Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста
Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»
«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста».
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Целесообразность использования проектной деятельности в ДОУ
Является одним из методов развивающего обучения и самообразования;
Способствует выработке исследовательских умений;
Способствует развитию креативности и логического мышления;
Объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий в ДОУ;
Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы;
Повышает компетентность педагога;
Повышает качество образовательного процесса.
Последовательность действий при создании проекта
Определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности.
Выдвижение проектной гипотезы.
Поиск проектных методов исследования (мониторинговые процедуры, экспериментальные наблюдения, статистические методы).
Подведение итоговых, материальных результатов и их презентация.
Формулирование выводов и выдвижение новых проблем для исследования.
Распространение педагогического опыта.
Вариативность алгоритма проекта
Алгоритм
1-й шаг
Первый
Интригующее начало, отве-
2-й шаг
Второй
Определение взрослыми цели проекта, его мотивации.
чающее пот-ребностям детей. Обозначение взрослым проблемы.
Совместное выделение проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон.
3-й шаг
Третий
4-й шаг
Привлечение детей к пла-нированию деятельностии реалтиза-ция намечен-ного плана.
Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.
Совместное выделение проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон.
Планирова-ние деятель-ности детьми при незначи-тельной помо-щи взрослых. Определение средств и спо-собов реали-зации.
5-й шаг
Совместное движение взрослых и детей к результату.
Самостоятельное определе-ние детьми цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.
6-й шаг
Выполнение детьми проекта.Диффиренцированная помощь взрослых.
Совместный анализ выполнения проекта. Переживание результата.
Планирова-ние детьми деятельности, определение средств реа-лизации про-екта при учас-тии взрослого как партнера.
Обсуждение результатов и хода работы, действий каж-дого. Выясне-ние причин успеха и неудач.
нет
Выполнение детьми про-екта, творчес-кие споры, договоренности, взаимоо-бучение, по-мощь детей друг другу.
Совместно с детьми опре-деление пер-спектив про-ектирования.
Обсуждение результатов и хода работы, действий каж-дого. Выясне-ние причин успеха и неудач.
Определение перспектив развитии
проектной деятельности.
При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста: Первый этап-Выбор темы. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трех вопросов»:1.Что знаю? 2.Чего хочу узнать? 3.Как узнать? На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребенка в области познания собственных интересов, развитию речи и собственно речевого аппарата. Второй этап-Реализация проекта . Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе – создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребенка. Третий этап-презентация проекта Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для ребенка. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта .
Тематика проектов, реализуемыхв подготовительной группеза 2015-2016 уч. Год
№
Название проекта
1
Сроки реализации
«Разноцветная осень»
2
«Мамин праздник, мамин день»
19.10-30.10.
3
4
« Новогоднее чудо »
16.11. -26.11
«С праздником 23 февраля»
5
10.12.15-25.12.15
15.02-25.02.
«Родной край»
6
«Не забыть нам ваш подвиг!»
14.03-08.04.
27.04-7.05.15
Проект«Разноцветная осень»Вид проекта:Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.Сроки реализации:Краткосрочный с 19.10.15-30.10.15 г.Участники проекта:дети, воспитатели, подготовительной группы, родители воспитанников.
Цель: Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Задачи: углубить. представления об изменениях в природе осенью; развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы; привлечь внимания к окружающим природным объектам; развивать умение видеть красоту природного мира, разнообразия его красок и форм; пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», хлебе (процесс выращивания и изготовления хлеба); Расширять знания детей о съедобных и несъедобных грибах. расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период; воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Продукты проекта: Аппликация «Корзинки с фруктами»
Сбор природного материала для поделок
Прогулка – экскурсия «Краски осени»
Выставка«Разноцветнаяосень»
«Мамин праздник, мамин день» Время реализации проекта: 16.11.2013 -26.11.2015 г. Цель проекта: Создать условия для углубления знаний детей о культуре и традициях семейных взаимоотношений. формировать у детей целостное представление образа матери – хранительнице домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека. Воспитывать любовь и уважение, заботливое отношение к матери. Задачи проекта. • Сформировать представление детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе. • Создать условия для развития речи детей через выразительное чтение стихов, составление рассказа о маме. • Развивать творческие, художественно-музыкальные способности детей: пение, танцы, изготовление аппликаций, рисунков. • Способствовать формированию уважительного отношения к своим близким. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.
Конкурс чтецов «Стихи для мамы»
Продукт проекта: Семейный герб»
Открытка для мамы .
Портреты мам
Проект: «Новогоднее чудо» Цель проекта: создание условий для формирования представлений о Новом годе как веселом и добром празднике и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Новогоднее чудо», повышение эффективности детско-родительских отношений Задачи проекта. Формировать у детей познавательный интерес к традициям и обычаем празднования Нового года с ёлкой, Дедом Морозом и подарками. Познакомить детей с Родиной Деда Мороза – Великий Устюг Формировать положительное отношение к семейным и общественным праздникам. Знакомить со свойствами разных предметов и материалов, правилами безопасного поведения в новогодние праздники. Развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.
Продукт проекта: Новогодние рисунки
Новогодние открытки
Конкурс чтецов
Проект «С праздником 23 февраля» Цель проекта : Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Задачи проекта: 1. Познакомить детей с историей и традициями праздника 23 февраля — Днем Защитника Отечества; 2. Способствовать развитию нравственного воспитания, воспитывать уважительное отношение к защитникам нашей Родины; 3.Систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной технике; 4.Развивать интерес детей к истории родного Отечества, к истории формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности; 5. Познакомить с героями разных поколений, учить узнавать их по фотографиям. 6.Активизация словаря, развитие коммуникативных умений и навыков взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми и детьми). Тип проекта: исследовательский, познавательно-речевой. Вид проекта: краткосрочный, групповой. Сроки реализации проекта: 15.02-25.02.
Продукты проекта: Рисование « Наши защитники Родины!»
Портреты наших пап .
Наши будущие и настоящие защитники!
Подарок для папы.
Проект «Родной край»Цель проекта:Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.Задачи проекта:• формировать представления детей о родном крае: история, достопримечательности, люди, природа.• воспитывать любовь к родному городу, умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей;• формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города;• познакомить с именами тех, кто основал город.• воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему народу, доброжелательное отношение к людям другой национальности.Тип проекта: исследовательский, познавательно-речевой.Вид проекта: краткосрочный, групповой.Сроки реализации проекта:14.03-08.04.
Продукты проекта: презентации о Калининградской области
Рисование редкие животные Калининградской области – «Черепаха»
Аппликация «Флаг Калининградской области»
А также играли во многие игры
Рассматривание энциклопедии «Калининград из прошлого – в будущее».
Проект «Не забыть нам ваш подвиг!» Цель: Формирование нравственных ценностей. Задачи: 1. Сообщить детям первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне. Дать знания о защитниках отечества, о функциях армии. 2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности. 3. Воспитывать у детей гордость и уважение к ветеранам ВОВ, чувство гордости за Родину, умение слушать взрослых. 4. Активизировать словарь: Родина, герой, ветеран, победа, солдат, армия, защитник. Тип проекта: социально-творческий. Сроки реализации: 27.04-06.05.16 Вид проекта: краткосрочный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.