Вторая половина XIX века - время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства. Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале 60-годов к большому общественному подъёму.
В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал А. Г. Рубинштейн
Открытие консерваторий в Петербурге и Москве уже через несколько лет принесло свои плоды. Первые же выпуски дали русскому искусству замечательных музыкантов, ставших гордостью и славой России. Среди них был и Чайковский, окончивший Петербургскую консерваторию в 1865 году.
В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идет о «Новой русской школе».
В «Могучую кучку», кроме Балакирева, вошли Кюи, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков, Балакирев
Композиторы «Могучей кучки» называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в продолжении его заветов, в развитии русской национальной музыки. Главным для них было воплощение в музыке жизни народа, воплощение правдивое, яркое, без прикрас и понятное массовому слушателю.
Чайковский стал первооткрывателем жанра инструментального концерта в русской музыке.
Всего Чайковский создал 10 опер, две из которых- «Евгений Онегин» (1878г. ) и «Пиковая дама» (1890г. ) считаются лучшими образцами музыкальной драмы в русской музыке.
П. И. Чайковский изменил отношения к музыкальному содержанию балета.
Чудесная музыка «Лебединого озера» ( 1876г. ), «Спящей красавицы» (1889г. )
и «Щелкунчика» ( 1892г. ) и в наши дни вызывают восхищения.
Модест Петрович Мусоргский. (1839-1881г. ). Его Оперы «Борис Годунов» ( 1869г. ), «Хованщина» ( 1872г. ), «Сорочинская»- стали значительным явлением в русской музыке.
Александр Порфирьевич Бородин ( 1833 – 1887г. ) Бородин – автор оперы «Князь Игорь», трёх симфоний, камерно-инструментальных и фортепианных произведений, романсов и песен. Опера «Князь Игорь» стала образцом русского оперного стиля, в котором историческая правда сочетается с глубоким драматизмом и проникновенной лирикой.
Николай Андреевич Римский – Корсаков ( 1844 – 1908г. )
Основу творческого наследия составили оперы многие из которых написаны по
произведениям русских писателей. Наиболее известны – «Псковитянка» ( 1872г.
),«Майская ночь» ( 1879г. ), опера – сказка «Снегурочка» ( 1881г. по пьесе
Островского ),опера – балет «Млада» ( 1890г. ), «Ночь перед Рождеством» ( 1895г. по
Гоголю ), опера – былина «Садко» ( 1897г.). Римский – Корсаков обращался и
к внутреннему миру человека. Камерная опера «Моцарт и Сальери» ( 1897г. по
пьесе Пушкина – одно из наиболее глубоких произведений автора. В опере
сказка «О царе Салтане» ( 1900г. по Пушкину ) композитор прибегает к
стилизации под народный жанр. Римский – Корсаков
написал около 80 романсов для голоса и фортепиано на стихи А. С. Пушкина,
А. К. Толстого и других русских поэтов.