презентация для педсовета «Методы ,приемы и формы обучения как система управления качеством образования в коррекционной школе.»
Презентация для педсовета «Методы ,приемы и формы обучения как система управления качеством образования в коррекционной школе.»
Тема: Методы, приемы и Формы обучения как система управления качеством образования в коррекционной школе.
«Хороших методов существует
ровно столько, сколько существует
хороших учителей»
Дьёрдь Пойа
Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов по предложенной теме; создание условий для осознанного выбора учителем пассивных, активных и интерактивных методов и приёмов обучения на уроке.
Задачи: 1.Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.
2. Показать формы, методы и приёмы обучения в процессе обучения детей с ОВР.
Ход работы:
Организационный момент
Давайте начнем с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так: кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.
Представление темы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«презентация для педсовета «Методы ,приемы и формы обучения как система управления качеством образования в коррекционной школе.» »
«Методы, приемы и формы обучения как система управления качеством образования в коррекционной школе» Учитель –дефектолог,
руководитель ШМО естественно- политехнического цикла
Минасипова А.Б.
г. Шахтинск
КГУ « Областная специальная школа- интернат №1
для детей с ограниченными
возможностями в развитии»
«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей»Дьёрдь Пойа
В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Методы обучения– это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения
Метод– (от греч. ) способ действия, деятельности: путь достижения цели
Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.
По признаку активности детей.
Пассивные методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные м.о. (рассказ, лекция, беседа и т.д.). Учитель рассказывает – дети слушают (восприятие + память).
Методы проблемного изложения материалов (проблемная лекция)(память + восприятие + мышление).
Активные методы обучения:
Частично поисковый метод (семинары, проблемные семинары) (логическое мышление).
Исследовательский метод (рефераты, доклады, курсовые, дипломные) (логическое и творческие мышление).
ДЕ
Учащихся
Репродуктивная
Пассивный метод(схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредствомопросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
Плюсы
Минусы
1)легкая подготовкак уроку со стороны учителя
Самый неэффективный метод(с точки зрения современных педагогических технологий)
2) возможность преподнести сравнительнобольшее количество учебного материалав ограниченных временных рамках урока
успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета.
ДЕ
Учащихся
Продуктивная
Это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Учитель и учащиеся находятся на равных правах. Демократический стиль общения.
К родоначальникам идей активизации относятЯ. А. Коменского,Ж.-Ж. Руссо,И. Г. Песталоцци,Г. Гегеля,Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других.
АМО – методы обучения, при которых деятельность ученика носит продуктивный характер, творческий характер.
Селевко Г.К.
АМО – методы стимулирующие познавательную деятельность ученика и строящееся на диалогах решение проблем.
Демьяненко-Кононерский.
АМО – это способ практического осуществления процесса передачи знаний, умений, навыков по средствам деятельности самого ученика.
Активные методы обучения возникли раньше, чем пассивные.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать)– означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Ориентированы на более широкое взаимодействие учеников друг с другом и надоминирование активности учащихся в процессе обучения при изучении нового материала.
Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
ДЕ
Учащихся
Творческая
Традиционныеметоды
Активныеметоды
Лекция
Рассказ
Чтение газетного и журнального материала
Беседа
Размышление над (высказыванием, фактом и т.д.)
Встреча (с произведениями искусства, интересными людьми, специалистами и т.д.)
Обсуждение (конкретных событий)
Анкетирование и анализ результатов
Просмотр фильма и др.
Интерактивныеметоды
Диспут
Дискуссия
Беседа за круглым столом
Путешествие
Соревнование
Игра и т.д.
Деловая игра
Ролевая игра
Проект
Мозговой штурм
Брейн-ринг
Телемост
Суд и др.
Классификация методов обучения
(по Юрию Константиновичу Бабанскому)
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности
(Е.Я.Голант
1888-1971г.г.)
По логике передачи и восприятия информации
Словесные
Индуктивные
Наглядные
По степени самостоятельности мышления
Практические
Репродуктивные
По степени управления учебной работой
Дедуктивные
Под руководством преподавателя
Проблемно-поисковые
Самостоятельная работа обучаемых
Словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы- если ученики получают основную учебную информацию в процессе словесных рассуждений и доказательств учителя или текстов учебных книг (беседа, рассказ, описание, разъяснение и др.).
Словесные методы преподавания вызывают соответствующие словесные формы усвоение материала.
Словесные методы используются преимущественно при изучении нового материала и дают хороший эффект в обучении, если сочетаются с другими формами овладения знаниями.
Наглядные методы– формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.
Наглядные пособия помогают систематизации и обобщению знаний, а также активизации мыслительной деятельности учащихся.
Практические методы– формы овладения учебным материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ.
К словесным методам обучения относятсярассказ, лекция, беседаи др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
«Скажи мне и я забуду»
Вербальные методы
5-10%
усвоения
учебного
материала
Аудиальный
канал
Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываем ое вопросами к обучаемым
характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.
раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров..
проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме..
предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений
Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.
Диспут– одно из активных средств учебно-воспитательного воздействия на становление личности
старшеклассника, выработки у него активной позиции, способности аргументированно и
последовательно отстаивать свои взгляды и убеждения.
Диспут (от лат.disputare– рассуждать, спорить) – публичный СПОРна заданную тему.
Этапы организации диспута
4 этап -Подготовка учащихся и выбор ведущего (ведущих) диспута
3 этап – Оформление диспута, определение его правил
2 этап – Формулирование вопросов для обсуждения
1 этап – Выбор темы
Репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, проблемные, частично – поисковые и исследовательские методы.
Репродуктивные методы– форма овладения учениками учебным материалом преимущественно основывается на воспроизводящей функции памяти. Эти методы обычно используются при закреплении, повторении, обобщении, систематизации, конкретизации ранее изученного материала.
Объяснительно – иллюстративные методы– находят применения в различных формах изучения нового содержания (объяснение, рассказ, беседа, описание, доказательства и т.д.).
Частично-поисковые методы– форма овладения учебным материалом, которая включает постановку отдельных проблемных вопросов, высказывание учениками своих предложений, самостоятельность рассуждений, расчленение общей задачи на ряд частных, эвристическую беседу и т.д.
Исследовательские методы– учащиеся под руководством учителя выполняют отдельные исследовательские задания и работы. Можно дать задания для самостоятельных наблюдений, их записей и анализа результатов.
методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
Методы стимулирования интереса к учению
Методы стимулирования ответственности и долга
Познавательных игр
Убеждения в значимости учения
Учебных дискуссий
Предъявления требований
Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры
Поощрения и наказания
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы устного контроля и самоконтроля
Методы письменного контроля и самоконтроля
Индивидуальный опрос
Фронтальный опрос
Письменные контрольные работы
Методы практического контроля и самоконтроля
Письменные зачеты
Машинный контроль
Устные зачеты
Письменные экзамены
Устные экзамены
Контрольно-лабораторный контроль
Письменные работы
Прием обучения– это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».
Приемы– это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.
Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы обучения.
Методические приемы — это действия, направленные на решение конкретной задачи.
Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий.
Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятельности учителя.
Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников.
Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;
Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.
Форма обучения
Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и ученика
В основе: особенности коммуникативного взаимодействия между учителем и учеником...
Индивидуальные
Коллективные
Групповые
Индивидуальная –
когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения, познавательная задача решается индивидуальными усилиями каждого ученика без непосредственного общения с другими учащимися.
Положительные стороны:
1) хорошо учитывает особенности каждого ученика; 2) осуществляется подбор дифференцированных заданий; 3) учит индивидуальному труду, воспитывает самостоятельность, ответственность, упорство;
4) служит подготовкой для занятий самообразованием; 5) способствует более прочному усвоению зун и способов деятельности .
Отрицательные стороны: 1) большие расходы времени; 2) не способствует развитию коллективизма .
Фронтальная –
предполагает выполнение общих заданий всем классом для достижения общей познавательной задачи.
Положительные стороны:
1) учитель непосредственно общается со всем классом и воздействует на всех; 2) каждый ученик стремится усвоить передаваемую учителем информацию; 3) общая цель достигается за счет индивидуальных усилий каждого.
Отрицательные стороны: 1) работают наиболее подготовленные учащиеся; 2) нет обратной информации о деятельности каждого ученика; 3) не учитывает индивидуальные особенности учащегося; 4) не способствует мотивации учения.
Групповая –
организация таких уроков, на которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой учащихся (2-6 чел.).
Положительные стороны: 1) тщательная подготовка учителя, умение уделить внимание каждой группе;
2) ученик ставится в положение учителя; 3) возможность оказания реальной помощи друг другу; 4) формирует взаимную ответственность, внимательность.
Отрицательные стороны:
1) большие затраты времени учителя.
Коллективная – каждый обучает всех, а все – каждого.
Положительные стороны: 1) наличие у всех учащихся общей цели;
2) имеет место разделение труда, функций и обязанностей; 3) развивается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь; 4) самоконтроль; 5) работа каждого приобретает общественную значимость; 6) равенство объективных условий для каждого; 7) руководит учитель; 8) широко используется работа в статических и динамических парах; 9) развиваются демократические принципы.
Отрицательные стороны:
большие затраты времени учителя.
Спасибо
за
внимание
Ю. Г. Фокин "Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество";
Д. И. Латышина "История педагогики";
А. А. Радугин "Педагогика"
Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек "Методы обучения. Обучение в сотрудничестве";