Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 4»
Конспект урока по учебному курсу ОДНКНР
Модуль «Основы светской этики»
5 класс
Итоговый урок – КВН
Учитель – Янбахтова Светлана Петровна
г. Коркино
2016 г
Тема урока: Итоговый урок – КВН
Цель урока: обобщение знаний, понятий и представлений о ценностно – смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Актуализировать имеющиеся знания по курсу. Сопоставлять изученный материал с известными знаниями, развивать критическое мышление. Формировать собственное отношение к изучаемому материалу.
Метапредметные:
Познавательные: Уметь ставить и сохранять учебные цели и задачи, строить речевые высказывания в устной форме, способность к анализу и синтезу информации, выбирать способы решения этических задач.
Регулятивные: Уметь строить монологические высказывания по данной теме, выражать не только свою точку зрения, а представлять позицию всей группы, адекватно использовать речевые средства при воспроизведении формулировок. Опираясь на основы общечеловеческих нравственных ценностей, делать выбор в предложенных ситуациях
Коммуникативные: Понимать возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Уметь работать в команде, определять общую цель и достигать ее.
Личностные: Формировать у учащихся отношения и ценности положительного и порядочного отношениям между людьми. Поддерживать дружеское взаимоотношение в классном коллективе, соблюдать этикет в общении.
Средства ИКТ, используемые на уроке: компьютер, проектор, экран, электронная презентация.
Ресурсы (музыка), используемые на уроке: видеоклип «Дорогою добра» (Ю. Энтин, М. Минков)
Подготовительная работа: Сформировать 2 команды; сообщить, что каждая группа за урок может набрать определенное количество баллов. По количеству набранных баллов определится победитель. Жюри – родители, учителя, представители администрации школы.
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока, включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
Я – человек. Живу среди людей,
Тех, у которых множество идей,
И все должны мы понимать друг друга,
Ведь в этом состоит общественного жития наука.
Я – человек. И ты. И он ведь человек.
Давайте в мире пониманья жить вовек.
Пусть эти слова будут девизом не только сегодняшнего урока, но и всей вашей жизни.
Этап 2. 1 тур – «Выбирай» (команды должны поднять карточку с буквой верного ответа)
1) Главой государства Российской Федерации является
А) патриарх Б) прокурор В) президент Г) министр
2) Национальность – это …
А) членство в организации Б) принадлежность к определенной общности людей В) цвет волос Г) проживание в одной стране
3) Этика – это наука, изучающая …
А) этикет Б) мораль В) манеры Г) материки
4) Патриот – это …
А) космонавт, побывавший на Луне Б) учащийся ПТУ
В) любитель автоболей Г) человек, любящий Родину
5) Репутация – это …
А) добрая или дурная слава Б) футболка с символом
В) письменное заявление Г) ценная бумага
6) Терпимость – это …
А) толерантность Б) терпение В) уважение Г) выносливость
7) Честность – это …
А) умение ловко соврать Б) красноречие
В) правдивость, верность обязательствам Г) возврат присвоенной речи
8) Эгоизм – это …
А) учение древних греков Б) герой Эллады
В) энергетический напиток Г) стремление к получению собственных благ
Этап 3. 2 тур - «Кто быстрее?» (какая команда быстро и правильно назовёт понятие к данному определению)
1) То, что соответствует действительности (ПРАВДА)
2) Отношения между людьми. Основанные на взаимопомощи и доверии, общих интересах и увлечениях (ДРУЖБА)
3) Чувство ответственногсти перед людьми, обществом (СОВЕСТЬ)
4) Всё плохое, что относится к беде и несчастью (ЗЛО)
5) Умение уважительно и ттактично общаться с людьми, доброжелательное к ним отношение (ВЕЖЛИВОСТЬ)
6) Состояние человека, в котором он не мпогявляет ни малейшего и нтереса ке чему-либо (РАВНОДУШИЕ)
7) Качество человека, которое для дворянина было превыше всего (ЧЕСТЬ)
8) Установленный порядок внешних обрядов, хороших манер и правил поведения (ЭТИКЕТ)
Этап 4. 3 тур – Игра «ДА или НЕТ – соблюдайте этикет» (команды дают ответ «да» или «нет»)
1) При встрече первым здоровается старший с младшим (НЕТ)
2) Из автобуса, трамвая первой выходит женщина (НЕТ)
3) Во время спектакля можно есть, жевать, обсуждать с соседом увиденное (НЕТ)
4) В музее вопросы экскурсоводу можно задать в перерыве (ДА)
5) Кусочек масла для хлеба берут ножом (НЕТ)
6) Нарезанные овощи и фрукты берут из общих ваз руками (ДА)
7) Персик, сливу, крупный абрикос разрезают на тарелке пополам, ножом и вилкой удаляют косточку. (ДА) Затем, отрезая по кусочку, при помощи ножа и вилки съедают.
8) Вишню едят, придерживая за черешок. (ДА) Косточки потом можно выплюнуть. (НЕТ) Косточки изо рта вынимают ложечкой.
Этап 5. 4 тур – «Пропавшее слово» (в изречение вставить недостающее слово)
1) Кто нарушил ……. раз – теряет его навсегда (русская пословица) - доверие
2) «Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, труднее же всего скрыть …….» (Л. Берне) - равнодушие
3) «Каков человек, такова и …..» (Сократ) – речь
4) « ……. обходится нам так дёшево, а ценится так дорого» (Сервантес) - вежливость
Этап 6. 5 тур – «Пословица неспроста молвится» (собрать начало и окончание пословиц, объяснить их значение)
Жалок тот, | тем выше честь. |
Доброе имя | а дело его два. |
Люди живут в согласии, | кто добра не делает никому. |
Чем труднее дело, | дороже богатства. |
К чему ребёнка приучишь, | если доверяют друг другу. |
Худо тому, | то от него и получишь. |
Человек живёт век, | в ком совесть не чиста. |
Этап 7. Подведение итогов
- Вот и подошёл к концу наш КВН. Подведём итоги (оглашаются результаты, команды получают грамоты).
Я надеюсь, что полученные знания и умения пригодятся вам в жизни, что вы будете вежливыми, добрыми, порядочными, культурными людьми.
Всегда помните о золотом правиле нравствености. (Относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе)
Вот что об этом говорил Максим Горький: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо - увидишь, что всё станет лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»
- А завершим сегодня нашу встречу песней «Дорогою добра»
Список использованных источников и литературы:
Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. - М.: Дельта- МКС, 1992
Курочкина Н.И. Уроки этикета в начальной школе: учебно-методическое пособие. - М.: Экон-информ, 2014
Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов. - М.: Просвещение, 2013
Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: учебник для 5 класса. -М.: ООО «Русское слово», 2013
Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: ООО «Русское слово», 2014
Шемшурина А.И. Этическая грамматика. - М.: Лика, 2006
http://mirnot.narod.ru
http://o-pogovorkah.ru
http://www.wisdoms.ru
festival.1september.ru/articles/506104/
www.blogupp.com/directory/blog/svital.ru/1
http://chudo-udo.com/detskie-pesni-karaoke