Презентация учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ №4 г.Лиски Воронежской области Червяковой Галины Павловны
Тема
«Межпредметная интеграция
как одно из условий реализации ФГОС»
Толкование понятия
Межпредметная интеграция – это соединение
нескольких дисциплин в одном уроке с целью
выполнения образовательной, развивающей и
воспитательной функций в их органическом
единстве
Межпредметная интеграция и требования ФГОС
Требования ФГОС
Межпредметная
интеграция
Умение самостоятельно определять цели
+
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности
+
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности
+
Умение самостоятельно оценивать и принимать решение
Владение языковыми средствами
+
+
Владение навыками познавательной рефлексии
+
Умение ориентироваться в социально политических и экономических событиях (мировоззрение)
+
Аргументы необходимости использования межпредметных связей в процессе обучения
- возможность изучения материала по разным предметам как единого целого
- широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников
- развитие умственной деятельности
- появляется желание учиться, формируются положительные нравственные качества
Условия осуществления межпредметной интеграции
Межпредметная интеграция возможна, если
- объекты исследования совпадают либо достаточно близки;
- в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
- они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях
Результат
Межпредметная интеграция:
- позволяет детям перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимному изучению;
- повышает уровень знаний по предмету, изменяет уровень интеллектуальной деятельности;
- даёт возможность показать мир во всем его многообразии, привлекая научные знания , литературу, музыку и живопись;
- способствует эмоциональному развитию детей
Функции, которые выполняет межпредметная интеграция
1) методологическая функция 5) конструктивная функция
формирует у учащихся совершенствует содержание
современное представление учебного материала, методов
об изучаемых дисциплинах и форм организации обучения
4) воспитывающая функция
2) образовательная функция отражает практическую
формирует системность, направленность
связанность отдельных частей,
осознанность познания
3) развивающая функция
формирует познавательную активность,
способствует преодолению инертности
мышления и расширению кругозора
Интегрированный модуль «По страницам прошлого»
Цель: углубить и расширить знания учащихся о роли человека в истории
Российского государства и развитии искусства
Форма занятий - неурочная, путешествие по станциям знаний
Разработана учителями гуманитарных наук:
Воскобой Н.А., Червяковой Г.П., Алешниковой Е.Ю., Кургузовой Н.И.
Программа включает в себя гуманитарный блок по 4 направлениям:
литература, история, изобразительное искусство, музыка ; 9 тем занятий и
предусматривает следующий объем учебной нагрузки:
литература – 2 часа в месяц (18 часов в год)
история - 2 часа в месяц (18 часов в год)
изобразительное искусство – 1 час в месяц (9 часов в год)
музыка - 1 час в месяц (9 часов в год)
Итого: 6 часов в месяц (один учебный день), 54 часа в год.
Что такое образовательное путешествие
Образовательное путешествие - это технология открытого образования
Обучающийся сам определяет траекторию обучения
Образовательное путешествие формирует у учащихся следующих умения:
- умение работать с различными источниками информации;
- умение решать комплексные проблемы;
- умение заниматься самообразованием;
- умение устанавливать связи с другими людьми и обмениваться ресурсами
Образовательное путешествие разворачивается вокруг образовательной
идеи, которая является связующей нитью всех объектов на маршруте
путешествия и определяет исследовательскую деятельность учащихся
Цель -самопознание и самосовершенствование, целенаправленный процесс
постижения мира
Этапы образовательного путешествия
1. Подготовка к путешествию
2. Работа на маршруте
3. Подведение итогов (защита)
1 этап образовательного путешествия
Подготовка к путешествию
Определение темы определение идеи
выбор объектов для исследования составление
маршрута создание алгоритма деятельности учащихся, формулирование его в виде вопросов и заданий, составляющих содержание маршрутного листа
2 этап образовательного путешествия
Работа на маршруте
Ученик
Учитель
исследует
организует
изучает
направляет
анализирует
сопровождает
предполагает
консультирует
маршрутный лист
- четко определена последовательность действий учащихся
- в него могут быть включены карты, схемы, иллюстрации, которые могут служить источниками информации
- вопросы носят открытый характер и побуждают учащихся к обсуждению
- вопросы должны быть построены таким образом, чтобы можно было на них найти ответы через исследования, поиск информации, знакомство с объектами
3 этап образовательного путешествия
Заключительная работа. Защита
Подведение итогов работы + защита маршрутного листа
проблемное обсуждение
Форма проведения занятия
-выступление подгрупп
-диспут
-театрализация
- создание выставок и прочее
Подведем итог
Межпредметная интеграция
=
УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК
помогает учителю помогает ученику
- лучше оценить способности и знания - познать мир во всем его
школьника, понять его многообразии
- побуждает искать новые, - помогает развиваться
нетрадиционные формы и методы гармонично и разносторонне
обучения - несет положительные
- проявлять творческие способности эмоции и радость от процесса
обучения