kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, химии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен для выступления на ШМО учителей естественного цикла.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, химии.»

Использование  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, химии.  Автор: Хаёрова Н.Л.-учитель химии МБОУ «Рычковская ООШ»

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, химии.

Автор: Хаёрова Н.Л.-учитель химии МБОУ «Рычковская ООШ»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
  • Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

В.Сухомлинский

XXI век – век высоких компьютерных технологий.

XXI век – век высоких компьютерных технологий.

Целесообразность применения ИКТ для достижения  педагогических целей:  1.  Развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества: развитие мышления, эстетическое воспитание, формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты в сложной ситуации, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. 2.  Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества. 3.  Интенсификация образовательного процесса во всех уровнях системы непрерывного образования:

Целесообразность применения ИКТ для достижения педагогических целей:

1. Развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества: развитие мышления, эстетическое воспитание, формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты в сложной ситуации, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.

3. Интенсификация образовательного процесса во всех уровнях системы непрерывного образования:

  • повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • активизация познавательной деятельности с использованием ИКТ;
  • углубление межпредметных связей за счет использования ИКТ;
  • реализация идей открытого образования на основе использования сетевых технологий.
Александр: рисунки схемы диаграммы чертежи карты фотографии

Александр:

рисунки

схемы

диаграммы

чертежи

карты

фотографии

Под  ИКТ - компетентностью учителя-предметника  понимают личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности.

Под ИКТ - компетентностью учителя-предметника понимают личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности.

Педагогам, применяя новые информационные технологии необходимо:

Педагогам, применяя новые информационные технологии необходимо:

  • знать дидактические возможности компьютера;
  • владеть методами использования компьютера в организации обучения;
  • уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения школьниками пройденного материала;
  • уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения;
  • использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности учащихся и др.
Электронные материалы активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся:  – получение информации; – практическое применение информации; – проверка полученных знаний и умений.

Электронные материалы активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся:

получение информации;

практическое применение информации;

проверка полученных знаний и умений.

Условия, способные обеспечить использование ИКТ на уроках :

Условия, способные обеспечить использование ИКТ на уроках :

  • вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
  • совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
  • широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;
  • свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
Модели использования  ИКТ на уроках:

Модели использования ИКТ на уроках:

  • Выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
  • Компьютерное тестирование;
  • Использование электронных сборников-тренажёров;
  • Работа с электронными энциклопедиями ;
Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.    Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации:

Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.

Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации:

  • фотографии,
  • видеофильмы,
  • мультипликации.
Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.    Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:

Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.

Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:

  • активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;
  • во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
  • большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
  • учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.
Компьютерное тестирование.   Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.

Компьютерное тестирование.

Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.

Работа с электронными энциклопедиями.     работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)

Работа с электронными энциклопедиями.

работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)

Использование ИКТ на уроках естественных дисциплин позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее.   С помощью ИКТ представляется возможным довести процесс дифференциаци и обучения до уровня индивидуализации.

Использование ИКТ на уроках естественных дисциплин позволяет сделать урок

динамичнее,

интереснее,

эффективнее.

С помощью ИКТ представляется возможным довести процесс дифференциаци

и обучения до уровня индивидуализации.

Задачи использования ИКТ на уроках:

Задачи использования ИКТ на уроках:

  • создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке; осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику; передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер; сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности»; повышение качества обучения.
  • создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке;
  • осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику;
  • передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер;
  • сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности»;
  • повышение качества обучения.
Примеры использования ИКТ на уроках биологии, химии:

Примеры использования ИКТ на уроках биологии, химии:

  • Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, электронных учебников, видеороликов.
  • Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.
  • Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.
  • Обработка результатов эксперимента.
Примеры использования ИКТ на уроках биологии, химии:

Примеры использования ИКТ на уроках биологии, химии:

  • Разработка методических программных средств. Выпущены диски «ИКТ на уроках биологии» с методическими материалами учителями.
  • Разработка педагогических программных средств различного назначения.
  • Разработка WEB-сайтов учебного назначения.
  • Использование Internet-ресурсов.
  • Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.
Традиционные методы обучения биологии  передача информации (объяснение)  тренинг (закрепление)  аттестация (контроль)

Традиционные методы обучения биологии

передача информации

(объяснение)

тренинг (закрепление)

аттестация (контроль)

Преимущества современных компьютерных технологий

Преимущества современных компьютерных технологий

  • использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;
  • многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;
  • использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;
  • автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д.
Этап “Объяснение”.  Слайд-шоу Например, 6 класс по теме «Класс двудольные. Семейство Розоцветные».

Этап “Объяснение”.

Слайд-шоу

Например, 6 класс по теме «Класс двудольные. Семейство Розоцветные».

http://wikibit.me/video/ Этап “Объяснение”.  Видеофрагменты Например, 9 класс «Кремний и его соединения»

http://wikibit.me/video/

Этап “Объяснение”.

Видеофрагменты

Например, 9 класс «Кремний и его соединения»

Этап “Закрепление”. Задания с выбором ответа. Например, 8 класс по теме: «Строение органов дыхания» **Тест 1. Из каких двух основных этапов состоит дыхательный процесс у человека? Движение воздуха по дыхательным путям в легкие. Газообмен в легких. Транспорт газов кровью. Газообмен в тканях. Движение воздуха по дыхательным путям из легких.  **Тест 2. Органы, образующие дыхательные пути: 1. Носовые полости. 2. Носоглотка. 3. Гортань. 4. Трахея. 5. Бронхи. 6. Бронхиолы. 7. Альвеолы.

Этап “Закрепление”.

Задания с выбором ответа. Например, 8 класс по теме:

«Строение органов дыхания»

**Тест 1. Из каких двух основных этапов состоит дыхательный процесс у человека?

  • Движение воздуха по дыхательным путям в легкие.
  • Газообмен в легких.
  • Транспорт газов кровью.
  • Газообмен в тканях.
  • Движение воздуха по дыхательным путям из легких.

**Тест 2. Органы, образующие дыхательные пути:

1. Носовые полости. 2. Носоглотка.

3. Гортань. 4. Трахея.

5. Бронхи. 6. Бронхиолы.

7. Альвеолы.

Этап “Закрепление”. Задания с выбором ответа. Например, 8 класс по теме: «Клеточное строение организма» Тест 1 . За хранение наследственной информации отвечают: Митохондрии.     5. Ядро. Рибосомы.      6. Лизосомы. Эндоплазматическая сеть.    7. Цитоплазма. Клеточный центр.      Тест 2 . За синтез клеточных белков отвечают: Митохондрии.     5. Ядро. Рибосомы.      6. Лизосомы. Эндоплазматическая сеть.    7. Цитоплазма. Клеточный центр.     8. Хромосомы.  Тест 3 . За расхождение хромосом при делении клетки отвечают: Митохондрии.     5. Ядро. Рибосомы.      6. Лизосомы. Эндоплазматическая сеть.     7. Цитоплазма. Клеточный центр.     8. Хромосомы.

Этап “Закрепление”.

Задания с выбором ответа. Например, 8 класс по теме:

«Клеточное строение организма»

Тест 1 . За хранение наследственной информации отвечают:

  • Митохондрии. 5. Ядро.
  • Рибосомы. 6. Лизосомы.
  • Эндоплазматическая сеть. 7. Цитоплазма.
  • Клеточный центр.

Тест 2 . За синтез клеточных белков отвечают:

  • Митохондрии. 5. Ядро.
  • Рибосомы. 6. Лизосомы.
  • Эндоплазматическая сеть. 7. Цитоплазма.
  • Клеточный центр. 8. Хромосомы.

Тест 3 . За расхождение хромосом при делении клетки отвечают:

  • Митохондрии. 5. Ядро.
  • Рибосомы. 6. Лизосомы.
  • Эндоплазматическая сеть. 7. Цитоплазма.
  • Клеточный центр. 8. Хромосомы.

Этап “Закрепление”. Задание. Вставьте пропущенные слова: . Например, 7 класс по теме «Отдел Моховидные».

Этап “Закрепление”.

Задание. Вставьте пропущенные слова: . Например, 7 класс по теме «Отдел Моховидные».

  • Мхи появились на нашей планете около _________ млн.лет назад.
  • Их предками были _________.
  • Моховидные – это многолетние растения, обычно _________ , приспособленные к обитанию во ______ местах.
  • Мхи вызывают ______ ;отмирая, они образуют_____.
Этап “Закрепление”. Задание. Вставьте пропущенные слова: . Например, 7 класс по теме «Отдел Моховидные».

Этап “Закрепление”.

Задание. Вставьте пропущенные слова: . Например, 7 класс по теме «Отдел Моховидные».

  • Мхи появились на нашей планете около 350 млн.лет назад.
  • Их предками были псилофиты.
  • Моховидные – это многолетние растения, обычно низкорослые , приспособленные к обитанию во влажных местах.
  • Мхи вызывают заболачивание ;отмирая, они образуют торф .
Этап “Закрепление”.  Задание. Например, химия 9 класс «Периодическая система химических элементов». Установите соответствие   Положение в периодической системе 1. 2 период 3 группа 2. 3 период 2 группа 3. 5 период 4 группа главная подгруппа 4. 4 период 5 группа побочная подгруппа Элемент

Этап “Закрепление”. Задание. Например, химия 9 класс «Периодическая система химических элементов». Установите соответствие

Положение в периодической системе

1. 2 период 3 группа

2. 3 период 2 группа

3. 5 период 4 группа главная подгруппа

4. 4 период 5 группа побочная подгруппа

Элемент

  • Магний.
  • Ванадий.
  • Бор
  • Олово.
Этап “Закрепление”.  Задания с использованием фото, видео и анимации.   Например, 7 класс по теме  «Класс Млекопитающие. Внутренние строение».   1 2 3 4    5

Этап “Закрепление”. Задания с использованием фото, видео и анимации. Например, 7 класс по теме «Класс Млекопитающие. Внутренние строение».

1

2

3

4

5

Этап “Контроль”    Задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием фото, видео и анимации, интерактивные задания - все эти типы, обычно используемые на этапе закрепления, могут быть использованы и на этапе контроля – если у ученика нет возможности просмотреть верный ответ или решение задания.

Этап “Контроль”

Задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием фото, видео и анимации, интерактивные задания - все эти типы, обычно используемые на этапе закрепления, могут быть использованы и на этапе контроля – если у ученика нет возможности просмотреть верный ответ или решение задания.

Тест по теме “Водород. Химический элемент и простое вещество ”  1. Водород в лаборатории получают взаимодействием А) железа с водой  Б) оксида кальция с водой В) цинка с соляной кислотой 2.Водород проявляет степень окисления в соединениях: А) +2 и - 2 Б) +1 и -1 В) 0 и + 1  3. Водород это газ: А) без цвета, вкуса, запаха, тяжелее воздуха Б) без цвета, запаха, вкуса, легче воздуха В) без цвета, вкуса, с запахом, легче воздуха  4. В промышленности водород получают А) из метана  Б) из воздуха  В) из воды  5 . Укажите причину по которой водород считается топливом будущего А) дешевле других видов топлива Б) он самый легкий газ и его легко перевозить В) много запасов сырья для получения водорода

Тест по теме “Водород. Химический элемент и простое вещество ”

1. Водород в лаборатории получают взаимодействием

А) железа с водой 

Б) оксида кальция с водой

В) цинка с соляной кислотой

2.Водород проявляет степень окисления в соединениях:

А) +2 и - 2

Б) +1 и -1

В) 0 и + 1

3. Водород это газ:

А) без цвета, вкуса, запаха, тяжелее воздуха

Б) без цвета, запаха, вкуса, легче воздуха

В) без цвета, вкуса, с запахом, легче воздуха

4. В промышленности водород получают

А) из метана 

Б) из воздуха 

В) из воды

5 . Укажите причину по которой водород считается топливом будущего

А) дешевле других видов топлива

Б) он самый легкий газ и его легко перевозить

В) много запасов сырья для получения водорода

Этап “Контроль”    Тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой – снабжены системой автоматической проверки и выдачей протокола выполнения. Оценивание выполнения оставлено за учителем по рекомендациям автора.

Этап “Контроль”

Тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой – снабжены системой автоматической проверки и выдачей протокола выполнения. Оценивание выполнения оставлено за учителем по рекомендациям автора.

Технологии образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС ).

Технологии образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС ).

  • Основу технологии составляют следующие положения:
  • 1. Трехуровневое планирование результатов обучения = умения решать задачи.
  • 2. Система группового обучения.
  • 3. Блочно-модульная структура содержания учебного курса.
  • Главным элементом учебного процесса в технологии ТОГИС является решение учебной задачи. учебная задача включает помимо собственно познавательной задачи ещё компаненты информационной задачи и указания к коллективной мыследеятельности, вырабатывающей систему ценностей (компаненты коммуникационной задачи)
Использование Интернета

Использование Интернета

  • Применение учащимися Интернета дает следующие преимущества:
  • 1. значительно сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в Интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, например, в библиотеке;
  • 2. повышается актуальность, получаемой информации;
  • 3. учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации.
Использование Интернета

Использование Интернета

  • Объяснения нового материала .
  • Дистанционное обучение.
  • Дистанционные олимпиады
Официальные сайты по образованию

Официальные сайты по образованию

  • http://www.techno.edu.ru – система федеральных образовательных порталов.
  • http://www.school.edu.ru/ – Российский общеобразовательный портал.
  • http://www.mon.gov.ru/ – сайт министерства образования и науки РФ.
  • http://www.rost.ru/projects/education/ – приоритетный национальный проект «Образование».
  • http://www.obrnadzor.gov.ru – федеральная служба по надзору в сфере образования науки.
  • http://www.ed.gov.ru/ – федеральное агентство по образованию.
  • http://www.gain.ru/ – система дополнительного профессионального образования.
  • http://firo.ru/ – федеральный институт развития образования.
  • http://lexed.ru/mainclass.php – федеральный центр образовательного законодательства.
  • http://www.fipi.ru/ – федеральный институт педагогических измерений.
  • http://fsu.edu.ru/p1.html – федеральный совет по учебникам.
  • http://ndce.edu.ru/ndce/ – портал учебного книгоиздания.
  • http://www.fasi.gov.ru/ – федеральное агентство по науке и инновациям.
Предметные образовательные сайты

Предметные образовательные сайты

  • http://www.rubricon.com/ – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.
  • http://rusword.com.ua/rus/index.php – мир слова русского (афоризмы, пословицы. поговорки)
  • http://elementy.ru/ – сайт по физике, биологии, химии.
  • http://www.hemi.nsu.ru – основы химии (эл. учебник для школьника, подготовка к сдаче экзаменов в ВУЗ)
  • http://www.uic.ssu.samara.ru/ – «В мире науки», сайт для школьников по естествознанию
  • http://www.allbest.ru – союз образовательных сайтов (каталог рефератов, образовательные и психологические тесты, on-line библиотека и многое другое).
  • http://hemi.wallst.ru/index.htm – образовательный сайт по химии для школьников.
  • http://www.5ballov.ru/ – каталог рефератов по всем предметам.
  • http://novgorod.fio.ru/projects/Project544/index.htm – общая характеристика природы России.
  • http://ts.edu.ru/ – сайт «Твоя школа».
Дистанционное обучение и методика использования ИКТ на уроке

Дистанционное обучение и методика использования ИКТ на уроке

  • http://ito.edu.ru/2005/Moscow/IV/IV-0-5706.html – портал Информационные технологии в образовании. Использование Интернет-технологий в организации учебного процесса школы.
  • http://www.cito.ru/gdenet/ – глобальная сеть дистанционного образования.
  • http://teachpro.ru/ – сайт «Обучение через Интернет» (содержит видеокурсы по компьютерной грамотности, иностранным языкам, по школьным и вузовским дисциплинам, по компьютерной графике , web-версии обучающих программ и методику обучения работы с ними и др.)
  • http://www.fpru.org/ – фонд поддержки российского учительства.
  • http://pedsovet.org/ – Всероссийский Интернет-педсовет.
  • http://www.lang.ru – научная лаборатория школьников.
Другие образовательные сайты

Другие образовательные сайты

  • http://edu.ac.ru/index1024.htm – образовательный сайт для родителей, школьников, абитуриентов.
  • http://www.school.edu.ru – описание школьных образовательных проектов.
  • http://school-sector.relarn.ru – Школьный сектор (информационно-развлекательный проект для школьников, и их учителей)
  • http://www.catalog.zaochnik.com/ – каталог образовательных сайтов.
  • http://alleng.ru/edu/school.htm – каталог образовательных сайтов для школьников и студентов.
  • http://www.togisklub.ru/vam-togisty/bank-zadac
Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя.

Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хаёрова Наталия Леонидовна

Дата: 16.05.2016

Номер свидетельства: 327332

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Современные методы и приёмы на  уроке  окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(66) "sovriemiennyie-mietody-i-priiomy-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "119337"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413388012"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства