Просмотр содержимого документа
«Дети в русской живописи»
ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа - интернат VIII вида № 3
Внеклассный час
В гостях у картин:
«Дети в русской живописи»
Для учащихся 4 класса
Воспитатель:
Антюфеева С.В.
Цель: развитие эстетического восприятия, знакомство с жизнью сверстников 18 – 19вв., расширение кругозора, словарного запаса, развитие сенсорного восприятия и ориентации в пространстве.
В.Серов «Девочка с персиками», «Портрет Мики Морозова»,
Портреты художников.
Ход занятия:
В Москве, в Лаврушенском переулке находится красивое здание из красного кирпича в виде старинного русского терема. Это – гордость нашей культуры – Государственная Третьяковская галерея, самое крупное собрание, сейчас их более ста тысяч, русской живописи в нашей стране, сокровищница русского искусства, где хранятся произведения изобразительного искусства, созданные на протяжении почти девяти веков истории.
Сегодня я приглашаю вас совершить заочное путешествие по Третьяковской галерее. Конечно, рассказывать даже о самых лучших из экспонатов невозможно. Это потребовало бы не многих часов, а многих дней. Я остановлюсь лишь на некоторых картинах, вернее на их репродукциях, - сами картины хранятся в музее. Они созданы разными художниками и в разное время. Но они объеденены одной темой – темой детства.
Вот перед вами картина художника 18 века Ивана Фирсова «Юный живописец». Иван Фирсов, выходец из крепостных, благодаря своему таланту и труду, стал придворным художником, был послан за границу для совершенствования своего мастерства. Но до нас дошло очень мало произведений этого мастера. Одно из них «Юный живописец».
- Что вы видите на этой картине?
- Как одеты люди?
Да, на людях, изображенных на этой картине, старинные одежды. Ведь жили они более двухсот лет тому назад. Но как близка и понятна, как трогает нас эта незамысловатая сценка, запечатленная художником. Слева, за мольбертом юный художник за работой. Лицо его строго и сосредоточено. Пусть ему лет 14 – 15 отроду, держится он уверенно, как взрослый мастер. Справа на стуле расположилась его модель – девочка в розовом платьеце. Она еще так мала, что ноги не достают до пола и поэтому пришлось подставить под них скамеечку .Она смотрит не отрываясь, как ловко и уверенно работает мальчик, а в глазах ее так и сквозит любопытство: какая она там получается на картине?
- А кто эта женщина, что привела девочку сюда?
Конечно, ее мама. Кто же еще может одновременно журить за непоседливость и так ласково прижимать к себе?
Следующие картины художника Василия Перова. Его полотна отображают жизнь простых людей с их большими заботами и маленькими радостями. На его картинах мы часто видим детей, которых он рисует с особой любовью и теплотой.
Вот эта картина называется «Спящие дети»
- Что вы видите на этой картине?
- Как вы думаете эти дети принадлежат к бедной или богатой семье?
Художник любуется своими маленькими героями. Сон их сладок и безмятежен, как у всех детей, но глядя на их босые ноги, рваные рубашонки, сено вместо постели, мы понимаем, что этим детям живется несладко.
Перов был очень чуток к страданиям человека. Эта картина называется «Проводы покойника» - вся пронизана болью за осиротевшую крестьянскую семью. Смерть хозяина, кормильца, что может быть страшнее. Это означает голод, нищету….
- Кого вы видите на санях?
На санях – согнутая горем фигура матери. В глазах девочки, обнимающей гроб с телом отца, - тоска и отчаяние. Тяжело задумался мальчик.
- Что ждет осиротевшую семью в будущем?
Очевидно, этот мальчик останется теперь за старшего в тяжелом крестьянском труде.
- Как выглядит лошадь?
Да, даже худая лошадь еле тащится опустив голову. Кажется, что и ей очень трудно везти своего хозяина в последний путь.
Окружающая природа как бы созвучна горю людей: хмурый зимний день клонится к закату, на пригорке мрачно чернеет лес, над ним нависли темные суровые облака.
- Как вы думаете бедная или богатая эта семья?
В картине очень наглядно показана беспросветная бедность крестьянской семьи: рогожа, которой прикрыт сколоченный из простых досок гроб, ветхая одежда на девочке, отцовский тулуп и шапка на мальчике.
- Какое настроение создает эта картина?
А вот эта картина, тоже принадлежащая кисти Перова, многим из вас знакома. Она называется «Тройка».
«Тройка» - это слово рождает в нас картину мчащихся на полном скаку коней, звон бубенчиков, счастливый смех. Радость от быстрой езды.
- Что мы видим на этой картине?
…Холодный зимний вечер. Снежная мгла бьет в лица. Редкие прохожие спешат укрыться от непогоды. И только трое оборванных ребятишек тянут по неровным московским улицам салазки с огромной бочкой, наполненной водой. Резкий ветер треплет ребячьи лохмотья.
- Опишите, во что одеты дети.
(Старые платки, шарфики, рваные полушубки)
Тяжелые санки раскачиваются на ухабах, вода выплескивается через край. Случайный прохожий и тот не выдерживает – подбежал и толкает плечом тяжелую бочку.
Но дети, словно не замечают этого пронзительного ветра и холода: усталость от непосильного труда поглощает все их ощущения. В бледных измученных лицах детей нет и тени веселой беспечности, и не радует их визг и лай бегущей рядом собаки, единственного друга этих обездоленных, лишенных детства ребятишек.
Художников того времени очень волновала участь деревенских детей, которых привозили в Москву крестьяне и отдавали в ученье мастерам – сапожникам, столярам, портным. Невыносимо тяжелыми были для ребятишек годы ученья: пинки, подзатыльники, долгие часы труда в душной полутемной мастерской, да сверх того непосильная работа по дому.
Этой же теме: незавидной доле маленького подмастерья посвящена картина другого художника Владимира Маковского «Свидание».
- Что вы видите на картине?
- Кто этот мальчик, эта женщина?
- Как вы думаете, она рядом живет или пришла издалека?
- Опишите лица героев картины.
Давайте повнимательнее присмотримся к лицам героев картины, к их одежде, вещам, которые их окружают. Перед нами не просто встреча матери и сына, а целая повесть о горькой судьбе деревенского парнишки, отданного в чужие люди.
Мать, очевидно, пришла издалека – рядом небольшой узелок и палка, которую обычно брали с собой деревенские жители, отправляясь в дальнюю дорогу. Женщина одета по-зимнему, на дворе холодно, а мальчик босой. На нем старая застиранная рубашка, грязный, рваный фартук. Волосы давно не чесаны. С жадностью уплетает он калач – гостинец, принесенный матерью. Видно есть досыта ему приходится не часто.
- Какими красками написана картина?
Не веселые, сумрачные краски в картине – серые, коричневые, темно-лиловые. Только лица выделены светом. Ведь именно в них выражено главное – душевное состояние героев. У матери лицо печальное, задумчивое. Ее горестные мысли о сыне, о том, что она ничем ни в силах помочь ему - дома беспросветная нужда. Мальчик не плачет, не жалуется, кажется, он отупел от изнурительной работы, от тоски по дому.
А теперь мы рассмотрим две картины художника Валентина Серова. Первая картина «Девочка с персиками»
- Опишите картину.
- Какое время суток?
Комната залита ярким солнцем. Смуглая, темноволосая девочка в розовом платье спокойно сидит за столом. На белой скатерти – персики и желтые осенние листья. Вот, казалось бы, и все, что мы видим. Но если картины о которых я вам только что рассказывала, «Тройка», «Проводы покойника», «Свидание», можно назвать картинами – рассказами, причем, невеселыми, даже горькими рассказами, то «Девочка с персиками» - картина – настроение. Посмотрите на нее внимательно.
- Какое впечатление она производит на вас?
- Какое настроение создает?
У меня эта картина оставляет ощущение чего-то светлого, прекрасного. Ощущения счастья, радости жизни.
Автор этой картины Валентин Серов был большим мастером портрета. Его «Девочка с персиками» - это Верочка Мамонтова, дочь его друга. К сожаленью, она прожила очень короткую жизнь. Вера умерла, когда ей было 23 года. Но благодаря портрету Серова она останется в нашей памяти как вечно юная и счастливая Девочка с персиками.
А вот другой портрет работы Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»
- Что вы видите на этой картине?
- Кто перед нами?
Мы не знаем. Что так поразило маленького Мику. Его широко распахнутые глаза полны удивления восторга, рот полуоткрыт. Кажется, вот сейчас он спрыгнет с кресла и мы услышим его громкий голос.
Портрет был написан в начале нашего века. Много лет тому назад один известный искусствовед присутствовал на каком-то заседании. Его соседом оказался незнакомый молодой человек. Он непоседливо ерзал на самом краешке стула. Выражение его широко распахнутых черных глаз и улыбки было по-детски открытым и радостным. Искусствовед ранее никогда не видевший этого человека, вдруг спросил его: «Вы Мика Морозов?» «Да» - удивился молодой человек «Я узнал вас по портрету Серова» - сказал искусствовед. Так, уже в детском портрете Мики Морозова художник сумел увидеть и отразить самые основные, самые яркие черты внешности и, прежде всего, характера своей модели.
Этим живописный портрет отличается от фотографии: он передает не только внешний вид, но и внутренний мир человека.
Итак, наше заочное путешествие по залам Третьяковской галереи подошло к концу. Вы познакомились с некоторыми картинами из ее собрания. Я надеюсь, что если вам посчастливится побывать в этом музее в Москве, вы узнаете их и встретитесь с ними уже, как со старыми знакомыми. И пусть у вас будет еще немало встреч с прекрасным.