Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, делинктивности, агрессии и других Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, делинктивности, агрессии и других негативных качеств.
негативных качеств.Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, делинктивности, агрессии и других негативных качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ »
ОТКЛОНЕНИЯВ ПОВЕДЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что я могу, и мудрость отличить одно от другого.
Марк АВРЕЛИЙ,
Римский император
(121 — 180 гг. н. эры)
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, делинктивности, агрессии и других негативных качеств.
В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живёт. СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА — это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма находит своё воплощение в: -законах; -традициях; -обычаях. То есть во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддержвивается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.
Отклоняющееся или девиантное поведение(англ. deviation -отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. (Е.В. Змановская). ИЛИ ЭТО поведение, которое не соответствует, идет вразрез, противоречит заданным обществом
нормам и принципам.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
-преступность;
-алкоголизм;
-наркомания;
-суицид;
-проституция;
-сексуальные девиации.
Можно выделить две большие категории девиантного поведения: а)поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья (наличие психопатологии). К этой категории относится поведение, в основе которого лежат различные акцентуации характера. б)поведение, нарушающее социальные, правовые и культурные нормы.
Три основные группы отклоняющегося поведения:
Антисоциальное (делинкветное) поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещённые законодательством.
Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений:
-уход из дома; бродяжничество; школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи); граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультурные девиации (сленг, шрамирование, татуировки, движения).
Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение — это поведение отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности:
-суицидальное поведение; пищевая зависимость; химическая зависимость (употребление ПАВ); фанатическое поведение (вовлечение в религиозный культ); виктимное поведение (поведение жертвы); деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта)
Виды асоциального поведения подростков:
Агрессивное поведение — отдельный поступок или система поступков, сопровождаемых нанесением физического, психологического, психического вреда самой личности, другому индивиду, группе людей.
Аддиктивное поведение — пагубная привычка, пристрастие, поведение, связанное со злоупотреблением алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, до возникновения психической или физической зависимости.
Аморальное поведение — отдельный поступок или система поступков, противоречащих установленным в обществе моральным нормам.
Девиантное поведение — отдельный поступок или система поступков, нарушающие в сложившемся обществе социально — психологические, нравственные или культурные нормы.
Делинкветное поведение — отдельный поступок или система поступков, не соответствующих официально установленным нормам права, но не носящие уголовно наказуемого характера.
Дромания — отклоняющееся поведение, связанное с побегами из дома.
Суицидальное поведение — поведение, преднамеренно направленное на лишение себя жизни.
Трудновоспитуемость — явление, связанное с затруднениями процесса социализации.
Хулиганство — умышленные действия, связанные с грубым нарушением общественного порядка и выражающие явное неуважение к обществу.
Причины, породившие отклонения от норм в поведении, во-первых,
стремление подростков к самовыражению,
которое есть у каждого ребёнка
У ребенка возникают пробелы в знаниях, затем он не усваивает последующий материал; начинает отвлекаться, мешать другим, боится неудовлетворительных оценок, убегает с уроков.
Хочет показаться сильным; здесь тоже не получается — вовремя не начал развиваться физически, другие оказываются сильнее.
Ищет себе друзей, среди которых он был бы лидером, это слабые в учёбе, менее сильные физически; тут он может и покомандовать, подчинить себе других;
Если стать лидером не получилось, то он сам может оказаться под влиянием более сильных — а это улица; там формируется ближайшее окружение, социум.
В этом социуме он нашёл и себе подобных, тут он уже может стать на путь правонарушений и преступлений; постепенно наступает деморазизация личности — так ребёнок становится явно выраженным «трудным», педагогически запущенным.
Причины, породившие отклонения от норм в поведении, во-вторых,
эти осложнения могут быть связаны с недостатками семейного воспитания.
Дети, выросшие в условиях грубости, жестокости, несправедливости.
Безнадзорные дети (представлены сами себе, родители не имеют возможности контролировать поведение и учёбу в силу общественной и трудовой занятости или не хотят отвечать за воспитание сыновей и дочерей).
Избалованные, изнеженные дети (получающие чрезмерную дозу любви матери, отца, превратившиеся в семье в объект любования и всепоощрения, чаще всего они пребывают в условиях ничегонеделания).
Дети, развращённые дурным примером взрослых (родители ведут нечестный, аморальный образ жизни, что соответствующим образом сказывается на формировании личностных качеств подростка).
Причины, породившие отклонения от норм в поведении, в-третьих,
причиной осложнения поведения подростков может быть педагогическая запущенность.
Жёсткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребностям детей.
Единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении.
Неумение ставить диагностические цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами.
Пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрёжку.
ШКОЛА, составляющая социальную среду, в которой дети находятся в течение значительной части времени, нередко оказывается причиной многих проблем. Часто это связано с поступлением в школу, из-за перехода от игр к труду, от семьи к коллективу, от нестеснённой активности к дисциплине, как ребёнка готовили к учёбе.
Таким образом,
Основными неблагоприятными социально — педагогическими факторами, влияющими на осложненное поведение подростков, являются, с одной стороны,
Основными неблагоприятными социально — педагогическими факторами, влияющими на осложненное поведение подростков, являются, с одной стороны,
недостатки семейного воспитания,с другой -
педагогические ошибки учителей,а также
противоречия личностного развития подростков.
Особенности организации влияния на подростков с отклонениями в поведении
Физкультурная реабилитация (систематические занятия
физической культурой, спортивные праздники, эстафеты, занятия в секциях).
Коррекция эмоциональной сферы.
Духовно — нравственное воспитание.
Трудотерапия.
Особенности организации влияния на подростков с отклонениями в поведении
2. Ориентация на оптимальные стили воспитания:
Рассудительный стиль - уважение, сотрудничество...
Гармоничный стиль — формирование и развитие самостоятельности...
3.Организация межведомственного взаимодействия в работе по профилактике отклоняющегося поведения подростков.
4.Расширение возможностей системы ДОЦ в работе с подростками.
5.Оказание психолого — педагогической помощи семье в воспитании подростков.
...Познать человека в его высших проявлениях ума, чувств и воли, в его идеалах истины, добра и красоты для того, чтобы отделить вечное от бренного, доброе от дурного, изящное от грубого; познать дитя в его первых проявлениях привязанности к матери, к семье, чтобы дать ему всё, что жаждет его младенческая душа; познать юношу в его стремлении к свету и правде, чтобы помочь ему в сознании нравственных идеалов; познать сердце человека в его порывах любви, чтобы эту любовь направить на всё человечество;...
Владимир БЕХТЕРЕВ,
невролог, психиатр и психолог,
основатель научной школы
(1857 — 1927 гг.)
...Познать человека в его высших проявлениях ума, чувств и воли, в его идеалах истины, добра и красоты для того, чтобы отделить вечное от бренного, доброе от дурного, изящное от грубого; познать дитя в его первых проявлениях привязанности к матери, к семье, чтобы дать ему всё, что жаждет его младенческая душа; познать юношу в его стремлении к свету и правде, чтобы помочь ему в сознании нравственных идеалов; познать сердце человека в его порывах любви, чтобы эту любовь направить на всё человечество;... Владимир БЕХТЕРЕВ, невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы (1857 — 1927 гг.)