Тренинг. «Мы - мальчики и девочки.»
Ход урока.
Цель: рассмотреть, как внешним видом различаются мальчики и девочки, чем поступки мальчиков отличаются от поступков девочек, объяснить особенности поведения мальчиков и девочек.
Новый материал.
Релаксационная пауза.
Психолог предлагает детям немного отдохнуть в начале урока, минутку полежать на парте.
П... Представьте, что вы маленькие снежинки, которые легли на землю и спокойно отдыхают. (Звучит медленная, спокойная музыка). А теперь снежинки постепенно просыпаются, встают, потягиваются, кружатся в воздухе. (Дети выполняют произвольные упражнения.) Первыми за парты садятся хрупкие и маленькие снежинки – это девочки, а потом уже мальчики – снежинки побольше.
Знакомство с правилами этикета.
Дети. Существует такое правило: мужчины ждут, когда дамы займут свои места.
П... А какие еще правила этикета вы знаете: как должен мальчик, мужчина вести себя по отношению к девочке, даме?
Д. Подать стул девочке.
Помочь ей встать, отодвинув стул.
Уступить дорогу.
Пропустить вперед девочку, встретившись с ней перед дверью.
Упражнения.
П... Давайте проведем эти упражнения.
Дети выполняют поочередно, разбившись на пары.
Сейчас я прочитаю отрывки из разговоров мальчиков и девочек. Ваша задача узнать: кто о себе рассказывает – мальчик и девочка.
Если это мальчик, то встанут мальчики, а если вы подумаете, что это девочка, то встанут девочки.
Я люблю играть с друзьями в футбол, поэтому я всегда хожу в спортивном костюме и кроссовках.
Я обожаю ходить по магазинам, примерять различные наряды и красоваться перед зеркалом.
Мне нравятся фильмы о войне.
Я очень люблю лазить по деревьям и никогда не плачу, даже если падаю.
Я всегда слежу за своей осанкой и стараюсь ходить красиво.
Я люблю делать с папой ремонт в квартире.
Я люблю шить своим игрушкам платья.
П…Ребята, легко ли было вам определить, кто о себе говорит? Почему?
Давайте сделаем вывод:
Мальчик должен быть умным и образованным, активным, сильным, ловким. Ему предстоит быть защитником. Мальчики не должны быть болтливыми, плаксивыми, нервными. Мальчики должны умет пользоваться молотком, лопатой, заниматься спортом. Мальчики трудолюбивые и выносливые, они должны сдерживать своё слово. Мальчики с уважением относятся к девочкам.
Девочки миролюбивы, не грубят, не дерутся, они старательны и аккуратны во всём. Их интересует литература и искусство. Девочки любят и знают природу. У девочек хороший вкус. У них прическа, одежда, обувь всё в порядке, они красиво ходят. Девочки лучше понимают состояние другого человека и готовы помочь не только добрым словом, но и делом.
Психолог дополняет, корректирует высказывания детей.
Д. Девочки слабее мальчиков; тяжелее переносят боль, обиду; нуждаются в защите.
Учитель дополняет высказывания детей ссылкой на спортивные правила, нормы (для женщин короче дистанции в беге, ниже планка при прыжках) и т.п.
П. Конечно, ребята, мальчики должны понимать, что девочки отличаются своим поведением от них, поэтому лучше прощать им слабости, а иногда и не замечать их недостатков.
4). Беседа по литературным текстам.
Учитель читает стихотворение А. Барто.
Сонечка.
Тронь ее нечаянно –
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Слышен Сонин голос.
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
Я бы полежала бы –
Мама не велит.
Сговорились мальчики
Сосчитаем жалобы –
Сколько будет в год!
Испугалась Сонечка
И сидит теперь тихонечко.
П. Почему таких, ребята, как Сонечка не любят? Почему надо хорошенько подумать, стоит ли так себя вести?
Д. У таких ребят возникает привычка постоянно в чем-то обвинять других. Они без конца жалуются на всех остальных учительнице и родителям.
П. У Барто есть еще такое стихотворение.
Рыцари.
В коридоре, в классе ли –
Всюду парты красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел.
Труд делили поровну
Мальчики и девочки:
Шкаф тащили в сторону
Девочки, девочки.
А два парня-крепыша
Стул тащили не спеша.
П. А в нашем классе, нет ли таких «рыцарей»? Умеют ли наши мальчики помогать девочкам, защищать их? Приведите примеры.
Дети высказываются, приводят положительные и отрицательные примеры.
Учитель делает выводы: мы видим, что у мальчиков и у девочек есть пожелания друг другу, какими бы они хотели их видеть. Чтобы узнать об этих советах и пожеланиях, давайте поиграем.
Разделимся на две команды: мальчики и девочки. Выиграет та команда, которая сможет придумать больше хороших слов-комплиментов другой команде.
Вопрос девочкам:
- За что нужно уважать мальчиков?
(ум, силу, ловкость, справедливость, правдивость, доброту)
- Я думаю, мальчикам теперь понятно, какими им следует быть, чтобы их уважали.
Вопрос мальчикам:
- За что нужно уважать девочек?
(ум, правдивость, доброту, аккуратность, за то, что всё умеют)
- Я думаю, девочкам теперь понятно, какими им следует быть, чтобы добиться уважения к себе.
Мальчики воспитывают в себе истинного мужчину, рыцаря, а девочки - истинную женщину, прекрасную и отзывчивую.
Закрепление материала.
Игра «Волшебный цветок».
Каждому ребенку раздается цветок.
Ребята должны написать свое доброе пожелание, совет друг - другу. Высказать свое пожелание он должен так, чтобы те, кто его слушает, не обиделись.
Если кто-то из ребят стесняется или не может что-то сказать, не надо его принуждать.
Психолог помогает, корректирует.
П. Ну что ж, каждому есть о чем подумать. Постараемся запомнить эти добрые советы и поразмышлять.
Обобщение.
Учитель делает вывод, что не смотря на то, что девочки и мальчики отличаются, в советах есть много общего. Теперь важно, чтобы все эти наказы друг другу выполнялись, чтобы каждый стремился стать лучше. А это поможет каждому из вас жить в коллективе.
Домашнее задание.
Найти в словаре, что означает слово «рыцарь». Раскрасить рисунок рыцарей и принцесс.