kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инклюзивное обучение путь к толерантности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует способностям. Инклюзия учитывает потребности, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподованию. И как показвает практика, обучение  становится более эффективным, и выигрывают от этого  все дети.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное обучение путь к толерантности»

Инклюзивное  обучение путь к толерантности Из опыта работы заместителя директора по УВР Кукушкинской общеобразовательной школы Раздольненского районного совета Республики Крым

Инклюзивное обучение путь к толерантности

Из опыта работы заместителя директора по УВР Кукушкинской общеобразовательной школы Раздольненского районного совета

Республики Крым

Инклюзивное образование (включающее)  – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.  Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.  Инклюзия учитывает потребности , также как и специальные условия и поддержку , необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

Инклюзивное образование (включающее)

– это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности , также как и специальные условия и поддержку , необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

Инклюзивное образование  Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;   Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;

Инклюзивное образование

  • Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;

  • Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;

  • Является динамичным процессом, который постоянно в развитии;
  • Признает, что все дети могут учиться.
Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.  Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.  Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению.  Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении.  Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети.  Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.

Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению. Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети. Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.

«Образование для всех»   Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.   Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.   Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.

«Образование для всех»

Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.

Основополагающий принцип инклюзивного образования все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.

Включающее образование базируется на восьми принципах:   1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге. 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Включающее образование базируется на восьми принципах:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Условия организации успешного обучения и воспитания  детей с ограниченными возможностями здоровья  1. Создание адаптивной среды , позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении. 2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий , обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Создание адаптивной среды , позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий , обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья  3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. 4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа. 5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы .

Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы .

Условия организации успешного обучения и воспитания  детей с ограниченными возможностями здоровья  6 . В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.   7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Условия организации успешного обучения и воспитания

детей с ограниченными возможностями здоровья

6 . В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников. 7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Толерантность    Формирование толерантного отношения в обществе к детям –инвалидам и к детям с ограниченными возможностями здоровья:  для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Толерантность

Формирование толерантного отношения в обществе к детям –инвалидам и к детям с ограниченными возможностями здоровья:

для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Кадровое обеспечение

Кадровое обеспечение

  • Всего педагогов в школе – 24 , из них учителей высшей категории – 4 , первой категории – 4 , второй категории – 3 , учителей-специалистов – 11 . Имеют звания: «учитель-методист»-1 , «старший учитель» -1.
Количество обучающихся

Количество обучающихся

  • Начальная школа-40 человек;
  • Основная школа- 76;
  • Средняя школа- 15.
  • Общее количество обучающихся -121, из них 4 детей с ОВЗ.
Этапы работы: I этап – Изучение нормативно-правовой базы:

Этапы работы:

I этап – Изучение нормативно-правовой базы:

Правовая основа обучения детей с ограниченными возможностями

Правовая основа обучения детей с ограниченными возможностями

  • 1948 г.Всеобщая Декларация прав человека
  • 1989 г. Конвенция ООН о правах ребенка
  • 1990 г. Всемирная Декларация по образованию для всех
  • 1993 г. Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов
  • 1994 г.Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особенными потребностями
  • 2000 г.Всемирный форум по образованию
  • 2001 г. Пилотный проект программы «Образование для всех»
  • 2005 г. Конвенция ООН о правах инвалидов
Федеральное законодательство

Федеральное законодательство

  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской федерации», 1995 г.
  • Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ», 2013г.( ст. 79)
II этап     Анкетирование учащихся, родителей, учителей школы с целью определения отношения к детям с ОВЗ.

II этап

Анкетирование учащихся, родителей, учителей школы с целью определения отношения к детям с ОВЗ.

III этап    Участие администрации школы, учителей, психолога в обучающих семинарах, вебинарах, конференциях по вопросам инклюзивного обучения

III этап Участие администрации школы, учителей, психолога в обучающих семинарах, вебинарах, конференциях по вопросам инклюзивного обучения

IV этап  Создание лидерской команды :

IV этап

Создание лидерской команды :

  • Администрация школы
  • Учителя
  • Практический психолог
  • Логопед
  • Социальный педагог
  • Медицинский работник
  • Родители
Участники психолого-педагогического сопровождения в едином образовательном  пространстве Психолого-педагогическое  сопровождение

Участники психолого-педагогического сопровождения в едином образовательном пространстве

Психолого-педагогическое сопровождение

Цель  деятельности специалистов сопровождения  заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду ОО , при этом не нарушая привычный уклад самой среды.  Успешность включения ребенка в образовательное пространство должна определяться с точки зрения развития его:

Цель деятельности специалистов сопровождения

заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду ОО , при этом не нарушая привычный уклад самой среды. 

Успешность включения ребенка в образовательное пространство должна определяться с точки зрения развития его:

  • познавательной сферы: знаний и навыков; коммуникативной сферы: умения общаться; эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе/группе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в среде сверстников; самостоятельности.
  • познавательной сферы: знаний и навыков;
  • коммуникативной сферы: умения общаться;
  • эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе/группе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в среде сверстников;
  • самостоятельности.
Алгоритм индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ 1. Сбор информации о ребенке и диагностика особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов. 2. ПМПк (анализ и выработка рекомендаций) 3. Разработка индивидуального образовательного маршрута 4. Разработка адаптированной образовательной программы 5. Реализация индивидуального образовательного маршрута 6. Динамическая диагностика(создание портфолио) 7. Оценка результатов определенного этапа сопровождения и изменение образовательного маршрута

Алгоритм индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ

1. Сбор информации о ребенке и диагностика особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов.

2. ПМПк (анализ и выработка рекомендаций)

3. Разработка индивидуального образовательного маршрута

4. Разработка адаптированной образовательной программы

5. Реализация индивидуального образовательного маршрута

6. Динамическая диагностика(создание портфолио)

7. Оценка результатов определенного этапа сопровождения и изменение образовательного маршрута

Организация специальных образовательных  условий для каждого ребенка с ОВЗ   С целью обеспечения оптимальных условий обучения и жизнедеятельности ребенка с ОВЗ, создания адекватной среды для удовлетворения его потребностей  и реализации индивидуальных способностей для каждого ребёнка с ОВЗ составляется индивидуальный маршрутный лист , в котором отражены все необходимые специальные условия в конкретной образовательной организации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями, проблемами здоровья и потребностями ребёнка.

Организация специальных образовательных условий для каждого ребенка с ОВЗ

С целью обеспечения оптимальных условий обучения и жизнедеятельности ребенка с ОВЗ, создания адекватной среды для удовлетворения его потребностей

и реализации индивидуальных способностей для каждого ребёнка с ОВЗ составляется индивидуальный маршрутный лист , в котором отражены все необходимые специальные условия в конкретной образовательной организации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями, проблемами здоровья и потребностями ребёнка.

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Урок математики 5 класс

Урок математики 5 класс

В игровой комнате

В игровой комнате

Групповое развивающее занятие

Групповое развивающее занятие

Выборы президента школы.

Выборы президента школы.

Наш Леня тоже впервые проголосовал …

Наш Леня тоже впервые проголосовал …

Развивающее занятие с психологом. 2 класс

Развивающее занятие с психологом. 2 класс

ВЫВОДЫ:  преимущества инклюзивного образования  для обычных детей:

ВЫВОДЫ: преимущества инклюзивного образования для обычных детей:

  • Дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим отличиям.
  • Дети учатся налаживать отношения с детьми, которые отличаются от них.
  • Дети учатся сотрудничать.
  • Дети учатся вести себя нестандартно, быть внимательными.
Преимущества инклюзивного образования  для детей с особыми потребностями:

Преимущества инклюзивного образования для детей с особыми потребностями:

  • Обучение происходит с опорой на сильные качества, способности и интересы детей.
  • Овладение новыми умениями и навыками происходит функционально.
  • Дети имеют возможность для налаживания дружеских отношений со здоровыми сверстниками и участие в общественной жизни.
Проблемы

Проблемы

  • . Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности учителей школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов.
Существующие барьеры:

Существующие барьеры:

  • Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
  • Родители детей с ОВЗ не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
Системный подход  Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.     Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей.      От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.

Системный подход

Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом. Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей. От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.

Очень важно понять: При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие .    “ Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить”   Жан Ванье

Очень важно понять: При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие .

Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить” Жан Ванье

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Инклюзивное обучение путь к толерантности

Автор: Костина Наталья Анатольевна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137793

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Анализ организации интегрированного (инклюзивного) образования для детей с умственной отсталостью в сельской школе "
    ["seo_title"] => string(128) "analiz-orghanizatsii-intieghrirovannogho-inkliuzivnogho-obrazovaniia-dlia-dietiei-s-umstviennoi-otstalost-iu-v-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "144002"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418642439"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Реализация компетентного подхода в системе инклюзивного образования. "
    ["seo_title"] => string(79) "riealizatsiia-kompietientnogho-podkhoda-v-sistiemie-inkliuzivnogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "220149"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434532893"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Тьюторское сопровождение инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(53) "tiutorskoiesoprovozhdieniieinkliuzivnoghoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "271412"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451490758"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Социализация и расширение возможностей детей с ОВЗ средствами кружковой работы, театрально-концертной деятельности, сказкотерапии."
    ["seo_title"] => string(146) "sotsializatsiia-i-rasshirieniie-vozmozhnostiei-dietiei-s-ovz-sriedstvami-kruzhkovoi-raboty-tieatral-no-kontsiertnoi-dieiatiel-nosti-skazkotierapii"
    ["file_id"] => string(6) "257516"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448351626"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства