В презентации отражены факторы риска жестокого обращения с ребенком в семье, основные виды насилия, а также виды наказания за жестокост в отношении ребенка.
Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. (Принцип 9 Декларации прав
ребёнка. )
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Детство без жестокости и насилия»
Детствобез жестокости и насилия
Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
(Принцип 9 Декларации прав ребёнка. )
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями:
негативно влияет на психическое развитие ребенка;
нарушает его социализацию;
порождает безнадзорность и правонарушения;
дети, перенесшие насилие в будущем тоже могут стать насильниками.
Факторы риска
1. Особенности детей – жертв насилия:
нежеланный или нелюбимый ребенок в семье;
наличие у ребенка физических и умственных недостатков, врожденные уродства;
сходство с нелюбимым родственником;
«трудный» ребенок;
одаренный или талантливый ребенок.
2. Социальное неблагополучие семьи
неполная, многодетная или конфликтная семья;
кто-то в семье болен алкоголизмом или наркоманией;
стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, чрезмерной занятости, конфликтов в семье;
низкий уровень образования родителей;
юные родители с неадекватными родительскими навыками;
использование в качестве наказания физического и психического насилия.
3. Состояние здоровья родителей
психические заболевания (психоз, депрессия);
умственная отсталость;
критические состояния (нервные потрясения);
наличие в прошлом в семье случаев жестокого обращения;
родители сами в детстве подвергались жестокому обращению.
Жестокое обращение с детьми –
действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
Формы жестокого обращения:
физическое насилие;
сексуальное насилие;
психическое (эмоциональное насилие)
моральная жестокость (пренебрежение основными нуждами ребенка).
НАСИЛИЕ – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку родителями (законными представителями) повреждений, ведущих к нарушению физического и психического здоровья, отставанию в развитии, смерти.
Внешний вид ребенка при физическом насилии:
Задержка развития (отставание в весе и росте), малоподвижность
Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);
Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Основные виды травм:
Раны и синяки (разные по времени и возникновению, в разных частях тела одновременно, непонятного происхождения)
На голове – кровоизлияния в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
Ожоги (топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами)
Укусы (следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, типично наличие кровоподтёков)
Синдром тряски ребёнка (возникает, когда взрослый, схватив ребёнка за плечи, сильно трясёт его взад и вперёд, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияния в мозг или ушиб мозга, у ребёнка наблюдается кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания)
Особенности психического состояния и поведения детей и подростков
любой контакт или взаимодействие, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Спектр сексуальных действий при этом: вуаеризм, эксгибиционизм, эксплуатация ребенка для порнографических целей, вовлечение в проституцию)
Психическое состояние и поведение ребёнка:
низкая успеваемость;
уединение, ухудшение отношений со сверстниками;
низкая самооценка, депрессивные состояния;
побеги из дома;
угрозы или попытки самоубийства;
Беспорядочные половые связи, проституция;
Может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым
Может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий
Может жаловаться на физическое нездоровье
Психическое (эмоциональное) насилие- периодическое или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности.
Виды психического насилия:
Принижение его успехов, пренебрежительное, грубое обращение, унижающее его достоинство
Попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков)
Уступчивость, податливость, угодливое поведение
Плохая успеваемость,
Низкая самооценка
Неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми
Депрессии, печаль, беспомощность, безнадёжность
Моральная жестокость (пренебрежение основными потребностями ребёнка) – отсутствие со стороны родителей или лиц их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Внешний вид и поведение ребёнка
Не растёт, не набирает веса или теряет в весе
Ребёнок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища
Нет прививок, нуждается в услугах врача, запущенное состояние детей (педикулёз, дистрофия)
Не ходит в школу, прогуливает школу
Устаёт, апатичен, имеет отклонения в поведении
Психическое состояние ребенка
Постоянный голод и жажда, кража пищи
Стремление любыми путями привлечь к себе внимание взрослых
Требование ласки и внимания
Пассивность, подавленное состояние, апатия
Антиобщественное поведение
Агрессивность, импульсивность
Неумение общаться с людьми
Трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний
Низкая самооценка
Не всегда эти признаки очевидны. Но, однако, существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования органов опеки и попечительства и правоохранительных органов
Следы побоев, истязаний, физического насилия
Следы сексуального насилия
Запущенное состояние детей
Отсутствие нормальных условий проживания
Антисанитарное состояние жилья
Систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребёнка, лишение его сна, ребёнка выгоняют из дома
Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:
Административная ответственность – родители или иные представители несовершеннолетних, допустившие пренебрежение основными потребностями ребёнка подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях
(ст. 5.35)
Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:
Уголовная ответственность-
Российское законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие.
(ст. 111, ст. 112, ст. 113, ст. 115, ст.116, ст. 110
УК РФ)
Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:
Гражданско-правовая ответственность – жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ.
(ст.69 – лишение родительских прав,
ст. 73 – ограничение родительских прав,
ст. 77 –отобрание ребёнка при угрозе жизни)
Дисциплинарной ответственности
могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, оставившие факты жестокого обращения с детьми без внимания.
Уважаемые родители, помните слова
В.А. Сухомлинского:
«Трудный ребёнок – это дитя пороков родителей, зла семейной жизни. Это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным делом. Это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспитанию своих детей»
«Не бойся, пожалуйста, доктора Льва!
Он в горло зверюшке заглянет сперва
И выпишет срочно рецепт для больного:
«Таблетки, микстура итёплое слово,
Компресс, полосканье идоброе слово,
Горчичники, банки инежное слово, -
Ни капли холодного, острого, злого!
Без доброго слова, без тёплого слова,
Без нежного слова – не лечат больного!»
Юнна Мориц
Выявленные случаи насилия над детьми и пренебрежения их нуждами – лишь вершина айсберга