kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно- музыкальная композиция «По­томки помнят Махтумкули».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Махтумкули — создатель туркменского    литературного языка.

Махтумкули обновил язык поэзии:

он приблизил его к языку народа.

Стихи поэта насыщены пословицами и поговорками.

Махтумкули — первый туркменский поэт,

применивший в поэ­зии гошгы в качестве основной формы стихосложения.

В памяти народных певцов сохранились десятки тысяч стихов.

Стихи Махтумкули можно сравнить со знаменитыми туркмен­скими коврами.

Махтумкули призывал на зло.-отвечать добром.

Поэзия и жизнь Махтумкули были отданы народу

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«махт 1»

Литературно- музыкальная Композиция «По­томки помнят  Махтумкули». Подготовила: учитель русского языка,сш№2 Мурадова М.Б.

Литературно-

музыкальная

Композиция

«По­томки помнят

Махтумкули».

Подготовила:

учитель русского языка,сш№2

Мурадова М.Б.

Махтумкули — создатель туркменского  литературного языка. Махтумкули обновил язык поэзии: он приблизил его к языку народа. Стихи поэта насыщены пословицами и поговорками. Махтумкули — первый туркменский поэт, применивший в поэ­зии гошгы в качестве основной формы стихосложения. В памяти народных певцов сохранились десятки тысяч стихов. Стихи Махтумкули можно сравнить со знаменитыми туркмен­скими коврами. Махтумкули призывал на зло.-отвечать добром. Поэзия и жизнь Махтумкули были отданы народу

Махтумкули — создатель туркменского

литературного языка.

Махтумкули обновил язык поэзии:

он приблизил его к языку народа.

Стихи поэта насыщены пословицами и

поговорками.

Махтумкули — первый туркменский поэт,

применивший в поэ­зии гошгы в качестве основной формы стихосложения.

В памяти народных певцов сохранились десятки тысяч стихов.

Стихи Махтумкули можно сравнить со знаменитыми туркмен­скими коврами.

Махтумкули призывал на зло.-отвечать добром.

Поэзия и жизнь Махтумкули были отданы народу

Лучшие произведения Махтумкули относятся к вер­шинам мировой поэзии. Его имя стоит в одном ряду с именами вели­ких поэтов Востока: Фирдоуси, Саади, Низами, Навои .

Лучшие произведения Махтумкули

относятся к вер­шинам мировой поэзии.

Его имя стоит в одном ряду

с именами вели­ких поэтов Востока:

Фирдоуси, Саади, Низами, Навои .

Творчество Махтумкули по своей тематике очень раз­нообразно.  Им написаны патриотические стихи, любовные, лирические, сатирические,  философские, стихи о животных, природе, религии.

Творчество Махтумкули

по своей тематике очень раз­нообразно.

Им написаны патриотические стихи,

любовные,

лирические, сатирические,

философские,

стихи о животных,

природе, религии.

Родился Махтумкули в 1733 году в живописной до­лине Атрека Гаррыгала, что на юго-западе Туркмении, в селении Геркез. Семья поэта происходила из рода геркез племени геклен. Отец его Довлетмамед Азади занимался  дайханским трудом, шил упряжь и был известен как поэт.

Родился Махтумкули в 1733 году

в живописной до­лине Атрека Гаррыгала,

что на юго-западе Туркмении,

в селении Геркез.

Семья поэта происходила из рода геркез

племени геклен. Отец его

Довлетмамед Азади

занимался

дайханским трудом,

шил упряжь и был

известен как поэт.

Первым учителем Махтумкули был его отец Довлет­мамед. Затем будущий поэт учился в медресе Идрис-Баба на берегу Амударьи (где ныне Халачский этрап), в Бухаре, в прославленном Хивинском медресе Ширгази-хана. Три года учился Махтумкули в медресе Ширгази.

Первым учителем Махтумкули был его отец Довлет­мамед. Затем будущий поэт учился в медресе Идрис-Баба на берегу Амударьи

(где ныне Халачский этрап), в Бухаре, в прославленном Хивинском медресе

Ширгази-хана.

Три года

учился Махтумкули

в медресе Ширгази.

Три года, что ни день,  ты соль делил со мной, — Прости, я ухожу, прекрасный Ширгази! Ты мне приютом был,  зимою, и весной, — Прости, я ухожу,  прекрасный  Ширгази!

Три года, что ни день,

ты соль делил со мной, —

Прости, я ухожу,

прекрасный

Ширгази!

Ты мне приютом был,

зимою, и весной, —

Прости, я ухожу,

прекрасный

Ширгази!

Сполна испил Махтумкули чашу жизненных испыта­ний и бедствий. Он познал голод, разлуку с любимой и родиной, ги­бель близких, смерть сыновей. Все это могло бы сломить человека бо­лее слабого. Но, скорбя, страдая, он не дал мраку заполнить свои сти­хи, не смирился, не пал духом, не иссякла в его душе любовь к людям.

Сполна испил Махтумкули чашу

жизненных испыта­ний и бедствий.

Он познал голод, разлуку с любимой и родиной, ги­бель близких, смерть сыновей.

Все это могло бы сломить человека бо­лее слабого.

Но, скорбя, страдая,

он не дал мраку заполнить свои сти­хи,

не смирился, не пал духом,

не иссякла в его душе любовь к людям.

В юности поэт был влюблен в красивую односельчанку Менгли. Ей о и посвятил прекрасные строки. Но родители продали девушку более со­стоятельному человеку, и всю жизнь поэт оплакивал разлуку: «В глу­хие наши времена любовь на казнь обречена». Поэтому и избрал он столь горестный поэтический псевдоним —  Фраги, что означает «раз лученный»  со счастьем, с любимой.

В юности поэт был влюблен в красивую односельчанку Менгли. Ей о и посвятил прекрасные строки. Но родители продали девушку более со­стоятельному человеку, и всю жизнь поэт оплакивал разлуку:

«В глу­хие наши времена любовь на казнь обречена».

Поэтому и избрал он столь горестный поэтический псевдоним —

Фраги, что означает

«раз лученный»

со счастьем, с любимой.

Свой пальчик розовый кусая, Смущается Менгли-ханум. Тугие косы расплетая, Смущается Менгли-ханум. В одежде алой не бежала От взоров жителей Ахала. А с нами говорить не стала — Смущается Менгли-ханум.  Хочу заговорить — немею, Стою, как нищий, перед нею, Сказать: «Открой лицо!» — не смею: Смущается Менгли-ханум .

Свой пальчик розовый кусая,

Смущается Менгли-ханум.

Тугие косы расплетая,

Смущается Менгли-ханум.

В одежде алой не бежала

От взоров жителей Ахала.

А с нами говорить не стала —

Смущается Менгли-ханум.

Хочу заговорить — немею,

Стою, как нищий, перед нею,

Сказать: «Открой лицо!» — не смею:

Смущается Менгли-ханум .

Жил Махтумкули в эпоху, когда горе и страдания, тяготы и унижения были уделом туркменских племен. Они кочевали с места на место из-за кровавых столкновений с сильными соседями. Враги грабили мирные туркменские селения, разлучали родных, оставляли сиротами детей. Махтумкули с глубокой печалью пишет об унижениях, которым подвергают его земляков иноземцы. Ему было го­рестно и от того, что «орда кизылбашей, перейдя через горы, разру­шила прекрасную родину», что внезапно «народ стал похож на плен­ного».

Жил Махтумкули в эпоху, когда горе и страдания, тяготы и унижения были уделом туркменских племен. Они кочевали с места на место из-за кровавых столкновений с сильными соседями. Враги грабили мирные туркменские селения, разлучали родных, оставляли сиротами детей. Махтумкули с глубокой печалью пишет об унижениях, которым подвергают его земляков иноземцы. Ему было го­рестно и от того, что «орда кизылбашей, перейдя через горы, разру­шила прекрасную родину», что внезапно «народ стал похож на плен­ного».

Но Махтумкули не только рассказывает правду, он верит в светлые силы, верит в то, что «народ мой воспрянет, испол­ненный сил» и враг «сгинет в тюрьме на чужбине». А для этого необ ходимо всем разрозненным туркменским племенам объединиться, только тогда можно дать достойный отпор врагу. Был у Махтумкули близкий друг Чоудор-хан, воин- патриот, который, как и поэт, мечтал видеть страну свободной от ино­земцев, а народ сплоченным перед любыми врагами. Он погиб, стре­мясь объединить племена. По преданию, с ним были и братья. Фраги, который посвятил им и другу трогательные строки, пишет:

Но Махтумкули не только рассказывает правду, он верит в светлые силы, верит в то, что «народ мой воспрянет, испол­ненный сил» и враг «сгинет в тюрьме на чужбине». А для этого необ ходимо всем разрозненным туркменским племенам объединиться, только тогда можно дать достойный отпор врагу.

Был у Махтумкули близкий друг Чоудор-хан, воин- патриот, который, как и поэт, мечтал видеть страну свободной от ино­земцев, а народ сплоченным перед любыми врагами. Он погиб, стре­мясь объединить племена. По преданию, с ним были и братья. Фраги, который посвятил им и другу трогательные строки, пишет:

Взывает Фраги: «Где мой брат? Где земная Опора моя? Где мой сокол? — Седая Мутится моя голова, поникая. Клубится кромешный туман, Чоудор-хан! Друзья! Кто утешит воинственный стан Гокленов, рыдающих о Чоудор-хане? Пока он родимые земли берег, Враги не топтали окрестных дорог, За старой горой Чоудор-хан изнемог, И змеи клубятся у ног, мусульмане!

Взывает Фраги: «Где мой брат? Где земная Опора моя? Где мой сокол? — Седая Мутится моя голова, поникая.

Клубится кромешный туман, Чоудор-хан!

Друзья! Кто утешит воинственный стан Гокленов, рыдающих о Чоудор-хане?

Пока он родимые земли берег,

Враги не топтали окрестных дорог,

За старой горой Чоудор-хан изнемог,

И змеи клубятся у ног, мусульмане!

Махтумкули в своих стихах воспевал храбрых воино бордов за родную землю. Восхваляя храбрость в бою, поэт призывал учиться воинскому мастерству .   За честь страны, за свой народ Джигит со славою умрет. Кто справедливости оплот, Тем рваться в бой опять пристало.

Махтумкули в своих стихах воспевал храбрых воино бордов за родную землю. Восхваляя храбрость в бою, поэт призывал учиться воинскому мастерству .

За честь страны,

за свой народ

Джигит со славою умрет.

Кто справедливости оплот,

Тем рваться в бой

опять пристало.

По народным рассказам и по свидетельствам путе­шественников XIX века Махтумкули умер в 1789 году, не перенеся горя, из-за -раздоров туркменских племен, против чего он боролся всей силой своего пламенного слова. Поэт писал: Желая успокоить сердце, направлюсь в разные стороны. Но всюду вражда — душа омрачается пуще прежнего.

По народным рассказам и по свидетельствам путе­шественников XIX века Махтумкули умер в 1789 году, не перенеся горя, из-за -раздоров туркменских племен, против чего он боролся всей силой своего пламенного слова. Поэт писал:

Желая успокоить сердце,

направлюсь в разные стороны.

Но всюду вражда —

душа омрачается пуще прежнего.

Его похоронили рядом с отцом, на кладбище,  носящим имя Дов- летмамед Азади. Оно находится в местечке Ак-Токай в Северном Хо­расане, недалеко от туркменско-иранской границы. Могилы Махтум­кули и Азади служат местом поклонения.

Его похоронили рядом с отцом,

на кладбище,

носящим имя Дов- летмамед Азади. Оно находится в местечке Ак-Токай в Северном Хо­расане, недалеко от туркменско-иранской границы.

Могилы Махтум­кули и Азади служат местом поклонения.

Уже при жизни популярность Махтумкули была ог­ромна. Его современники, в массе своей неграмотные, знали любимого поэта наизусть. Образная оценка знаменитого сатирика Кемине гласит:  «Махтумкули снял урожай с поля поэзии. Всем нам остается лишь подбирать случайно упавшие, оброненные колосья».

Уже при жизни популярность Махтумкули была ог­ромна. Его современники, в массе своей неграмотные, знали любимого поэта наизусть. Образная оценка знаменитого сатирика Кемине гласит:

«Махтумкули снял урожай с поля поэзии. Всем нам остается лишь подбирать случайно упавшие, оброненные колосья».

Поставлено несколько фильмов о Махтумкули

Поставлено несколько фильмов

о Махтумкули

В Ашгабате, находится памятник — монумент великому туркменскому поэту и мыслителю XVIII века Махтумкули. Памятник был открыт в ноябре 1970 года, к 225-летию со дня рождения великого поэта. Он построен из базальта  и дикого камня,  является одним из красивейших  памятников.

В Ашгабате, находится памятник — монумент великому туркменскому поэту и мыслителю XVIII века Махтумкули. Памятник был открыт в ноябре 1970 года, к 225-летию со дня рождения великого поэта.

Он построен из базальта

и дикого камня,

является

одним из красивейших

памятников.

Примечательно, что памятники Махтумкули Фраги устновлены во многих странах мира, сборники его поэзии регулярно издаются на разных языках.

Примечательно, что памятники Махтумкули Фраги устновлены во многих странах мира, сборники его поэзии регулярно издаются на разных языках.

Махтумкули Фраги – гордость и слава национальной туркменской литературы.Творчество Фраги никого не оставляет равнодушным. Его поэзия наполнена душевностью, проникновенностью, любовью к Родине и своему народу.

Махтумкули Фраги – гордость и слава национальной туркменской литературы.Творчество Фраги никого не оставляет равнодушным. Его поэзия наполнена душевностью, проникновенностью, любовью к Родине и своему народу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературно- музыкальная композиция «По­томки помнят Махтумкули».

Автор: Ханкурбанова Айнабат Курбановна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 170978


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства