Деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая
наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
• Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы,
на достижение оптимальным способом заранее запланированного
результата. Проект может включать в себя элементы докладов,
рефератов, исследований и других видов самостоятельной работы
учащихся, но только как способов достижения результатов проекта.
Проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает что делает,
ясно понимает, к чему должен придти.
• Исследовательская работа – работа, связанная с решением
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным
результатом. Исследование – это лишь этап проектной работы.
Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие
сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и
приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была.
• Проектно-исследовательская деятельность — деятельность
по проектированию собственного исследования, предполагающая
выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик,
планирование хода исследования, определение ожидаемых
результатов, оценка реализуемости исследования, определение
необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Этапы исследования
• мотивация исследовательской деятельности (возникновение у
учеников вопроса или проблемы, интерес к явлению);
• определение примерной темы работы;
• выбор объекта исследования;
• постановка цели и задач исследования;
• формулировка рабочей гипотезы (гипотез);
• поиск и изучение литературы по выбранной теме;
• выбор методов проведения исследования;
• планирование и выполнение собственных исследований;
• анализ полученных результатов,
формулирование выводов;
• подготовка отчета о проделанной работе;
• публичная защита работы.
Подготовка к конференции
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Его можно составить по такому плану:
• Почему избрана эта тема.
• Какую цель преследовало исследование.
• Какие ставились задачи.
• Какие гипотезы проверялись.
• Какие использовались методы и средства исследования.
• Каким был план исследования.
• Какие результаты получены.
• Какие выводы сделаны по итогам исследования.
• Что можно исследовать в этом направлении
дальше.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность школьников »
« Исследовательская
деятельность школьников»
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой
исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Глоссарий
•Проект– работа, направленная на решение конкретной проблемы,
на достижение оптимальным способом заранее запланированного
результата. Проект может включать в себя элементы докладов,
рефератов, исследований и других видов самостоятельной работы
учащихся, но только как способов достижения результатов проекта.
Проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает что делает,
ясно понимает, к чему должен придти.
•Исследовательская работа– работа, связанная с решением
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным
результатом. Исследование – это лишь этап проектной работы.
Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие
сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и
приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была.
•Проектно-исследовательская деятельность— деятельность
по проектированию собственного исследования, предполагающая
выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик,
планирование хода исследования, определение ожидаемых
результатов, оценка реализуемости исследования, определение
необходимых ресурсов. Является организационной рамкой
исследования.
Исследовательская деятельность
учащихся
Деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая
наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Виды исследовательской
деятельности
монопредметные
межпредметные
надпредметные
Типы обучения исследованию
•дать рыбу и не обучать ловле;
•учить голодного ловле;
•накормить, а потом учить ловле;
•учить ловле и одновременно
кормить.
Этапы исследования
мотивация исследовательской деятельности (возникновение у
учеников вопроса или проблемы, интерес к явлению);
определение примерной темы работы;
выбор объекта исследования;
постановка цели и задач исследования;
формулировка рабочей гипотезы (гипотез);
поиск и изучение литературы по выбранной теме;
выбор методов проведения исследования;
планирование и выполнение собственных исследований;
анализ полученных результатов,
формулирование выводов;
подготовка отчета о проделанной работе;
публичная защита работы.
Темы исследования
Все возможные темы можно условно распределить
натригруппы:
фантастические- темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
экспериментальные- темы, предполагающие
проведение собственных наблюдений, опытов и
экспериментов;
теоретические- темы по изучению и обобщению
сведений, фактов, материалов, содержащихся
в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
После того как Вы сформулировали тему своего исследования, нужно подумать над целями и задачами работы. Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Выяснить, есть ли жизнь на Марсе….
Узнать, почему люди не летают….
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
•Гипотеза- это предположение, рассуждение,
догадка, ещё не доказанная и не
подтверждённая опытом.
Слово «гипотеза» происходит от
древнегреческогоhypothesis - основание,
предположение, суждение, которое
выдвигается для объяснения какого-либо
явления. Обычно гипотезы начинаются
словами:
•предположим...
•допустим...
•возможно...
•что, если...
Гипотеза
Почему луна не падает на Землю ?
Почему летом снег в горах не тает?
Почему самолёт оставляет след в небе?
-Допустим, что он разрезает небо
-Что, если это послание инопланетянам
-Возможно, это обман зрения
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Как составить план работы
•Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?
Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
•Метод(от греческого словаmethodos) –способ, приём познания явлений окружающего мира.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
Структура
Требования к содержанию
Титульный лист
Содержит:
Оглавление
наименование учебного заведения, где выполнена работа;
фамилию, имя и отчество автора;
тему научной работы;
фамилию, имя и отчество научного руководителя;
город и год.
Включает:
Введение
наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.
Содержит:
Основная часть
Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме (обзор литературы, методика исследования, анализ результатов).
Выводы
цель работы, задачи и гипотезу;
оценку современного состояния решаемой проблемы;
обоснование необходимости проведения работы.
Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.
Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.
Список литературы
Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке).
Подготовка к конференции
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Его можно составить по такому плану:
Почему избрана эта тема.
Какую цель преследовало исследование.
Какие ставились задачи.
Какие гипотезы проверялись.
Какие использовались методы и средства исследования.
Каким был план исследования.
Какие результаты получены.
Какие выводы сделаны по итогам исследования.
Что можно исследовать в этом направлении
дальше.
Основные требования к представляемым для участия в конференции работам
Чёткость и доступность изложения материала.
Соответствие темы работы её содержанию.
Актуальность и практическая значимость работы.
Эрудиция автора, умелое использование
различных точек зрения по теме работы.
Наличие собственных взглядов и выводов по
проблеме.
Умение использовать специальную
терминологию и литературу по теме.
Оформление работы.
Культура выступления на конференции .
Культура выступления на конференции
Регламент выступления на секции – до 10 минут.
Регламент выступления на конференции
до 7 минут.
Выступление должно проходить чётко.
Работа должна сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы, фотографии которые имеют сплошную нумерация, легенду).
Критерии оценивания исследовательских работ на научно-практической конференции молодых исследователей
«Шаг в будущее».
I. Критерии оценивания работы:
Четкость постановки проблемы, цели работы и задач.
Глубина анализа литературных данных, ссылки на литературные источники, объем использованной литературы.
Четкость изложения материала, полнота исследования проблемы.
Логичность изложения материала.
Оригинальность к подходам решения проблемы.
Новизна исследуемой проблемы и теоретическая значимость работы. (для ученических работ практически не оценивается).
Практическая значимость работы.
Логичность и обоснованность выводов, и соответствие их поставленным целям.
Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок.
Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок.
Максимальная оценка работы– 50 баллов.
II критерии оценивания представления работы (доклада):
Четкость изложения материала, свобода использования данных.
Убедительность аргументов.
Грамотная, хорошо поставленная речь при изложении доклада.
Убедительность аргументации при ответе на вопросы.