Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, химии.»
Использованиеинформационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, химии.
Автор: Хаёрова Н.Л.-учитель химии МБОУ «Рычковская ООШ»
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
XXIвек – век высоких компьютерных технологий.
Целесообразность применения ИКТ для достиженияпедагогических целей:
1. Развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества: развитие мышления, эстетическое воспитание, формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты в сложной ситуации, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.
3. Интенсификация образовательного процесса во всех уровнях системы непрерывного образования:
повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
активизация познавательной деятельности с использованием ИКТ;
углубление межпредметных связей за счет использования ИКТ;
реализация идей открытого образования на основе использования сетевых технологий.
Александр:
рисунки
схемы
диаграммы
чертежи
карты
фотографии
Под ИКТ - компетентностью учителя-предметника понимают личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности.
Педагогам, применяя новые информационные технологии необходимо:
знать дидактические возможности компьютера;
владеть методами использования компьютера в организации обучения;
уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения школьниками пройденного материала;
уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения;
использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности учащихся и др.
Электронные материалы активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся:
–получение информации;
–практическое применение информации;
–проверка полученных знаний и умений.
Условия, способные обеспечить использование ИКТ на уроках :
вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;
свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
Модели использованияИКТ на уроках:
Выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
Компьютерное тестирование;
Использование электронных сборников-тренажёров;
Работа с электронными энциклопедиями ;
Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.
Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации:
фотографии,
видеофильмы,
мультипликации.
Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.
Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:
активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;
во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.
Компьютерное тестирование.
Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.
Работа с электронными энциклопедиями.
работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)
Использование ИКТна уроках естественных дисциплинпозволяетсделать урок
динамичнее,
интереснее,
эффективнее.
С помощью ИКТ представляется возможным довести процесс дифференциаци
и обучения до уровня индивидуализации.
Задачи использования ИКТ на уроках:
создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке;осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику;передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер;сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности»;повышение качества обучения.
создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке;
осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику;
передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер;
сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности»;
повышение качества обучения.
Примеры использования ИКТ на уроках биологии, химии:
Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.
Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.
Обработка результатов эксперимента.
Примеры использования ИКТ на уроках биологии, химии:
Разработка методических программных средств. Выпущены диски «ИКТ на уроках биологии» с методическими материалами учителями.
Разработка педагогических программных средств различного назначения.
использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;
многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;
использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;
автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д.
Этап “Объяснение”.
Слайд-шоу
Например, 6 класс по теме «Класс двудольные. Семейство Розоцветные».
http://wikibit.me/video/
Этап “Объяснение”.
Видеофрагменты
Например, 9 класс «Кремний и его соединения»
Этап “Закрепление”.
Задания с выбором ответа. Например, 8 класс по теме:
«Строение органов дыхания»
**Тест 1. Из каких двух основных этапов состоит дыхательный процесс у человека?
Движение воздуха по дыхательным путям в легкие.
Газообмен в легких.
Транспорт газов кровью.
Газообмен в тканях.
Движение воздуха по дыхательным путям из легких.
**Тест 2. Органы, образующие дыхательные пути:
1. Носовые полости. 2. Носоглотка.
3. Гортань. 4. Трахея.
5. Бронхи. 6. Бронхиолы.
7. Альвеолы.
Этап “Закрепление”.
Задания с выбором ответа. Например, 8 класс по теме:
«Клеточное строение организма»
Тест 1 . За хранение наследственной информации отвечают:
Митохондрии. 5. Ядро.
Рибосомы. 6. Лизосомы.
Эндоплазматическая сеть. 7. Цитоплазма.
Клеточный центр.
Тест 2 . За синтез клеточных белков отвечают:
Митохондрии. 5. Ядро.
Рибосомы. 6. Лизосомы.
Эндоплазматическая сеть. 7. Цитоплазма.
Клеточный центр. 8. Хромосомы.
Тест 3 . За расхождение хромосом при делении клетки отвечают:
Митохондрии. 5. Ядро.
Рибосомы. 6. Лизосомы.
Эндоплазматическая сеть. 7. Цитоплазма.
Клеточный центр. 8. Хромосомы.
Этап “Закрепление”.
Задание.Вставьте пропущенные слова:. Например, 7 класс по теме «Отдел Моховидные».
Мхи появились на нашей планете около _________ млн.лет назад.
Их предками были _________.
Моховидные – это многолетние растения, обычно _________ , приспособленные к обитанию во ______ местах.
Мхи вызывают ______ ;отмирая, они образуют_____.
Этап “Закрепление”.
Задание.Вставьте пропущенные слова:. Например, 7 класс по теме «Отдел Моховидные».
Мхи появились на нашей планете около350млн.лет назад.
Их предками былипсилофиты.
Моховидные – это многолетние растения, обычнонизкорослые, приспособленные к обитанию вовлажныхместах.
Мхи вызываютзаболачивание;отмирая, они образуютторф.
Этап “Закрепление”.Задание. Например, химия 9 класс «Периодическая система химических элементов». Установите соответствие
Положение в периодической системе
1. 2 период 3 группа
2. 3 период 2 группа
3. 5 период 4 группа главная подгруппа
4. 4 период 5 группа побочная подгруппа
Элемент
Магний.
Ванадий.
Бор
Олово.
Этап “Закрепление”. Задания с использованием фото, видео и анимации. Например, 7 класс по теме«Класс Млекопитающие. Внутренние строение».
1
2
3
4
5
Этап “Контроль”
Задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием фото, видео и анимации, интерактивные задания - все эти типы, обычно используемые на этапе закрепления, могут быть использованы и на этапе контроля – если у ученика нет возможности просмотреть верный ответ или решение задания.
Тест по теме “Водород. Химический элемент и простое вещество ”
1. Водород в лаборатории получают взаимодействием
А) железа с водой
Б) оксида кальция с водой
В) цинка с соляной кислотой
2.Водород проявляет степень окисления в соединениях:
А) +2 и - 2
Б) +1 и -1
В) 0 и + 1
3. Водород это газ:
А) без цвета, вкуса, запаха, тяжелее воздуха
Б) без цвета, запаха, вкуса, легче воздуха
В) без цвета, вкуса, с запахом, легче воздуха
4. В промышленности водород получают
А) из метана
Б) из воздуха
В) из воды
5 . Укажите причину по которой водород считается топливом будущего
А) дешевле других видов топлива
Б) он самый легкий газ и его легко перевозить
В) много запасов сырья для получения водорода
Этап “Контроль”
Тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой – снабжены системой автоматической проверки и выдачей протокола выполнения. Оценивание выполнения оставлено за учителем по рекомендациям автора.
Технологии образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС ).
Основу технологии составляют следующие положения:
1. Трехуровневое планирование результатов обучения = умения решать задачи.
2. Система группового обучения.
3. Блочно-модульная структура содержания учебного курса.
Главным элементом учебного процесса в технологии ТОГИС является решение учебной задачи. учебная задача включает помимо собственно познавательной задачи ещё компаненты информационной задачи и указания к коллективной мыследеятельности, вырабатывающей систему ценностей (компаненты коммуникационной задачи)
ИспользованиеИнтернета
Применение учащимися Интернета дает следующие преимущества:
1. значительно сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в Интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, например, в библиотеке;
3. учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации.
ИспользованиеИнтернета
Объяснения нового материала.
Дистанционное обучение.
Дистанционные олимпиады
Официальные сайты по образованию
http://www.techno.edu.ru – система федеральных образовательных порталов.
http://www.school.edu.ru/ – Российский общеобразовательный портал.
http://www.mon.gov.ru/ – сайт министерства образования и науки РФ.
http://www.rost.ru/projects/education/ – приоритетный национальный проект «Образование».
http://www.obrnadzor.gov.ru – федеральная служба по надзору в сфере образования науки.
http://www.ed.gov.ru/ – федеральное агентство по образованию.
http://www.gain.ru/ – система дополнительного профессионального образования.
http://firo.ru/ – федеральный институт развития образования.
http://lexed.ru/mainclass.php – федеральный центр образовательного законодательства.
http://www.fipi.ru/ – федеральный институт педагогических измерений.
http://fsu.edu.ru/p1.html – федеральный совет по учебникам.
http://ndce.edu.ru/ndce/ – портал учебного книгоиздания.
http://www.fasi.gov.ru/ – федеральное агентство по науке и инновациям.
Предметные образовательные сайты
http://www.rubricon.com/ – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.
http://rusword.com.ua/rus/index.php – мир слова русского (афоризмы, пословицы. поговорки)
http://elementy.ru/ – сайт по физике, биологии, химии.
http://www.hemi.nsu.ru – основы химии (эл. учебник для школьника, подготовка к сдаче экзаменов в ВУЗ)
http://www.uic.ssu.samara.ru/ – «В мире науки», сайт для школьников по естествознанию
http://www.allbest.ru – союз образовательных сайтов (каталог рефератов, образовательные и психологические тесты, on-line библиотека и многое другое).
http://hemi.wallst.ru/index.htm – образовательный сайт по химии для школьников.
http://www.5ballov.ru/ – каталог рефератов по всем предметам.
http://novgorod.fio.ru/projects/Project544/index.htm – общая характеристика природы России.
http://ts.edu.ru/ – сайт «Твоя школа».
Дистанционное обучение и методика использования ИКТ на уроке
http://ito.edu.ru/2005/Moscow/IV/IV-0-5706.html – портал Информационные технологии в образовании. Использование Интернет-технологий в организации учебного процесса школы.
http://www.cito.ru/gdenet/ – глобальная сеть дистанционного образования.
http://teachpro.ru/ – сайт «Обучение через Интернет» (содержит видеокурсы по компьютерной грамотности, иностранным языкам, по школьным и вузовским дисциплинам, по компьютерной графике , web-версии обучающих программ и методику обучения работы с ними и др.)
http://www.fpru.org/ – фонд поддержки российского учительства.
http://alleng.ru/edu/school.htm – каталог образовательных сайтов для школьников и студентов.
http://www.togisklub.ru/vam-togisty/bank-zadac
Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя.