kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для педсовета «Методы ,приемы и формы обучения как система управления качеством образования в коррекционной школе.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Методы, приемы и Формы  обучения как система управления качеством образования в коррекционной школе.

«Хороших методов существует

ровно столько, сколько существует

 хороших учителей»

                   Дьёрдь Пойа

Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов по предложенной теме; создание условий для  осознанного  выбора учителем пассивных, активных и интерактивных методов и приёмов обучения на уроке.

       Задачи:    1.Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.

                       2. Показать формы, методы и приёмы обучения в процессе обучения детей с ОВР.

Ход работы:

  1. Организационный момент
  2.  

Давайте начнем с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так: кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается  с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.

  1. Представление темы 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация для педсовета «Методы ,приемы и формы обучения как система управления качеством образования в коррекционной школе.» »

«Методы, приемы и формы обучения как система управления качеством образования в коррекционной школе»  Учитель –дефектолог, руководитель ШМО естественно- политехнического цикла Минасипова А.Б.  г. Шахтинск КГУ « Областная специальная школа- интернат №1 для детей с ограниченными возможностями в развитии»

«Методы, приемы и формы обучения как система управления качеством образования в коррекционной школе» Учитель –дефектолог,

руководитель ШМО естественно- политехнического цикла

Минасипова А.Б.

г. Шахтинск

КГУ « Областная специальная школа- интернат №1

для детей с ограниченными

возможностями в развитии»

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей»   Дьёрдь Пойа

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Дьёрдь Пойа

В современном понимании обучения процесс обучения  рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
  • В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения

Метод – (от греч. ) способ действия, деятельности: путь достижения цели

Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.
  • Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
  • Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения
  • Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.
По признаку активности детей. Пассивные методы обучения : Объяснительно-иллюстративные м.о. (рассказ, лекция, беседа и т.д.). Учитель рассказывает – дети слушают (восприятие + память). Репродуктивные (упражнения) (память + восприятие). Методы проблемного изложения материалов (проблемная лекция) (память + восприятие + мышление ).  Активные методы обучения :

По признаку активности детей.

Пассивные методы обучения :

  • Объяснительно-иллюстративные м.о. (рассказ, лекция, беседа и т.д.). Учитель рассказывает – дети слушают (восприятие + память).
  • Репродуктивные (упражнения) (память + восприятие).
  • Методы проблемного изложения материалов (проблемная лекция) (память + восприятие + мышление ).

Активные методы обучения :

  • Частично поисковый метод (семинары, проблемные семинары) (логическое мышление).
  • Исследовательский метод (рефераты, доклады, курсовые, дипломные) (логическое и творческие мышление ).
ДЕ Учащихся Репродуктивная  Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

ДЕ

Учащихся

Репродуктивная

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.

Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

Плюсы Минусы 1)легкая подготовка к уроку со стороны учителя Самый неэффективный метод  (с точки зрения современных педагогических технологий) 2) возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока  успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета.

Плюсы

Минусы

1)легкая подготовка к уроку со стороны учителя

Самый неэффективный метод (с точки зрения современных педагогических технологий)

2) возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока

успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета.

ДЕ Учащихся Продуктивная  Это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Учитель и учащиеся находятся на равных правах. Демократический стиль общения.

ДЕ

Учащихся

Продуктивная

Это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Учитель и учащиеся находятся на равных правах. Демократический стиль общения.

К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского , Ж.-Ж. Руссо , И. Г. Песталоцци , Г. Гегеля , Ф. Фрёбеля , А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других.

К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского , Ж.-Ж. Руссо , И. Г. Песталоцци , Г. Гегеля , Ф. Фрёбеля , А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других.

АМО – методы обучения, при которых деятельность ученика носит продуктивный характер, творческий характер.   Селевко Г.К.  АМО – методы стимулирующие познавательную деятельность ученика и строящееся на диалогах решение проблем. Демьяненко-Кононерский.  АМО – это способ практического осуществления процесса передачи знаний, умений, навыков по средствам деятельности самого ученика.
  • АМО – методы обучения, при которых деятельность ученика носит продуктивный характер, творческий характер.

Селевко Г.К.

  • АМО – методы стимулирующие познавательную деятельность ученика и строящееся на диалогах решение проблем.

Демьяненко-Кононерский.

  • АМО – это способ практического осуществления процесса передачи знаний, умений, навыков по средствам деятельности самого ученика.

Активные методы обучения возникли раньше, чем пассивные.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Ориентированы на более широкое взаимодействие учеников друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения при изучении нового материала. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. ДЕ Учащихся Творческая

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Ориентированы на более широкое взаимодействие учеников друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения при изучении нового материала.

Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

ДЕ

Учащихся

Творческая

Традиционные  методы Активные  методы Лекция Рассказ Чтение газетного и журнального материала Беседа Размышление над (высказыванием, фактом и т.д.) Встреча (с произведениями искусства, интересными людьми, специалистами  и т.д.) Обсуждение (конкретных событий) Анкетирование и анализ результатов Просмотр фильма  и др. Интерактивные  методы

Традиционные методы

Активные методы

  • Лекция
  • Рассказ
  • Чтение газетного и журнального материала
  • Беседа
  • Размышление над (высказыванием, фактом и т.д.)
  • Встреча (с произведениями искусства, интересными людьми, специалистами и т.д.)
  • Обсуждение (конкретных событий)
  • Анкетирование и анализ результатов
  • Просмотр фильма и др.

Интерактивные методы

  • Диспут
  • Дискуссия
  • Беседа за круглым столом
  • Путешествие
  • Соревнование
  • Игра и т.д.
  • Деловая игра
  • Ролевая игра
  • Проект
  • Мозговой штурм
  • Брейн-ринг
  • Телемост
  • Суд и др.
Классификация методов обучения  (по Юрию Константиновичу Бабанскому)

Классификация методов обучения

(по Юрию Константиновичу Бабанскому)

  • 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
  • 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности По источнику передачи и восприятия учебной деятельности (Е.Я.Голант 1888-1971г.г.) По логике передачи и восприятия информации Словесные Индуктивные Наглядные По степени самостоятельности мышления  Практические Репродуктивные По степени управления учебной работой Дедуктивные Под руководством преподавателя Проблемно-поисковые Самостоятельная работа обучаемых

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности

(Е.Я.Голант

1888-1971г.г.)

По логике передачи и восприятия информации

Словесные

Индуктивные

Наглядные

По степени самостоятельности мышления

Практические

Репродуктивные

По степени управления учебной работой

Дедуктивные

Под руководством преподавателя

Проблемно-поисковые

Самостоятельная работа обучаемых

Словесные, наглядные и практические методы.
  • Словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы - если ученики получают основную учебную информацию в процессе словесных рассуждений и доказательств учителя или текстов учебных книг (беседа, рассказ, описание, разъяснение и др.).

Словесные методы преподавания вызывают соответствующие словесные формы усвоение материала.

Словесные методы используются преимущественно при изучении нового материала и дают хороший эффект в обучении, если сочетаются с другими формами овладения знаниями.

Наглядные методы – формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

Наглядные пособия помогают систематизации и обобщению знаний, а также активизации мыслительной деятельности учащихся.

Практические методы – формы овладения учебным материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ.

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
  • К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

«Скажи мне и я забуду»

Вербальные методы

5-10%

усвоения

учебного

материала

Аудиальный

канал

Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываем ое вопросами к обучаемым
  • Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываем ое вопросами к обучаемым

характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.

раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров..

проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме..

предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений

Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

Диспут – одно из активных средств учебно-воспитательного воздействия на становление личности  старшеклассника, выработки у него активной позиции, способности аргументированно и последовательно отстаивать свои взгляды и убеждения. Диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – публичный СПОР на заданную тему. Этапы организации диспута 4 этап -Подготовка учащихся и выбор ведущего (ведущих) диспута 3 этап – Оформление диспута, определение его правил    2 этап – Формулирование вопросов для обсуждения 1 этап – Выбор темы

Диспут – одно из активных средств учебно-воспитательного воздействия на становление личности

старшеклассника, выработки у него активной позиции, способности аргументированно и

последовательно отстаивать свои взгляды и убеждения.

Диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – публичный СПОР на заданную тему.

Этапы организации диспута

4 этап -Подготовка учащихся и выбор ведущего (ведущих) диспута

3 этап – Оформление диспута, определение его правил

 

2 этап – Формулирование вопросов для обсуждения

1 этап – Выбор темы

Репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, проблемные, частично – поисковые и исследовательские методы.
  • Репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, проблемные, частично – поисковые и исследовательские методы.

Репродуктивные методы – форма овладения учениками учебным материалом преимущественно основывается на воспроизводящей функции памяти. Эти методы обычно используются при закреплении, повторении, обобщении, систематизации, конкретизации ранее изученного материала.

Объяснительно – иллюстративные методы – находят применения в различных формах изучения нового содержания (объяснение, рассказ, беседа, описание, доказательства и т.д.).

Частично-поисковые методы – форма овладения учебным материалом, которая включает постановку отдельных проблемных вопросов, высказывание учениками своих предложений, самостоятельность рассуждений, расчленение общей задачи на ряд частных, эвристическую беседу и т.д.

Исследовательские методы – учащиеся под руководством учителя выполняют отдельные исследовательские задания и работы. Можно дать задания для самостоятельных наблюдений, их записей и анализа результатов.

методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования ответственности и долга Познавательных игр Убеждения в значимости учения Учебных дискуссий Предъявления требований Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры Поощрения и наказания

методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

Методы стимулирования интереса к учению

Методы стимулирования ответственности и долга

Познавательных игр

Убеждения в значимости учения

Учебных дискуссий

Предъявления требований

Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры

Поощрения и наказания

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Индивидуальный опрос Фронтальный опрос Письменные контрольные работы Методы практического контроля и самоконтроля Письменные зачеты Машинный контроль Устные зачеты Письменные экзамены Устные экзамены Контрольно-лабораторный контроль Письменные работы

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Методы устного контроля и самоконтроля

Методы письменного контроля и самоконтроля

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос

Письменные контрольные работы

Методы практического контроля и самоконтроля

Письменные зачеты

Машинный контроль

Устные зачеты

Письменные экзамены

Устные экзамены

Контрольно-лабораторный контроль

Письменные работы

Прием обучения  – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».  Приемы  – это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.
  • Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».
  • Приемы – это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.

Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы обучения.

Методические приемы — это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий. Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятель­ности учителя.

Методические приемы — это действия, направленные на решение конкретной задачи.

Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий.

Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятель­ности учителя.

Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения; Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников. Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала; Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников; Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.
  • Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
  • Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников.
  • Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;
  • Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;
  • Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.

Форма обучения Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и ученика В основе: особенности коммуникативного взаимодействия между учителем и учеником... Индивидуальные Коллективные Групповые

Форма обучения

Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и ученика

В основе: особенности коммуникативного взаимодействия между учителем и учеником...

Индивидуальные

Коллективные

Групповые

Индивидуальная –  когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения, познавательная задача решается индивидуальными усилиями каждого ученика без непосредственного общения с другими учащимися. Положительные стороны :  1) хорошо учитывает особенности каждого ученика;  2) осуществляется подбор дифференцированных заданий;  3) учит индивидуальному труду, воспитывает самостоятельность, ответственность, упорство;   4) служит подготовкой для занятий самообразованием; 5) способствует более прочному усвоению зун и способов деятельности .  Отрицательные стороны:    1) большие расходы времени;  2) не способствует развитию коллективизма .

Индивидуальная

когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения, познавательная задача решается индивидуальными усилиями каждого ученика без непосредственного общения с другими учащимися.

Положительные стороны :

1) хорошо учитывает особенности каждого ученика; 2) осуществляется подбор дифференцированных заданий; 3) учит индивидуальному труду, воспитывает самостоятельность, ответственность, упорство;

4) служит подготовкой для занятий самообразованием; 5) способствует более прочному усвоению зун и способов деятельности .

Отрицательные стороны: 1) большие расходы времени; 2) не способствует развитию коллективизма .

Фронтальная – предполагает выполнение общих заданий всем классом для достижения общей познавательной задачи. Положительные стороны:  1) учитель непосредственно общается со всем классом и воздействует на всех; 2) каждый ученик стремится усвоить передаваемую учителем информацию; 3) общая цель достигается за счет индивидуальных усилий каждого.  Отрицательные стороны:   1) работают наиболее подготовленные учащиеся; 2) нет обратной информации о деятельности каждого ученика; 3) не учитывает индивидуальные особенности учащегося; 4) не способствует мотивации учения.

Фронтальная

предполагает выполнение общих заданий всем классом для достижения общей познавательной задачи.

Положительные стороны:

1) учитель непосредственно общается со всем классом и воздействует на всех; 2) каждый ученик стремится усвоить передаваемую учителем информацию; 3) общая цель достигается за счет индивидуальных усилий каждого.

Отрицательные стороны: 1) работают наиболее подготовленные учащиеся; 2) нет обратной информации о деятельности каждого ученика; 3) не учитывает индивидуальные особенности учащегося; 4) не способствует мотивации учения.

Групповая –  организация таких уроков, на которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой учащихся (2-6 чел.).  Положительные стороны:    1) тщательная подготовка учителя, умение уделить внимание каждой группе;   2) ученик ставится в положение учителя;  3) возможность оказания реальной помощи друг другу;  4) формирует взаимную ответственность, внимательность. Отрицательные стороны:  1) большие затраты времени учителя.

Групповая

организация таких уроков, на которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой учащихся (2-6 чел.).

Положительные стороны: 1) тщательная подготовка учителя, умение уделить внимание каждой группе;

2) ученик ставится в положение учителя; 3) возможность оказания реальной помощи друг другу; 4) формирует взаимную ответственность, внимательность.

Отрицательные стороны:

1) большие затраты времени учителя.

Коллективная –  каждый обучает всех, а все – каждого.    Положительные стороны:     1) наличие у всех учащихся общей цели; 2) имеет место разделение труда, функций и обязанностей;  3) развивается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь;  4) самоконтроль;  5) работа каждого приобретает общественную значимость; 6) равенство объективных условий для каждого;  7) руководит учитель;  8) широко используется работа в статических и динамических парах;  9) развиваются демократические принципы. Отрицательные стороны:  большие затраты времени учителя.

Коллективная – каждый обучает всех, а все – каждого.

Положительные стороны: 1) наличие у всех учащихся общей цели;

2) имеет место разделение труда, функций и обязанностей; 3) развивается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь; 4) самоконтроль; 5) работа каждого приобретает общественную значимость; 6) равенство объективных условий для каждого; 7) руководит учитель; 8) широко используется работа в статических и динамических парах; 9) развиваются демократические принципы.

Отрицательные стороны:

большие затраты времени учителя.

Спасибо за внимание

Спасибо

за

внимание

Ю. Г. Фокин
  • Ю. Г. Фокин "Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество";
  • Д. И. Латышина "История педагогики";
  • А. А. Радугин "Педагогика"
  • Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек "Методы обучения. Обучение в сотрудничестве";
  • Джон Дьюи "Демократия и образование".


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Минасипова Алмагуль Болатовна

Дата: 02.06.2015

Номер свидетельства: 217083


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства