Личностно ориентированный подход в обучении решает такую цель: Научить учащихся ставить и достигать собственные цели. Поднять интерес к обучению. Изучить личностные особенности школьников, учитывая их избирательное отношение к учебному материалу, ведь почти каждый ученик использует свои, особенные способы работы с учебным материалом. Существуют некоторые обстоятельства преимущества данного подхода: 1. Динамичное развитие общества требует формирования яркой индивидуальной личности, оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме; 2. Сегодняшним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость; 3. Современная школа нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно ориентированных систем обучения и воспитания школьников. Основные принципы личностно-ориентированного подхода заключаются в следующем: 1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
3. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе. 4. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. 5. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребёнка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. В настоящее время повышение качества образования невозможно без удовлетворения личностных запросов, требований и потребностей общества. Главной формой обучения является урок. Урок направлен на развитие личности, воспитание. Мы предлагаем Вам в группах разработать урок с использованием методов и форм, позволяющих осуществить личностно - ориентированные подходы на различных занятиях. Каждой группе предлагаем свое направление: Физ-ра Труд Начальные классы - познание мира ЕМЦ - биология Гуманитарный цикл – история Ин.яз и каз.яз Презентация проектов Технология личностно ориентированного подхода в обучении, рассчитанная на раскрытие потенциальных возможностей личности. Осуществляется при всем многообразии методов и форм обучения. |