Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует способностям. Инклюзия учитывает потребности, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподованию. И как показвает практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное обучение путь к толерантности»
Инклюзивноеобучение путь к толерантности
Из опыта работы заместителя директора по УВР Кукушкинской общеобразовательной школы Раздольненского районного совета
Республики Крым
Инклюзивное образование (включающее)
– это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности , также как и специальные условия и поддержку , необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Инклюзивное образование
Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;
Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;
Является динамичным процессом, который постоянно в развитии;
Признает, что все дети могут учиться.
Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению. Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети. Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.
«Образование для всех»
Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.
Основополагающий принцип инклюзивного образования –все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.
Включающее образование базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Условия организации успешного обучения и воспитаниядетей с ограниченными возможностями здоровья
1. Создание адаптивной среды , позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий , обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).
Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.
5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы .
Условия организации успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья
6. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Толерантность
Формирование толерантного отношения в обществе к детям –инвалидам и к детям с ограниченными возможностями здоровья:
для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Кадровое обеспечение
Всего педагогов в школе – 24 , из них учителей высшей категории – 4 , первой категории – 4 , второй категории – 3 , учителей-специалистов – 11 . Имеют звания: «учитель-методист»-1 , «старший учитель» -1.
Количество обучающихся
Начальная школа-40 человек;
Основная школа- 76;
Средняя школа- 15.
Общее количество обучающихся -121, из них 4 детей с ОВЗ.
Этапы работы:
I этап – Изучение нормативно-правовой базы:
Правовая основа обучения детей с ограниченными возможностями
1948 г.Всеобщая Декларация прав человека
1989 г. Конвенция ООН о правах ребенка
1990 г. Всемирная Декларация по образованию для всех
1993 г. Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов
1994 г.Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особенными потребностями
2000 г.Всемирный форум по образованию
2001 г. Пилотный проект программы «Образование для всех»
2005 г. Конвенция ООН о правах инвалидов
Федеральное законодательство
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской федерации», 1995 г.
Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ», 2013г.( ст. 79)
II этап
Анкетирование учащихся, родителей, учителей школы с целью определения отношения к детям с ОВЗ.
III этап Участие администрации школы, учителей, психолога в обучающих семинарах, вебинарах, конференциях по вопросам инклюзивного обучения
IV этап
Создание лидерской команды:
Администрация школы
Учителя
Практический психолог
Логопед
Социальный педагог
Медицинский работник
Родители
Участники психолого-педагогического сопровождения в едином образовательномпространстве
Психолого-педагогическоесопровождение
Цельдеятельности специалистов сопровождения
заключается в успешном включении ребенкас ОВЗ в образовательную и социальную среду ОО , при этом не нарушая привычный уклад самой среды.
Успешность включения ребенка в образовательное пространство должна определяться с точки зрения развития его:
познавательной сферы: знаний и навыков; коммуникативной сферы: умения общаться; эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе/группе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в среде сверстников; самостоятельности.
познавательной сферы: знаний и навыков;
коммуникативной сферы: умения общаться;
эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе/группе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в среде сверстников;
самостоятельности.
Алгоритм индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
1. Сбор информации о ребенке и диагностика особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов.
2. ПМПк (анализ и выработка рекомендаций)
3. Разработка индивидуального образовательного маршрута
4. Разработка адаптированной образовательной программы
7. Оценка результатов определенного этапа сопровождения и изменение образовательного маршрута
Организация специальных образовательныхусловий для каждого ребенка с ОВЗ
С целью обеспечения оптимальных условий обучения и жизнедеятельности ребенка с ОВЗ, создания адекватной среды для удовлетворения его потребностей
и реализации индивидуальных способностей для каждого ребёнка с ОВЗ составляется индивидуальный маршрутный лист , в котором отражены все необходимые специальные условия в конкретной образовательной организации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями, проблемами здоровья и потребностями ребёнка.
Развитие моторики у детей
Развитие моторики у детей
Урок математики 5 класс
В игровой комнате
Групповое развивающее занятие
Выборы президента школы.
Наш Леня тоже впервые проголосовал …
Развивающее занятие с психологом. 2 класс
ВЫВОДЫ:преимущества инклюзивного образованиядля обычных детей:
Дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим отличиям.
Дети учатся налаживать отношения с детьми, которые отличаются от них.
Дети учатся сотрудничать.
Дети учатся вести себя нестандартно, быть внимательными.
Преимущества инклюзивного образованиядля детей с особыми потребностями:
Обучение происходит с опорой на сильные качества, способности и интересы детей.
Овладение новыми умениями и навыками происходит функционально.
Дети имеют возможность для налаживания дружеских отношений со здоровыми сверстниками и участие в общественной жизни.
Проблемы
. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности учителей школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов.
Существующие барьеры:
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
Родители детей с ОВЗ не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
Системный подход
Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом. Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей. От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.
Очень важно понять: При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие .
“Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить”Жан Ванье