов письменных букв.
Логопедия
Неясная речь во многом затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко отрицательно сказывается на характере человека. Начинать заботиться о качестве речи ребенка надо как можно раньше, но к сожалению число детей с речевыми проблемами год от года не уменьшается а растет. Артикуляционные упражнения особенно необходимы детям, у которых отмечается задержка речевого развития ,с нарушением звукопроизношения.
Коррекционно-развивающие игры и упражнения помогут не только автоматизировать произношение трудных звуков, но и развить связную речь, расширить словарный запас, потренировать память, внимание и мышление.
Пальчиковые игры
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры», которые необходимо включать в занятия. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи) и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
Игры эти очень эмоциональные, способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения учителя, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Результаты изучения курса
Личностные результаты
1) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, выработка умения терпимо относиться к своим товарищам ;
3) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций ;
7) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты
1) умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
2) умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
3) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов.
4) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
4) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
5) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
Метапредметнымирезультатами изучения курса «Юные ораторы» в 1 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы с учителем;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
- пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения является сформированность следующих умений:
-воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-подробно пересказывать текст;
-составлять устный рассказ по картинке;
Задания и упражнения, включаемые в занятия, позволяют решать три аспекта : познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект:
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения
формирование и развитие общеучебных компетенций
Развивающий аспект:
развитие речи при работе над словом, предложением
развитие мышления
развитие сенсорной сферы
развитие двигательной сферы
Воспитывающий аспект:
воспитание системы нравственных межличностных отношений
Занятия проводится по следующей структуре:
– пальчиковая гимнастика; – словарная работа в игровой форме; – определение темы рисунка; – составление рисунка и штриховка; – составление текста-описания по рисунку; – подведение итога.
Необходимо учитывать следующее:
Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву в, то для работы кружка отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал.
Каждое занятие кружка включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.).
Особое внимание уделяется тематической лексике при составлении рассказа-описания, проводится словообразовательная работа.
С общей темой занятия связываются темы рифмовок для пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию мелкой мускулатуры, но и благодаря массажу положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
Предлагаемые игры и упражнения включают в себя чистоговорки и скороговорки для развития дикции и постановки правильного дыхания, что способствует формированию правильного способа чтения фразы в дальнейшем. Такие упражнения помогают учащимся-логопатам автоматизировать произношение некоторых звуков, способствуют развитию фонематического слуха.
Каждое занятие и курс в целом строятся по принципу продвижения от простого к сложному.
Занятия строятся на основе интеграции ряда предметов: обучения грамоте, окружающего мира, изобразительной деятельности.
Материально-технические средства:
Аудиторная доска с магнитной поверхностью, интерактивная доска, компьютерная техника. Фигурные линейки (трафареты) с вырезанными на них геометрическими фигурами, карандаши, рабочие тетради, альбомы, трафареты (с изображениями предметов и фигур животных), а также лекала.
Учебно-методическое обеспечение
1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт.-сост. В.Н. Иванкова. – М.: ООО «АКВАРИУМБУК», К: «Дом печати – ВЯТКА», 2004.
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002.