Повышение учебной мотивации учащихся начальных классов средствами интеграции учебной и внеурочной деятельности
Повышение учебной мотивации учащихся начальных классов средствами интеграции учебной и внеурочной деятельности
Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у младших школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и, как следствие, развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение учебной мотивации учащихся начальных классов средствами интеграции учебной и внеурочной деятельности »
Повышение учебной мотивации учащихся начальных классов средствами интеграции
учебной и внеурочной деятельности
СЛАЙД 1
Учебная мотивация
Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у младших школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и, как следствие, развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.
СЛАЙД 2
Именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика.
СЛАЙД 3
Нужно, чтобы у учащихся формировались прежде всего :
1.Непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях.
2.Перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности.
3.Интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания.
СЛАЙД 4
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. В своей практике я применяю следующие приёмы:
Приём «Фантастическая добавка».
Например, учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
СЛАЙД 5
Приём «Удивляй».
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение/животное ; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения: например, глазами инопланетянина или древнего грека... Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.
СЛАЙД 6
Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде.
СЛАЙД 7
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка можно использовать игру «Иду в гости». В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием.
СЛАЙД 8
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.
СЛАЙД 9
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
«Найди лишнее число в каждом ряду»,
«Зачеркни его»,
«Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,
«Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,
«Запиши его».
СЛАЙД 10
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
СЛАЙД 11
В разработанные уроки и внеклассные мероприятия стараюсь включать
- Загадки, пословицы, народные игры, которые вызывают у ребят положительный эмоциональный настрой.
- Полезное действие на функции организма оказывает также изменение рабочей позы во время урока. Целесообразно проводить уроки в системе «динамической смены поз», т. е. организованно переводить учащихся из одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя).
- Замена жесткого «неправильно» на более демократичное «это твое мнение, ты так думаешь, давай послушаем других».
Вывод: Использование названных приемов оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках и во внеурочной деятельности благоприятный фон в большой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием не только для успешного протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка.
Мотивацияоказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений. Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
СЛАЙД 12
II.Взаимодействие урочных и внеурочных занятий
Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).
Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности.
СЛАЙД 13
По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала.
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной (от общих правил НОТ до алгоритмов решения определенных типов учебных задач).
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам Для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так И вне школы.
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.
СЛАЙД 14
«Школа полного дня»
Современная тенденция в деятельности образовательных учреждений -
совершенствование внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд
объективных и субъективных оснований:
- школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают
подлинную вариативность образования, возможность выбора;
- материалы ФГОС подводят к выводу: внеурочная деятельность – это
часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и
ребѐнку в освоении нового вида учебной деятельности;
- внеурочная деятельность способствует расширению образовательного
пространства, создаѐт дополнительные условия для развития учащихся.
Целью внеурочной деятельности является
- создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора,
- постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Проанализировав научные подходы к организации внеурочной деятельности, в нашем образовательном учреждении реализация содержания внеурочной деятельности реализуется через образовательную модель «Школа полного дня».
СЛАЙД 15
Основная идея модели: создание развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей
обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в
свободное от учебы время.
Данную модель характеризует:
-создание комфортных условий для пребывания ребенка в
образовательном учреждении в течение дня;
-создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
-создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей;
-опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
В рамках модели «Школа полного дня» лицей гарантирует использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся во внеурочную воспитательную деятельность. Программы были взяты из «Примерных программ внеурочной деятельности», а затем адаптированы к условиям нашего
лицея. Некоторые курсы разработаны педагогами самостоятельно на основе методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности.
СЛАЙД 16
При реализации модели были выбраны следующие направления:
- духовно-нравственное;
- художественно-эстетическое;
- научно-познавательное;
- проектная деятельность;
- физкультурно-оздоровительное.
СЛАЙД 17
В моём классе духовно-нравственное направление представлено мной разработанным курсом «Мы – россияне». Он имеет музыкальную направленность. Мы с ребятами разучиваем песни патриотической направленности, песни, посвящённые календарным датам. Осуществляем интеграцию, конечно, с уроками музыки и с «Вокальной студией», которую ведёт в классе Тараканов Н.С.
СЛАЙД 18
Художественно-эстетическое направление представлено кружками «Домашняя академия», «Изостудия», в которых с детьми занимаются педагог нашего лицея Корнилова С.А. и педагоги ДТДиМ. На данных осуществляется тесная интеграция с такими учебными предметами, как изоискусство и технология.
СЛАЙД 19
Научно-познавательное направление включает в себя образовательный курс «Мир английского языка» . В этом году у первоклассников идёт подготовка к изучению языка, т. е. интеграция тоже налицо.
СЛАЙД 20
В рамках спортивно-оздоровительного направления работает кружок
«Хореографии», который тесно связан с занятиями ритмикой и физической культуры.
Педагоги лицея и ДТДиМ используют разнообразные формы проведения занятий: беседы и игры духовно-нравственного содержания, экскурсии, тематические вечера, выставки, тренинги, соревнования, спортивные турниры, викторины, концерты и т. д.
При реализации содержания внеурочной деятельности в лицее большая роль отводится социальному партнерству. Расширяя круг социальных партнѐров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов.
СЛАЙД 21
Анализируя работу лицея по организации внеурочной деятельности, можно сделать выводы:
1. Появилась возможность для организации отдыха и досуга детей во второй половине дня, создания максимально комфортных условий в лицее и выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьников.
2. Кружки, секции и другие формы организации внеурочной работы в нашем лицее по своему содержанию, целям и задачам соответствуют социально-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному направлениям развития личности.
3. Осуществляется творческое развитие учащихся в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности путём их интеграции с учебным процессом.