kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предупреждение отклонений в развитии (программа психологического сопровождения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Современная социальная ситуация, ряд исследований отечественных ученых убеждают в слабом репродуктивном здоровье современной молодежи, безответственном или недостаточно осознанном отношении к принятию роли родителей, что катастрофически сказывается на физическом, психическом и интеллектуальном здоровье детей.

•Вынашивание и рождение ребенка является для самой женщины глубоко проникающим, нередко психотравмирующим событием, относящимся к числу самых серьезных испытаний, отражающимся на эмоциональных потребностях и поведении.

•Беременность является важным периодом для развития внутрисемейных отношений, проявляя скрытые конфликты в супружеской паре и их ближайшем окружении, родительские установки и представления, предоставляя возможность осознания и развития этих отношений, ролевой структуры семьи и выхода на иной уровень семейной интеграции. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предупреждение отклонений в развитии (программа психологического сопровождения) »

Предупреждение отклонений в развитии  (Программа психологического сопровождения) Подготовила: Абросимова А. В. Педагог-психолог МБОУ «Лицей № 1 им. А. П. Гужвина»

Предупреждение отклонений в развитии (Программа психологического сопровождения)

Подготовила: Абросимова А. В. Педагог-психолог МБОУ «Лицей № 1 им. А. П. Гужвина»

Содержание программы

Теоретическая часть

  • Актуальность программы Задачи Психологические особенности триместров беременности Направления работы психолога в перинатальном, натальном и постнатальном периодах
  • Актуальность программы
  • Задачи
  • Психологические особенности триместров беременности
  • Направления работы психолога в перинатальном, натальном и постнатальном периодах

Практическая часть

Методы работы психолога в перинатальном, натальном и постнатальном периодах

  • Методы работы психолога в перинатальном, натальном и постнатальном периодах
  • Рисуночные методики Семейная психотерапия Арт-терапия (цветотерапия, музыкотерапия) Тестовые и опросные методы Ароматерапия Тематические беседы Аутогенные тренировки Телесно-ориентированная терапия Гаптономия Дискуссии и сюжетно-ролевые игры Релаксационные методы
  • Рисуночные методики
  • Семейная психотерапия
  • Арт-терапия (цветотерапия, музыкотерапия)
  • Тестовые и опросные методы
  • Ароматерапия
  • Тематические беседы
  • Аутогенные тренировки
  • Телесно-ориентированная терапия
  • Гаптономия
  • Дискуссии и сюжетно-ролевые игры
  • Релаксационные методы

Информация о психологическом сопровождении беременной женщины в г. Астрахани

Информационные ресурсы

Актуальность программы

Актуальность программы

  • Современная социальная ситуация, ряд исследований отечественных ученых убеждают в слабом репродуктивном здоровье современной молодежи, безответственном или недостаточно осознанном отношении к принятию роли родителей, что катастрофически сказывается на физическом, психическом и интеллектуальном здоровье детей.
  • Вынашивание и рождение ребенка является для самой женщины глубоко проникающим, нередко психотравмирующим событием, относящимся к числу самых серьезных испытаний, отражающимся на эмоциональных потребностях и поведении.
  • Беременность является важным периодом для развития внутрисемейных отношений, проявляя скрытые конфликты в супружеской паре и их ближайшем окружении, родительские установки и представления, предоставляя возможность осознания и развития этих отношений, ролевой структуры семьи и выхода на иной уровень семейной интеграции.
Задачи

Задачи

  • передача знаний об изменениях психологического состояния женщины в период беременности;
  • разъяснение о том, как формируются негативные переживания, болевые ощущения и способы их преодоления;
  • информирование о процессе родов и методах самоконтроля и поведения в родовом процессе;
  • воспитание чувства материнства посредством формирования духовной связи между матерью и ещё не рождённым ребёнком;
  • осознание жизненных сценариев и работа с личностными ценностями и смыслами;
  • психокоррекция эмоционального состояния женщины.
Психологические изменения, происходящие с женщиной во время беременности   Лоранс Пэрну тесно связывал психологические изменения с физическими изменениями и разделял соответственно на три периода (триместра)

Психологические изменения, происходящие с женщиной во время беременности

Лоранс Пэрну

тесно связывал психологические изменения с физическими изменениями и разделял соответственно на три периода (триместра)

Первый триместр — месяцы неуверенности и адаптации Чувства женщины еще не определились; счастливая от сознания, что ждет ребенка, она переходит от радости к сожалению. Это еще не боязнь родов, а неопределенный страх, боязнь перед неизвестностью, беспокойство о будущем, различного рода опасения. Амбивалентность, противоречивость в чувствах, мыслях будущей матери - показатель колебаний и противоречий, связанных с тенденцией к инфантильности и полному взрослению. Эта двойственность, вызывающая тревогу, часто бывает причиной смены настроений. Второй триместр— месяцы равновесия Первые движения плода имеют огромное значение для всех будущих матерей. Те, кто раньше не решался показать свою радость, отдаются ей целиком, ибо теперь они уверены в существовании внутри себя новой жизни. Третий триместр— месяцы отступления В первые три месяца ребенок был надеждой, потом уверенностью, но не реальностью; во втором триместре его присутствие стало ощутимым; в третьем — он сделался единственным средоточием помыслов, интересов и занятий будущей матери.

Первый триместр — месяцы неуверенности и адаптации

Чувства женщины еще не определились; счастливая от сознания, что ждет ребенка, она переходит от радости к сожалению. Это еще не боязнь родов, а неопределенный страх, боязнь перед неизвестностью, беспокойство о будущем, различного рода опасения. Амбивалентность, противоречивость в чувствах, мыслях будущей матери - показатель колебаний и противоречий, связанных с тенденцией к инфантильности и полному взрослению. Эта двойственность, вызывающая тревогу, часто бывает причиной смены настроений.

Второй триместр— месяцы равновесия

Первые движения плода имеют огромное значение для всех будущих матерей. Те, кто раньше не решался показать свою радость, отдаются ей целиком, ибо теперь они уверены в существовании внутри себя новой жизни.

Третий триместр— месяцы отступления

В первые три месяца ребенок был надеждой, потом уверенностью, но не реальностью; во втором триместре его присутствие стало ощутимым; в третьем — он сделался единственным средоточием помыслов, интересов и занятий будущей матери.

Направления работы психолога

Направления работы психолога

Чувственная сфера матери  и ребенка Вопросы, связанные с изменением своего эмоционального состояния во время беременности (обострение чувствительности, нервозность и раздражительность, депрессия и угнетенность, нервные срывы)  Вопросы, связанные с различными страхами  (страх боли в родах, страх за жизнь и здоровье ребенка, страх неблагополучного исхода родов, страхи неопределенной этимологии)

Чувственная сфера матери и ребенка

Вопросы, связанные с изменением своего эмоционального состояния во время беременности

(обострение чувствительности, нервозность и раздражительность, депрессия и угнетенность, нервные срывы)

Вопросы, связанные с различными страхами

(страх боли в родах, страх за жизнь и здоровье ребенка, страх неблагополучного исхода родов, страхи неопределенной этимологии)

Индивидуальная и семейная психологическая работа Вопросы изменения взаимоотношений с близкими (с мужем, с родителями мужа, собственными родителями, беспокойство об отношении первых детей к еще не родившемуся брату или сестре).  Вопросы относительно восприятия и принятия себя и мужа в родительской роли.

Индивидуальная и семейная психологическая работа

Вопросы изменения взаимоотношений с близкими

(с мужем, с родителями мужа, собственными родителями, беспокойство об отношении первых детей к еще не родившемуся брату или сестре).

Вопросы относительно восприятия и принятия себя и мужа в родительской роли.

Пренатальное воспитание и развитие способностей малыша Существуют два основных канала связи ребенка с внешним миром, через которые осуществляется воздействие на формирующийся плод.

Пренатальное воспитание и развитие способностей малыша

Существуют два основных канала связи ребенка с внешним миром, через которые осуществляется воздействие на формирующийся плод.

  • Первый – непосредственное влияние окружающего мира: воздух, запахи, цвет и т. д.
  • Второй – эмоциональное восприятие окружающего мира матерью.
Физиопсихопрофилактическая работа психолога   Система мероприятий, направленных на устранение отрицательных эмоций и воспитание положительных условно-рефлекторных связей, снятие у беременной страха перед родами и родовых болей, привлечение к активному участию в родовом акте.

Физиопсихопрофилактическая работа психолога

Система мероприятий, направленных на устранение отрицательных эмоций и воспитание положительных условно-рефлекторных связей, снятие у беременной страха перед родами и родовых болей, привлечение к активному участию в родовом акте.

Следует помнить!   Патологическое влияние состояния матери на процесс беременности и родов  ( А.И. Захарова, доктор психологических наук)

Следует помнить! Патологическое влияние состояния матери на процесс беременности и родов ( А.И. Захарова, доктор психологических наук)

  • Отсутствие уверенности в прочности брака способствует большей чувствительности будущей матери к испугам и страху перед родами.
  • Переживания из-за отношений с супругом приводят к эмоциональной неудовлетворённости. Подобные переживания матери часто обуславливают угрозу выкидыша, отсутствие рефлекторного крика новорожденного.
  • Волнения в начале беременности могут вызвать пролонгированное течение родов или преждевременные роды.
  • Повышенная раздражительность матери связана с её утомляемостью и нарушениями сна и образует своего рода неврастенический комплекс, который способствует преждевременным родам.
  • Перегрузки в учёбе или на работе обуславливают преждевременные роды, а также быстрые, стремительные роды и отсутствие крика новорождённого.
  • Нарушения сна при беременности взаимосвязаны с частыми состояниями внутренней неудовлетворённости матери. Это также может привести к преждевременным и стремительным родам.
  • Повышенная утомляемость ведёт к преждевременным родам.
  • Страх перед родами связан со сложными взаимоотношениями с родственниками и мужем. Для девочек подобный стресс матери более значим, чем для мальчиков, создавая затяжное течение родов и отсутствие крика при рождении.
Методы работы

Методы работы

Рисуночные методики  Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учеб. пособие. —  М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.

Рисуночные методики Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учеб. пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.

  • Предоставляют информацию о стиле переживания беременности
  • Подтверждают данные интервью о своем состоянии в беременности
  • Иллюстрируют данные об онтогенезе материнской сферы
  • Дают характеристику ориентировочной ценности ребенка
Семейная психотерапия  Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия - Учебное пособие для врачей и психологов

Семейная психотерапия Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия - Учебное пособие для врачей и психологов

Цветотерапия Серов Н.В. Эстетика цвета. Серов Н.В. Лечение цветом.

Лечебное воздействие цвета связано с влиянием волн определенной длины на органы и психические центры, причем действие разных цветов оказывает специфическое влияние при различных заболеваниях.

Красный цвет полезен при гипотонии и инфекционных заболеваниях, он действует, прежде всего, на сердце и кровообращение (устраняет застойные явления), стимулирует иммунитет, активизирует обмен веществ.  

Желтый цвет мягко стимулирует и укрепляет нервную систему, усиливает интеллект. Желтый - это самая настоящая палочка-выручалочка для будущих мам.

Оранжевый цвет уменьшает раздражительность и эмоциональную нестабильность. Ношение оранжевого шарфа вокруг шеи способствует нормализации функции щитовидной железы.  

Зеленый цвет поднимает жизненный тонус, снимает психическое напряжение, нормализует деятельность сердечнососудистой системы.

Синие тона помогают при сверхвозбудимости и бессоннице (что особенно актуально для третьего триместра). Выбирайте белье и постельные принадлежности синего цвета или с его оттенками.  

Голубой цвет повышает иммунитет и успокаивает пульс, поэтому рекомендуется беременным женщинам, страдающим от тахикардии. Помогает при стрессах, способен снизить кровяное давление.

Фиолетовый цвет благотворно действует лимфатическую и нервную систему, нормализует сон и может быть использован при любых психических и нервных расстройствах.

Музыкотерапия  Рушель Блаво - д.м.н, профессор Санкт-Петербургского Научно-исследовательского института традиционной народной медицины и музыкальной терапии   Музыка жизни - рекомендуется беременным женщинам для благоприятного внутриутробного развития плода. Пробуждает жизненную энергию, устраняет пресс, усиливает веру в собственные силы по время беременности и родов. Музыка младенца – для улучшения психомоторного развития, нормализации веса, лечения аллергии и дисбактериоза.  Источник: http://eurostarltd.net/mp3/muzterapiya.htm

Музыкотерапия Рушель Блаво - д.м.н, профессор Санкт-Петербургского Научно-исследовательского института традиционной народной медицины и музыкальной терапии

  • Музыка жизни - рекомендуется беременным женщинам для благоприятного внутриутробного развития плода. Пробуждает жизненную энергию, устраняет пресс, усиливает веру в собственные силы по время беременности и родов.
  • Музыка младенца – для улучшения психомоторного развития, нормализации веса, лечения аллергии и дисбактериоза.

Источник:

http://eurostarltd.net/mp3/muzterapiya.htm

Тестовые и опросные методы «Личностные процессы психологически канализируются теми же способами, которыми человек прогнозирует и оценивает события»  для диагностики личностных особенностей беременной женщины и ее окружения используют:

Тестовые и опросные методы

«Личностные процессы психологически канализируются теми же способами, которыми человек прогнозирует и оценивает события»

для диагностики личностных особенностей беременной женщины и ее окружения используют:

  • Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина
  • Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге
  • Методика диагностики самооценки психических состояний по Г.А.Айзенку)
  • Методика исследования самоотношения (МИСС) С. Р. Пантилеева.
  • Цветовой тест отношений (ЦТО)
  • Тест репертуарных решёток Келли.
Перинатальная йога  Франсуаза Фридман Перинатальная йога в Birthlight − результат разработки Франсуазы Фридман, посвятившей ей более двадцати лет. Курс перинатальной йоги состоит из интенсивного изучения классической йоги, адаптированной к условиям пре- и постнатального этапа. Практическая часть курса дополняется лекциями по особенностям анатомии и физиологии женщины во время беременности и после родов. Теоретическая и практическая части курса тесно переплетены между собой и изучаются комплексно. Такой подход, по мнению Birthlight, способствует глубокому пониманию всех аспектов влияния йоги на благополучие женщины, переживающей особенно ценный для нее период в жизни.

Перинатальная йога Франсуаза Фридман

Перинатальная йога в Birthlight − результат разработки Франсуазы Фридман, посвятившей ей более двадцати лет. Курс перинатальной йоги состоит из интенсивного изучения классической йоги, адаптированной к условиям пре- и постнатального этапа. Практическая часть курса дополняется лекциями по особенностям анатомии и физиологии женщины во время беременности и после родов. Теоретическая и практическая части курса тесно переплетены между собой и изучаются комплексно. Такой подход, по мнению Birthlight, способствует глубокому пониманию всех аспектов влияния йоги на благополучие женщины, переживающей особенно ценный для нее период в жизни.

Ароматерапия Миллер Л., Миллер Б. Ароматерапия

В течение всей беременности не применять следующие эфирные масла: базилика, гвоздики, дудника (дягиля), иссопа, лавра камфорного, кедра, кориандра, корицы, лимонника китайского, любистока, майорана садового, мирры, можжевельника, петрушки, полыни обыкновенной, розмарина, ромашки, тимьяна (чабреца), тмина, туи, шалфея.

Не применять в первые 4 месяца беременности эфирные масла нероли (апельсиновых цветков), петитгрейна (апельсиновых листьев), вербены, герани, жасмина, иланг-иланга, имбиря, каепутового дерева, кипариса, лаванды ковшиковой, мяты, фенхеля, чайного дерева, эвкалипта

До 7 месяцев беременности противопоказаны эфирные масла душицы (орегано), бархатцы.

Любую терапию эфирными маслами рекомендуем проводить только после консультации со специалистами.

Эфирные масла лаванды, ромашки и иланг-иланга  помогают уснуть, расслабиться, понизить артериальное давление.

Масла бергамота, грейпфрута или мандарина  способствуют приливу сил и хорошо освежают.

Масло черного перца  спасет при мигрени.

Мята  облегчает тошноту.

Лаванда  избавит от головных болей.

Эфирное масло кипариса  применяется от распухших суставов и геморроя.

Мандарин и другие цитрусовые  помогают от запоров и снимают усталость.

Масло эвкалипта  борется с заложенностью носа.

Иланг-иланг или ромашка  помогают избавиться от бессонницы.

Тематические беседы

Тематические беседы

Аутогенные тренировки   Мишель Леклер О’Нил  «Позитивный аутотренинг для беременных»

Аутогенные тренировки Мишель Леклер О’Нил «Позитивный аутотренинг для беременных»

  • Я – Женщина, выполняющая свою божественную роль Матери
  • Внутри моего тела зародилась, растет и развивается новая жизнь
  • Весь мой организм устроен так, чтобы вынашивать и рожать здоровых детей
  • Я принимаю свое тело и хочу оставаться в тесной связи с ним
  • Я люблю своего ребенка, я чувствую его, мы вместе
  • Мы доверяем друг другу, и у нас все получится, роды нам не навредят, мы наконец-то сможем посмотреть друг другу в глаза, ощутить запах, прикосновение кожи, поцелуй.
Телесно-ориентированная терапия  Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом

Телесно-ориентированная терапия Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом

  • Техники соматической интеграции (направлены не на устранение диагноза, а на поиск и устранение причин Вашего состояния, улучшение состояния организма в целом, восстановление ресурса, улучшение качества жизни)
  • Психодинамика (позволяют разделиться с проблемой, взглянуть на нее со стороны, увидеть выход из «безвыходной» ситуации, изменить эмоциональный фон)
  • Психологическое консультирование
  • Когнитивная психотерапия
Гаптономия  Катрин Дольто  Мастер-класс «Рождение человека: взгляд психоаналитика»    Этот метод способствует налаживанию эмоциональной связи между матерью и ребенком в период беременности. Гаптономия поможет мамам понимать состояние ребенка по проявлениям его двигательной активности. Ведь умение различать характер движений крошки, развивает чувствительность и отзывчивость. Начинать следует тогда, когда шевеления ребенка будут ощущаться матерью явно и четко.

Гаптономия Катрин Дольто Мастер-класс «Рождение человека: взгляд психоаналитика»

Этот метод способствует налаживанию эмоциональной связи между матерью и ребенком в период беременности. Гаптономия поможет мамам понимать состояние ребенка по проявлениям его двигательной активности. Ведь умение различать характер движений крошки, развивает чувствительность и отзывчивость. Начинать следует тогда, когда шевеления ребенка будут ощущаться матерью явно и четко.

  • Наблюдение за шевелением малютки в течение нескольких дней. Для этого заведите дневник шевелений и записывайте в нем время, интенсивность и длительность шевелений крохи. На основе наблюдений выделите время дня, когда шевеления ощущаются наиболее часто и явно.
  • Подбор тактильного и голосового воздействия, который вы будете использовать при общении с малышом. Это может быть похлопывание ладонью, поглаживание, перебирание пальцами и т. п. Найдите то место на животе, с которым вы будете общаться.
  • Ребенок через две недели так привыкнет, что будет сам напоминать вам о времени «урока счастья». Помните, что малыш будет изо дня в день ждать момента общения с вами. Старайтесь оправдать его ожидания.
Дискуссии и сюжетно-ролевые игры Тематика Функции Принятие в себе нового человека Идеальные роды Счастливое материнство и др.

Дискуссии и сюжетно-ролевые игры

Тематика

Функции

Принятие в себе нового человека

Идеальные роды

Счастливое материнство и др.

  • Обмен мнениями
  • Разработка рекомендаций
  • Устранение ошибок
  • Проигрывание ситуаций
  • Образная проработка
Релаксационные методы  Котягина С.Н., клинический психолог, кандидат психологических наук,

Релаксационные методы Котягина С.Н., клинический психолог, кандидат психологических наук, "Беременность", №11, 2004 г.

Необходимость релаксации очевидна, если вы находитесь …

  • в состоянии грусти и в подавленном настроении,
  • в беспричинном плаче,
  • в потере веса,
  • в отсутствии ощущения удовольствия от жизни,
  • в состоянии тревоги,
  • в двигательном беспокойстве,
  • в трудностях сосредоточения внимания,
  • в ощущении постоянной усталости и отсут­ствия сил,
  • в ощущении неполноценности и чувстве вины,
  • в резких сменах настроения,
  • в повышенной чувствительности и рани­мости,
  • в ощущении одиночества и незащищенности,
  • в нетерпимости и отчужденности по отно­шению к ребенку,
  • в нежелании ухаживать за ребенком или в затруднениях по уходу за ребенком.
Когда человек спокоен, сложное становится простым Прогрессивная мышечная релаксация (по Якобсону) Ментальная (образная) релаксация Метод подражания (имитации) Дыхание «по кругу» Аутогенная тренировка или метод прогрессивной релаксации Креативная визуализация Подробно ознакомиться с материалом можно на сайте Psinovo.ru  (сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям)

Когда человек спокоен, сложное становится простым

  • Прогрессивная мышечная релаксация (по Якобсону)
  • Ментальная (образная) релаксация
  • Метод подражания (имитации)
  • Дыхание «по кругу»
  • Аутогенная тренировка или метод прогрессивной релаксации
  • Креативная визуализация

Подробно ознакомиться с материалом можно на сайте Psinovo.ru

(сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям)

Информация о психологическом сопровождении беременной женщины в г. Астрахани Астраханское региональное общественное учреждение социально-психологического сопровождения и поддержки семьи, материнства и детства www. astrpsy.ru 48-30-88 , 89170890534 ГБУЗ «Областной перинатальный центр»  Кабинет кризисных состояний «Рождение Венеры» www.amokb.ru 281-851, 28-16-69, 25-62-33 Психологическая служба ГБУЗ АО

Информация о психологическом сопровождении беременной женщины в г. Астрахани

  • Астраханское региональное общественное учреждение социально-психологического сопровождения и поддержки семьи, материнства и детства

www. astrpsy.ru

48-30-88 , 89170890534

  • ГБУЗ «Областной перинатальный центр»

Кабинет кризисных состояний «Рождение Венеры»

www.amokb.ru

281-851, 28-16-69, 25-62-33

  • Психологическая служба ГБУЗ АО "Клинический родильный дом»

www.idealrodi.ru

33-05-50

  • Центр кризисной беременности «В защиту жизни»

31-78-46

Информационные ресурсы

Информационные ресурсы

  • Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Вопросы психологии.- 2001.- №2 www.voppsy.ru
  • Филиппова Г.Г. Ребенок до рождения: проблема готовности к взаимодействию // Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А.Савиновой, Е.О.Смирновой. М.:Когито-Центр, 2003.
  • Филиппова Г.Г. Психология материнства. -М.: Изд.во Института Психотерапии, 2002.-240 с.
  • Авторский проект перинатального психолога Н. Мовчан «Путешествие к рождению» http://www.perinatal.org.ua/
  • Журнал «Перинатальная психология и психология родительства» ( http://www.psymama.ru/perinatal/index.html )
  • Исследовательский Центр Семьи и Детства РАО. Научный Центр Психического Здоровья РАМН ( http://www.psychiatry.ru/index.php?page=2 , http://www.psymama.ru/articles/f8.html )
  • Психологический центр "Свободное Рождение" ( http://www.freebirth.spb.ru/)
  • Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии.- 1997.-№6.- с.38-47.
  • Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни.// Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Мат. Росс. Конф. 26-28 мая 1999, Санкт-Петербург-Иваново, 2000.- с.312-320.
Женский организм как часовой механизм: как заведёшь – так девять месяцев и будет тикать… Программу подготовила: Калашникова А., ПС-61 anast.kalashnikowa@yandex.ru

Женский организм как часовой механизм: как заведёшь – так девять месяцев и будет тикать…

Программу подготовила:

Калашникова А., ПС-61

[email protected]


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Предупреждение отклонений в развитии (программа психологического сопровождения)

Автор: Абросимова Анастасия Витальевна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Основные  направления деятельности педагога-психолога. "
    ["seo_title"] => string(63) "osnovnyie-napravlieniia-dieiatiel-nosti-piedaghogha-psikhologha"
    ["file_id"] => string(6) "180148"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425131135"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(82) "vzaimodieistviie-psikhologha-so-spietsialistami-dou-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "141155"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418059201"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся в условиях инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(109) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-obuchaiushchikhsia-v-usloviiakh-inkliuzivnogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "243432"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445719126"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства