Организация коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей формирования письма и чтения
Организация коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей формирования письма и чтения
nОдним из наиболее важных вопросов теоретической и практической логопедии является профилактика нарушений письменной речи у детей.
nРабота по профилактики дисграфии необыкновенна широка и неотделима от гармонизации развития личности ребёнка в целом.
nПисьмо – сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи.
nПрофилактика дисграфии, прежде всего, заключается в своевременной диагностики предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребёнка в подготовительную группу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей формирования письма и чтения»
Дисграфия
Артикуляторно –
акустическая
Аграмматическая
Акустическая
На почве нарушения
языкового анализа
и синтеза
Идеаторная
На почве истерии
Представляет отражение неправильного произношения на письме.
Проявляется в виде пропусков, замены и смешения букв.
Наиболее часто проявляется у учащихся с выраженной ЗПР и умственной отсталостью.
Специфический вид дисграфии.
Проявляется заменой букв, соответствующих фонетически близким звукам.
Замена и смешение парных звонких и глухих согласных.
Замена и смешение свистящих и шипящих.
Замена и смешение аффрикатов и их компонентов.
Замена и смешение гласных первого – второго ряда.
Пропуски, замена и смешение мягкого знака.
Замена и смешение о - у, е – и в ударной позиции.
НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНА ПРИ ОНР III – IV УРОВНЯ.
РЕЖЕ ПРИ ФФНР.
ПРОЯВЛЯЕТСЯ НА УРОВНЕ СЛОВА И НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ПРОПУСКИ ГЛАСНЫХ БУКВ.
ПРОПУСКИ СОГЛАСНЫХ .
ПРОПУСКИ СОГЛАСНЫХ БЕЗ СТЕЧЕНИЯ (ПРИ ЗПР).
СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ.
РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРИСТАВОК.
РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ (ЧАЩЕ ПРИ ЗПР И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ).
СТОЙКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФФН И ОНР.
ОБУСЛОВЛЕНА НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ И СИНТАКСИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ.
ИСКАЖЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.
ИЗМЕНЕНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
НАРУШЕНИЕ ПРЕДЛОЖНО – ПАДЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
ИЗМЕНЕНИЕ ПАДЕЖА МЕСТОИМЕНИЙ
НАРУШЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.
Представляет собой замены и смешение оптически сходных букв.
(о-а, п-т, и-у, с-э, м-н, м-л, б-д и т.д.)
Обусловлена нарушениями оптико – пространственного гнозиса и конструктивного мышления.
Неспецифические виды дисграфии
На почве истерии
Гиперболизированный вариант идеаторной дисграфии с преобладанием возбуждения.
Характеризуется следующими типами ошибок:
Пропуск гласных и согласных букв.
Большое количество орфографических ошибок.
Идеаторная
Является следствием выраженного дисбаланса между возбуждением и торможением.
Характеризуется отсутствием стабильных типов ошибок.
При преобладании возбуждения ребёнок с трудом высиживает урок, постоянно отвлекается, в работу включаются фрагментарно.
При преобладании торможения ребёнок пассивен, заторможен, работает только под контролем.
Традиционная профилактика дисграфии и основные направления работы по её преодолению .
Одним из наиболее важных вопросов теоретической и практической логопедии является профилактика нарушений письменной речи у детей.
Работа по профилактики дисграфии необыкновенна широка и неотделима от гармонизации развития личности ребёнка в целом.
Письмо – сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи.
Профилактика дисграфии, прежде всего, заключается в своевременной диагностики предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребёнка в подготовительную группу.
Стабилизация и организация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов (дыхательные упражнения, массаж, развитие сенсомоторики, преодоление мышечных дистоний, формирование навыков внимания).
Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов ( развитие зрительного гнозиса, формирование пространственных представлений, логико – грамматических конструкций, развитие кинестетических процессов, слухового гнозиса, фонетико – фонематических процессов, мнестических процессов, номинативных процессов).
Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции ( формирование навыков целеполагания, программирования, самоконтроля, развитие коммуникативныхэ навыков, произвольного внимания, совершенствование обобщающей функции слова и интеллектуальных процессов)
Базовые направления в профилактике дисграфии
Развитие сенсомоторных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса).
Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивых функций (слуходвигательных, зрительно – двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).
Развитие психических функций.
Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сопоставления, классификации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции, воспитание мотивов к учебной деятельности).
Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связанной монологической речи, совершенствование лексико – грамматического и фонетического оформления речи).
Основные направления логопедической работы по профилактике дисграфии:
Развитие фонематического восприятия.Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
Развитие навыков звукового анализа и синтеза.Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
Развитие грамматических навыков.Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
Развитие связной речи.Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Преодоление дисграфии может осуществляться в трёх методологических подходах
Современная логопедическая
теория
Методика А. В. Ястребовой
Методика И.Н. Садовниковой
Обычно, когда люди слышат слово дислексия, они думают только о проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой, которые имеются у ребенка в школе. У некоторых это ассоциируется только с переворачиванием слов и букв, у других-только с отстающими учениками. Почти все считают, что это некоторая форма неспособности к обучению, но неспособность к обучению - это только одна грань дислексии.
Термин дислексия - это был первый общий термин, который применялся для описания различных проблем обучения. В конечном счете эти проблемы были разделены на группы и категории, чтобы можно было описать различные виды неспособности к обучению. Поэтому мы можем назвать дислексию матерью различных видов неспособности к обучению. В настоящее время для описания ее различных аспектов применяется более семидесяти названий .
Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) - алалия, афазия и т. п. Дислексия может наблюдаться у детей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью.
По Егорову 4 ступени навыка чтения:
1.Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога послеслияния букв.
2. Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.
3.Становление целостных приемов восприятия. Слова знакомые, простые по структуре, читаются целостно, трудные - по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка.
4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов. Главная задача - осмысление прочитанного.
Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексии принадлежит Саре Борель-Мезони. Она построена по принципу учета патогенеза детей с дислексией.
1. Дислексия, связанная с нарушениями устной речи. Механизм речевого недоразвития сводится к сенсорным (слуховым) нарушениям(нарушениям слуховой памяти, слухового восприятия). Дети с трудом устанавливают связь между слуховым образом (звуком) и буквой.
2. Дислексия, связанная с неполноценностью пространственных представлений. При такой форме нарушено восприятие формы, величины, расположения в пространстве, схема тела. Отмечается неполноценностькинестетической памяти, иногда - моторная дискоординированность,диспраксические нарушения.
3. Смешанная дислексия (самая многочисленная группа). При этой форме у детей отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия, моторные отставания, недоразвитие устной речи, недостаточность пространственных представлений.
4. Ошибочная (ложная) дислексия. При такой форме дети не имеют каких-либо нарушений устной речи, пространственных представлений и т.д. При этом они не овладевают чтением вследствие педагогической запущенности, влияния неблагоприятной окружающей среды или неправильных методик обучения чтению.
Классификация Р. И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций процесса чтения: С учётом несформированных высших психических функций и операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии: фонематическая, семантическая, аграмматическая, оптическая, мнестическая, тактильная (у слепых людей).
Проблемные вопросы дисграфии и дислексии
Ухудшение здоровья современных младших школьников.
Недостаточность или неравномерность развития ВПФ, обеспечивающих готовность к овладению письменной речи.
Разнообразие этиопатогенетических
механизмов и наличие симптомокомплексов у ребёнка (ММД, СДВГ, психический инфантилизм, церебрастения, психическая депривация, школьная дезадаптация).