Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему:"История развития педагогики в Древней Индии"»
История развития педагогики в Древней Индии
Подготовила:
студентка Ш-11 группы
Лапа Елизавета.
История Древней Индии распадается на две главные эпохи:
Буддистскую
(с VI в. до н. э.)
Дравидско-арийскую (до VI в. до н. э.)
Первые школы
Школы в долине Инда появились, скорее всего, в доарийский период в городах Хараппской культуры, существовавшей в 3-2-м тысячелетиях до н. э. и тесно связанной с Древней Месопотамией.
Все, что сохранилось…
Более тысячи печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы с чернилами из сажи для письма на пальмовых листьях — вот и все, что сохранилось в качестве памятников культуры и образования тех времен.
Воспитание в Древней Индии
Важным фактором воспитания в Древней Индии была религиозная идеология. Вплоть до VI в. до н. э. здесь господствовал брахманизм; позднее на его основе развивался индуизм. В VI в. до н. э. возникает оппозиционное религиозное течение — буддизм.
Основы воспитания
До VI в. до н. э. воспитание и обучение в Индии основывались на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать органическим членом своей касты.
Считалось, что человек рожден для насыщенной, исполненной счастья жизни. У детей высших каст воспитывали такие качества, как любовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, самообладание, сдержанность. Идеалом нравственного поведения считались содействие общему благу, отказ от поступков, которые идут во вред такому благу.
Образцы воспитания
Образцы воспитания черпались в сказаниях о Кришне — божественном и мудром царе-воине и пастухе. В этих сказаниях («Бхагаватапурана») дано подробное описание семейно-общественного воспитания у индоариев. Так, Кришна воспитывался первоначально среди ровесников в совместных играх и труде. Позднее родители отдали его в учение мудрому брахману. Здесь он вместе с товарищами усердно изучал веды и по истечении шестидесяти четырех дней сделался знатоком разнообразных искусств и умений, овладев «всей людской ученостью».
Суть методики обучения, как следует из «Бхагавадгиты», заключалась в том, что перед учеником непрерывно ставились цели определенной деятельности с постепенным их расширением и углублением, чтобы побуждать его к самостоятельному поиску истины, вооружая его для этого верными методами и приемами. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором ученик поднимался к совершенству.
Обучение
Специальных помещений для учебных занятий обычно не было, обучение происходило на открытом воздухе, под деревьями. Были и своего рода семейные школы, где все взрослые мужчины посвящали себя обучению молодежи. Поначалу эти учителя не получали какого-либо вознаграждения за свой труд, подарки учителю имели скорее символическую, чем реальную ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.
В общем, можно сказать, что воспитание и школа в Древней Индии прошли длительный путь развития. Постепенно в школах усиливалась практическая направленность, расширялся социальный круг детей, имевших доступ в школу: вначале это были брахманы, затем кшатрии и вайшья. Программа школьного обучения постепенно становилась более жизненной и более доступной для усвоения.