Презентация на тему "Интегральная технология" раскрывает сущность одноименной образовательной технологии профессора В.В. Гузеева, доктора педагогических наук, зав. кафедрой образовательной технологии АПКиППРО. В презентации раскрыты следующие вопросы: 1. Образовательная технология, как система. 2. Интегральная технология, как система. 3. Значение характеристических параметров. 4. Минимальные единицы учебного процесса. 5. Характеристика единиц учебного процесса и пр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегральная технология »
Гузеев В.В.
г. Москва
Доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой
образовательной технологии АПКиППРО
Интегральная технология
Современные педагогические технологии
Подготовил: Трунов А.И. председатель методической комиссии ГОУ НПО ЯО ПУ-37
г.Переславль-Залесский. 2008
средств диагностики текущего состояния и прогнозирования тенденций ближайшего развития системы;
Набора моделей обучения и критериев их выбора
Набора моделей обучения и критериев их выбора
КР – конечный результат
НУ – ПР – ПР – ПР – КР
ПР – промежуточный результат
НУ – начальные условия
Образовательная технология – это система состоящая из:
Модели состояния учащегося
Модели состояния учащегося
2
Конечного - некоторого
Исходного - заданного множеством свойств, необходимых для осуществления технологического процесса;
Механизма обратной связи
Механизма обратной связи
Мониторинга
Мониторинга
обеспечивающего взаимодействие между данными диагностики и выбранной моделью обучения, соответствующей полученным данным.
Интегральная технология – это система, в основу которой полжены:
2
Интегральная образовательная технология являясь технологией четвёртого поколения и сочетаетличностно-деятельностныйподход сдидактоцентрическим, позволяя обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.
2
Значения характеристических параметров:
основная структурная единица
5
технологические целевые установки
преобладающие организационные формы обучения
Значения характеристических параметров:
типовые средства обучения
6
назначение процедур обратной связи
организационные формы итогового контроля
Проектная эффективность:
6
Изучение материала протекает более успешно и выражается в более прочных знаниях, если в основу его положен принцип укрупнения дидактических единиц.
При этом оказывается целесообразным не разбивать материал темы на фрагменты, а изучать сразу весь на нескольких первых уроках, прослеживая при этом систему как внутри темы, так и с другими темами и предметами.
6
Минимальной единицей учебного процесса в Интегральной технологии является блок уроков (модуль), в структуре которого условно выделяютсяпостояннаяипеременнаячасти.
Условное обозначение модуля
Наименование модуля
ВП
Вводное повторение
ИНМ (О)
Изложение нового материала(основной объем)
З1 (ТМ)
Закрепление (тренинг-минимум)
ИНМ (Д)
Изложение нового материала(дополнительный объем)
З2 (РДЗ)
Закрепление(развивающее и дифференцированное)
ОП
Обобщение и повторение
Кон
Контроль
Кор
Коррекция
Уроки постоянной части определяются в основном характером учебного материала и меньше зависят от других параметров в отличие от уроков переменной части, которые полностью определяются течением процесса и высоко чувствительны к информации обратной связи.
Переменная часть блока уроков очень чувствительна к информации обратной связи. Столь же чувствительна она и к учащимся. В Интегральной технологии каждый ученик имеет свою роль, занимает своё место в плане урока. Отсутствие ученика на уроке часто вынуждает учителя немедленно перестраивать план, иначе организовывать коммуникации и взаимодействие учеников. Это делает Интегральную образовательную технологию трудоёмкой для учителя, но здесь же коренится основа её эффективности.
Постоянная и переменная части блока уроков не обязательно имеют чёткую границу, более того — при наличии компьютерной поддержки обучения этой границы просто нет. Сами слова “постоянная и переменная части блока уроков” не являются терминами, а введены только для удобства изложения.
Вводное повторение
Изучение нового материала крупным массивом в системе внешних и внутренних связей в практике начального профессионального образования должно обязательно предваряться вводным повторением.
Это объясняется большим разбросом среди учеников по мотивации, возможностям, уровням достижений.
Требующаяся в этом элементе блока форма урока имеет интерактивный информационный режим.
Учащиеся, отвечая на эти вопросы, восстанавливают в оперативной памяти необходимое.
Изучение нового материала (основной объем)
Изучение нового материала большим массивом вызывает организационные проблемы. Выдача материала всего объёма, отсроченная от закрепления, повлечёт необходимость дополнительного повторения, то есть к потерям времени. Однако в учебных учреждениях всегда есть значительный контингент учащихся, которые по данной теме ограничатся материалом, соответствующим образовательному стандарту, общеобязательным минимумом. Следовательно, при изучении нового материала в начале блока внимание уделяется только общеобязательному содержанию — основному объёму.
Для этого элемента предпочтительна форма лекции , позволяющая компактно передать ученикам укрупнённую дидактическую единицу. Однако, применяются и традиционные формы — беседа, рассказ.
Закрепление (тренинг-минимум)
Принцип деятельности требует, чтобы изучаемый обязательный материал немедленно отрабатывался на заданиях (упражнениях, задачах). Поскольку речь идёт о задачах минимального уровня планируемых результатов обучения, то умение их решать должно быть отработано до автоматизма. Назовём эту первую часть закрепления “тренинг-минимум”.
Чтобы довести до автоматизма умениерешать шаблонные задачи (задания),соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения, сначала задаются эти шаблоны посредством бесед. Постепенно они переходят в самостоятельную работу учеников. Промежуточным шагом является использованиепрактикума, когда весь класс делится на группы и закрепление проходит через общение учеников между собой в ходе решения задач.
Изложение нового материала (дополнительный объем)
14
14
Перед обучением на следующем уровне, требуется познакомить учащихся с информацией дополнительного объёма, обеспечивающей работу на
Особенность этого материала состоит в том, что одни учащиеся должны разобраться во всём и овладеть на уровне применения, другим полезно разобраться и понять идеи, третьим достаточно познакомиться.
Адекватной формой для такого изучения нового материала является
Развивающее дифференцированное закрепление
Дифференцированное обучение реализуется через групповые способы организации обучения, главным в которых является внешняя динамика групп.
Поэтому в элементе РДЗ осуществляется активное использование групповой работы. Для этого в Интегральной технологии была создана специальная форма урока — семинар-практикум.
Будет рассмотрен отдельно
14
Обобщение и повторение
Обобщение и повторение
16
Не только опыт, но и теоретические соображения показывают, что
Существуют и другие эффективные приёмы организации такого урока. Например, техника “Тридцать вопросов учителю”, придуманная В.М.
Когда блок уроков подходит к концу, возникает необходимость
Контрольный урок
Контрольный урок
17
Проверяются задания в том же порядке до первой ошибки. Учащиеся обычно быстро понимают, что гарантировать себе нужную оценку можно, если потрудиться над домашним заданием.
Задания выполняются строго по порядку от первого к последнему. Никакой возможности выбора заданий, соответствующих уровню притязаний ученика, не предусмотрено, так как это связано с самооценкой, а она у учащихся редко бывает адекватной.
Контрольный урок
Урок коррекции
Урок коррекции
18
По оценке учащийся локализует свою ошибку с точностью до уровня.
Вся работа учащихся тщательно проверяется, поскольку цель её — получение учителем информации об успешности блока уроков. Эта информация используется на
Урок коррекции
Урок коррекции
19
Учащиеся, которые получили высший балл, работают с преподавателем, или решают нестандартные задачи, или помогать товарищам.
На уроке коррекции учащиеся могут объединиться в группы и сообща анализировать свои работы.
Многие дети выполняют задания медленно в силу сложившихся
Домашнее задание
Домашнее задание предлагается учащимся на границе изучения нового материала (основной объём) и первого закрепления (тренинг-минимум) сразу после того, как изложено основное содержание материала и даны образцы решения задач минимального уровня.
19
Домашнее задание
Представляет собой множество задач, состоящее из трёх частей: Минимум, Уровень 2, Уровень 3
Все эти задачи одновременно служат двум целям: составляют домашнее задание и знакомят учеников с планируемыми результатами обучения. Одновременно с заданием сообщается дата урока обобщающего повторения, чтобы ученики знали, каким временем они располагают, поскольку за этим уроком последует контрольный, а за ним — урок коррекции, и изучение темы закончится.
19
Домашнее задание
Каждый ученик имеет право:
самостоятельно планировать свою домашнюю работу и во времени, и в объёме;
выполнять любую часть, любую часть любой части, не выполнять ничего;
расширять и дополнять задание задачами из других источников в расчёте на помощь учителя как эксперта;
на уроке обобщающего повторения задать любые вопросы в связи со своей домашней работой.
Домашние задания с урока на урок также возможны — как для всего класса, так и для отдельных учащихся или их групп. Такое домашнее задание должно быть обязательно проверено у всех, кому оно задано.
19
Интегральная технология одна из немногих где применение компьютера является естественным и необходимым. Это применение двояко.
В первом закреплении — тренинге-минимум — компьютер используется как обучающая машина. Успешность тренинга во многом определяется возможностью обеспечить каждому ученику:
индивидуальный набор задач (упражнений),
индивидуальный темп работы,
полную самостоятельность выполнения работы,
непрерывный контроль и управление.
19
Учитель не может обеспечить требуемых условий, а потому стопроцентная успешность тренинга маловероятна. Наличие компьютеров, оснащённых высококачественными обучающими программами, программами-тренажёрами и контролирующими программами, позволяет если и не решить проблему, то сгладить её остроту. Эти же программы могут использоваться и во втором закреплении вместо групп выравнивания, что позволит ещё уменьшить задержки в движении учащихся.
19
Во втором закреплении — развивающем дифференцированном закреплении — компьютер применяется как средство усиления интеллекта для групп, работающих над задачами общего и особенно продвинутого уровней.
При работе в таких группах ученики выполняют содержательную часть задач (нахождение идеи решения, различных вариантов, взаимосвязей с другими задачами и так далее), а техническую (расчёты, построения, преобразования и прочее) делают машины. Следовательно, применяются программы-исполнители, имитационные и моделирующие программы, базы данных, электронные таблицы, текстовые процессоры и графические редакторы, а также другие программы, свойственные производственным применениям ЭВМ. Широко могут использоваться ресурсы Сети и обслуживающие их программы.
19
Источники:
1. Гузеев В.В. Теория и практика Интегральной образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001. – 224 с. – (Серия “Системные основания образовательной технологии”).
2. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003. – 256 с.
3. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2004. – 128 с.