Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач развития системы образования на современном этапе.
Одаренные дети также нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории в сфере дополнительного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическая проблема выявления одарённости »
ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
«Слишком много на свете людей,
которым никто не помог пробудиться»
А. Экзюпери
Источники информации об одаренном ребенке
- Родители
- Учебная деятельность
- Тестирование
- Детский сад
- Учитель
- Сверстники
- Внеурочная деятельность
Способный
Имеет задатки
Одаренный
Талантливый
Гениальный
Психолого-педагогическое сопровождение в работе с родителями
Мероприятие
Сроки
Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен»
Сентябрь
Согласование образовательного маршрута с родителями учащихся
Октябрь
Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся
Январь
Методический вестник «Одаренный ребенок»
Март
Групповые консультации по итогам комплексных диагностик Родительские собрания:
«Готовимся к конкурсным испытаниям» «Формирование учебной мотивации»
Апрель - май
Психолого-педагогическое сопровождение в работе с воспитанниками
Мероприятие
Сроки
Создание и уточнение «базы данных» с учетом академических достижений, творческих способностей учащихся.
Сентябрь Октябрь
Изучение уровня воспитанности учащихся
Октябрь
Март
Посещение занятий с целью наблюдения за учащимися.
В течение года
Групповые развивающие занятия по развитию креативности
Декабрь Апрель
1.Изучение мотивационно-потребностной сферы одаренного ребенка
2. Углубленное изучение личностных особенностей.
Январь
Изучение микроклимата в объединении, группе с целью исследования межличностных отношений.
Анкетирование по вопросам здоровьесбережения
Февраль
Март
Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах, соревнованиях учащихся с разными видами одаренности
В течение года
Контроль за учебно-физической нагрузкой, рациональным использованием свободного времени
В течение года
Методики, позволяющие выявить определенные способности у ребенка
Изучаемый
показатель
Методики
Интеллектуальная одаренность
- Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.
- Тест Д. Векслера.
- Тест Р. Амтхауэра.
-Универсальный интеллектуальный тест
-Подростковый интеллектуальный тест
Когнитивные психические процессы
Методика «Школьный тест умственного развития»
- Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия).
- Изучение кратковременной образной и вербально - логической памяти.
- Оценка устойчивости внимания.
- Оценка переключения внимания.
- Оценка вербально – логического мышления.
- Оценка образного мышления.
- Тест «Куб Линка».
- Механической понятливости тест (Беннета).
- Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф).
- Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»; Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи; «Восприятие времени»; Тест «Компас»; Тест «Ведущая репрезентативная система»
Методики, позволяющие выявить определенные способности у ребенка
Изучаемый
показатель
Методики
Математическая одаренность
Тест на математические способности Г. Айзенк.
Лингвистическая одаренность
- Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя).
- Тест на вербальные способности. Г. Айзенк.
Творческий потенциал
Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника).
Критическое мышление, отождествление причин и мотивов, выводы, основанные на фактах
Синтез
Какой принцип продемонстрирован?
Рассчитай площадь…
Примени правило…
Объясните причины
Классифицируйте, объясните, как и почему
Сравните
Дивергентное, оригинальное мышление, личный план, замысел или рассказ
Оценка (оценивающие вопросы)
Что побудило написать…?
Основываясь на опыте, определи вещество…
Предположите
Придумайте
Установите причины
Предположите закономерность
Оценка достойных мнений, применение стандартов
Как лучше назвать…?
Как можно назвать…?
Что случилось бы, если…
Установите критерии
Выберите лучший вариант, наиболее интересное решение
Выскажите замечания
Выберите наиболее близкое вам суждение, выскажите свое мнение, обсудите все «за» и «против», выразите свое восприятие, оцените проблему
Какой президент самый деятельный?
Какой рисунок ты считаешь самым лучшим?
Требования к психолого-педагогическому мониторингу
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка
2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
4) экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения задач и пр.) с привлечением экспертов — специалистов высшей квалификации и соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.).
5) выявление признаков одаренности ребенка не только но отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка).
6) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.); 8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности; 9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях. смотрах и т.п.;
Метод диагностики - педагогическое наблюдение
- ребенок находится в естественных условиях, а не в некомфортной для него ситуации тренинга, теста, работы с психологом,
- наблюдение проводится в процессе овладения ребенком учебного содержания на уроках,
- снимается ситуация проверки, так как наблюдение проводится знакомым педагогом.
Виды наблюдения :
- Исследующий , выбирающий вид. Проводится со строго определенной целью с использованием заранее разработанной схемы.
- Выжидательный вид. Наблюдатель свободен от заранее заданного направления в наблюдении и его цель – получить представление об особенностях наблюдаемого лица без отбора каких-либо проявлений. Обычно такой вид используется для получения первичной информации об объекте наблюдения.
Основные принципы педагогического наблюдения:
- уметь подмечать наиболее типичные, характерные свойства человека и отличать их от случайных черт;
- терпеливо дожидаться естественного возникновения личностных проявлений;
- максимально бесстрастно осмысливать наблюдаемые события и не примешивать к ним свое личное отношение;
- разработать формы записи результатов.
Правила составления психологическо-педагогической характеристики:
- наблюдатель отбирает факты, соотнося с теми психологическими характеристиками, к которым они относятся,
- записываются также факты, противоречащие друг другу, их не нужно сглаживать,
- описываются те внешние условия, при которых данное проявление было замечено.
Наиболее показательными из создаваемых учителем ситуаций педагогического наблюдения являются:
- ситуации увлеченности творческим процессом и ощущения личностной свободы в выборе форм достижения результата,
- ситуации поиска выхода из критической для учащегося ситуации.
План диагностических мероприятий на учебный год
Педагогическая диагностика проводится не эпизодически, а регулярно, на разном учебном материале, с конкретными целями и задачами на каждом этапе.
1. Подготовка педагогов к учебному процессу с учетом анализа предшествующего года (август):
- анализ индивидуальных характеристик детей за прошлый учебный год;
- структурирование программного содержания с учетом индивидуальных характеристик учащихся.
2. Планирование и проведение занятий с учетом индивидуальных характеристик за прошлый учебный год (сентябрь – ноябрь):
- педагогами ведутся индивидуальные записи уточнений, рассогласований , с учетом предметности за наблюдаемыми учащимися;
- на семинаре анализируется работа педагога, направленная на осмысление итогов его деятельности по работе с одаренными детьми.
3. Педагогами ведется подготовка, а затем и проведение педагогического наблюдения эмоционально-личностных особенностей воспитанника (декабрь – март):
- определяются календарные даты, тематика диагностических занятий , подбираются активные формы работы на уроках (диалог, полилог, дискуссия, парные, групповые формы),
- определяется место включения каждого ребенка на занятии с учетом его индивидуальных данных,
- на семинаре анализируется работа педагогов, направленная на осмысление итогов их предшествующей деятельности, а также подготовка к заполнению «Учебного профиля ученика» текущего года.
4. Проводятся занятия , на которых апробируются индивидуальные программы психолого-педагогической поддержки одаренного ребенка, заполняются «Учебный профиль ученика» текущего года и программы психолого-педагогической поддержки ученика (апрель – май).
Сопровождение одаренных детей
Разные формы обучения (дистанционное, заочное, летние профильные смены, система погружения и т.д.)
Индивидуальные учебные маршруты
Работа с Интернет–порталом «Одаренные дети»
Активное участие в дистанционных конкурсах и мероприятиях, предлагаемых сайтами Одарённость.ру иKonkurs-rf.ru
Кружковая работа, проекты и др.
Индивидуальный образовательный маршрут- это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Схема Джона Рензулли
Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и способности);
Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;
Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;