Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности при изучении предмета "география"»
Тема: «Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении предмета «география»
Подготовила учитель географии
Первой категории Матвеева Г.В.
Выступление на
педагогических чтениях
учителей района
2013 г.
« Исследовать- значит видеть то, что видели другие, и думать так, как не думал никто». Альберт Сент- Дьерди
Что такое исследовательская деятельность?
Это деятельность, основная функция которой состоит в побуждении учеников к познанию мира и своего Я и является доступным средством мотивации школьников к учению.
Это есть творческий процесс совместной деятельности учителя и учащихся по поиску решения неизвестного.
Это процесс формирования исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом .
Цели организации исследовательской деятельности:
Формирова ть умения добывать теоретические знания, применять их на практике и прогнозировать процессы и явления.
Разви вать интеллектуальны е творчески е способност и.
Создавать оптимальные условия для реализации потребности в исследовании.
Задачи организации исследовательской деятельности:
Выдвижение и реализация творческих идей .
Формирование навыков исследовательской деятельности.
Развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей .
Методика организации исследовательской деятельности
Тема
(основополагающий
вопрос)
Знакомство с
проблемой
Постановка
вопросов
Нахождение ответов
Нахождение
ответов
Анализданных
и выводы
Этапы исследования (конкретные действия)
Знакомство с проблемой: поиск и отбор информации. Планирование.
Постановка вопросов : умение видеть и понимать проблему (для её раскрытия), выбирать целевые установки для своих действий и решения поставленных задач.
Нахождение ответов : применение знаний для решения различных ситуаций и способов использования научных понятий , терминов и ИКТ.
Анализ данных и выводы : умение принимать конструктивные решения на основе творческого использования полученных результатов исследования и установленных причинно-следственных связей.
«Волнуется планета неспроста»
Цель:
Формирование поисковых (исследовательских) умений и навыков учащихся.
Задачи:
1. Учить учащихся:
--- выдвигать гипотезы.
--- самостоятельно извлекать знания из различных областей наук
--- находить варианты решения проблем
--- устанавливать причинно-следственные связи
2. Развивать у учащихся:
--- умения монологической речи
--- уверенность в себе во время презентации
--- навыки использования ИКТ
--- 3. Воспитывать в детях чувство любви к родной Земле,
заботы, бережного отношения ко всему, что окружает.
Вам интересно?
Вы узнаете…
Почему волнуется
планета Земля?
Найдёте ответы на вопросы
Что волнует планету?
Почему возникли эти волнения?
В чём конкретно заключаются
волнения планеты?
Проведёте исследования
Состояние
объекта
воздух
вода
почва
Определите!
Возможные пути изменения ситуации по каждому объекту исследован ия.
И оказывается…? Что…?
Подумайте и сделайте вывод!
Общий вывод по результатам вашего исследования
Найти ответы на данные вопросы:
Планета волнуется потому, что...... и привести конкретные примеры
Эти волнения происходят по причине… и привести конкретные примеры
Как эти волнения отражаются на организме планеты?
Ваши действия для освобождения планеты от всех её волнений(вывод)?
Воздух – источник жизни!
Воздух –источник жизни? ??
Экологи рассказали, как страшно жить в ВКО !?
Содержание в атмосферном воздухе особо токсичных загрязняющих веществ значительно превышает допустимые нормы
В атмосфере Усть-Каменогорска, Зыряновска, Риддера присутствует 75 наименований вредных веществ, 30 из них относятся к веществам первого класса опасности.
Люди должны знать, чем их травят…
Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
Автотранспорт, химические и нефтеперерабатывающие заводы
В районах с развитой промышленностью до 0,01
По данным председателя Экологического движения «Табигат» Мэлса Елеусизова, около трети промышленных предприятий в Казахстане, включая ВКО, не имеют санитарных защитных зон. Население, проживающее рядом с заводами, напрямую попадает под воздействие вредных выбросов, шума, вибрации и электромагнитных полей. Таким образом, серьезно нарушается здоровье не только нынешнего, но и последующих поколений.
Нам нужна единая экологическая политика
« Закрыть предприятия — много ума не надо. Надо заставить их выполнять природоохранные программы, которые должны быть у каждого из них. «Экономика, социальное развитие человека и экология — три взаимосвязанные вещи:
1.Экономика — это ресурсы, заводы, производство валового внутреннего продукта.
2. Человеческий капитал — образование, здоровье.
3. Экология – это мы и то, что останется после нас.
А если…? , то … Задумайтесь!
«Мы за сохранение планеты»
Общий вывод по результатам вашего исследования
Найти ответы на данные вопросы:
Планета волнуется потому, что...... и привести конкретные примеры
Эти волнения происходят по причине… и привести конкретные примеры
Как эти волнения отражаются на организме планеты?
Ваши действия для освобождения планеты от всех её волнений(вывод)?
Правильные ответы
Загрязнение
Антропогенное воздействие
Нарушение экологического равновесия
Соблюдение природоохранных мероприятий
Мы должны понимать : «Д ля того, чтобы выжить, мы обязаны соблюдать законы природы и гармонию взаимоотношений всех организмов на Земле".
Ландшафтв географии подразумевает участок земной поверхности с однотипными характеристиками его составляющих: рельефа, климата, растительности, геологической основы
Почва-зеркало ландшафта. Почва отражает в себе, записывает все события в жизни ландшафта и меняется в соответствии с ними. Образование и развитие почв тесно связано со всеми остальными компонентами природы и является результатом их взаимодействия. Все компоненты участвуют в формировании почв, поэтому Докучаев В.В. назвал их факторами почвообразования. Особенно к ним относим деятельность человека- положительную и в особенности отрицательную.
Урбанозём- это антропогенно изменённая почва. В ней в разном соотношении сочетаются различные по окраске и мощности слои искусственного происхождения, о чём свидетельствуют резкие переходы и ровная граница между ними. Скелетный материал представлен строительным и бытовым мусором (кирпичная крошка, куски асфальта, битое стекло, уголь) в сочетании с промышленными отходами.
Из века в век считалось, что почва - биокосное творение.
Родившись под влиянием растений, микробов и других живых существ,
Она из геооболочки превратилась в тончайший слой, дарующий нам благо.
А что делаем мы- люди…?
Разрушаем экологическое равновесие
ДОВОДИМ ДО……….
А это значит……………..
Общий вывод по результатам вашего исследования
Найти ответы на данные вопросы:
Планета волнуется потому, что...... и привести конкретные примеры
Эти волнения происходят по причине… и привести конкретные примеры
Как эти волнения отражаются на организме планеты?
Ваши действия для освобождения планеты от всех её волнений(вывод)?
Правильные ответы
Загрязнение
Антропогенное воздействие
Нарушение экологического равновесия
Соблюдение природоохранных мероприятий
Мы должны понимать : «Д ля того, чтобы выжить, мы обязаны соблюдать законы природы и гармонию взаимоотношений всех организмов на Земле".