Психологический тренинг "Цели жизни". Презентация содержит введение, где кажый ребенок сможет раскрыть свое имя. Продолжить предложение:«Никто из вас не знает, что я …» Тем самым, каждый ребенок сможет похвастаться, поделиться страхами, проблемами… Смогут указать качества, которые помогают им жить и наооборот,которые мешают жить. Узнают свои права. И самое главное, что такое, цели жизни.
Просмотр содержимого презентации
«цели жизни»
В традициях некоторых народов иметь несколько имен:
- 1 – дается при рождении;
- 2 – выбирает сам человек, когда пытается осуществить задуманное;
- 3 – присваивается ему современниками или потомками, которые оценивают содеянное.
Какие имена вы готовы присоединить к своему основному имени?
Какими именами вы бы гордились в дальнейшем?
Никто из вас не знает, что я …»
Я-концепция
- А. Дайте 10 ответов на вопрос: Кто я такой? Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, как они сразу приходят в голову.
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
Я-концепция
- Б. Ответьте на тот же вопрос так, как по Вашему мнению, отозвались бы о Вас ваши отец или мать (выберите одного).
________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Я-концепция
- В. Ответьте на тот же вопрос так, как по Вашему мнению, отозвались бы о Вас ваш лучший друг (подруга).
- ___________________________________________________
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
Я-концепция
Г. Теперь сравните эти три набора ответов
- 1. В чем состоит сходство?
- 2. Каковы различия?
- 3. Если есть различия, то как Вы их объясните применительно к самому себе? В какой степени Вы ведете себя по разному с разными людьми и какие роли принимаете на себя при общении с близкими людьми?
- 4. Каким образом эти различия объяснимы, исходя из индивидуальных особенностей этих других лиц, т.е. как их ожидания формируют те же суждения о Вас, которые Вы им приписываете?
- 5. Укажите, какие из 10 ответов Вашей самохарактеристики (пункт 1) касались:
а) физических качеств (облик, сила, здоровье и т.п.)
б) психологических особенностей (интеллект, эмоциональная сфера и т.п.)
в) социальных ролей (профессиональная деятельность, семейное положение и т.п.) _______________________________________________________
- А. Вспомните двух людей, которые Вам очень нравятся (Для обозначения используйте их инициалы). Укажите пять качеств, которые Вам в них нравятся.
- Инициалы первого _______________
- Инициалы второго _______________
- КАЧЕСТВА
- Б. Вспомните двух людей, которые Вам совсем не нравятся. Обозначив их, по той же схеме запишите их качества, которые Вам не нравятся.
- Инициалы первого _______________
- Инициалы второго _______________
- КАЧЕСТВА
- В. Указав все эти качества, Вы сможете увидеть, в чем схожи двое людей, которые Вам нравятся и не нравятся. Например, включают ли два первых списка одни и те же прилагательные (предположим «добрый». «щедрый»)? Производя такое же сравнение второй пары людей в отмеченных Вами качествах (например, «жестокий», «ригидный»). Теперь сравните все четыре перечня и определите, какие личностные параметры людей заставляют Вас любить их или, напротив, ненавидеть. Отметьте, какие качества людей важны для Вас, что Вы ищите в окружающих и что Вас в них возмущает и отталкивает.
- Будьте правдивы с самим собой.
Методика Рокича
- Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель с Вашей точки зрения и в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.
Работа с ценностями. Терминальные ценности (ценности-цели)
- Активная, деятельная жизнь.
- Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом).
- Здоровье (физическое и психологическое).
- Интересная работа.
- Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве).
- Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
- Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
- Наличие хороших и верных друзей.
- Хорошая обстановка в стране, в нашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого).
- Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе).
- Познание (возможность расширения своего образования, кругозора. общей культуры, интеллектуальное развитие).
- Равенство (братство, равные возможности для всех).
- Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках.
- Свобода как независимость в поступках и действиях.
- Счастливая семейная жизнь.
- Творчество (возможность творческой деятельности).
- Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).
- Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени).
- «Главное в моей жизни - 1 и 2, если, конечно будут 3 и 4. 5 и 6 украшают мою жизнь, и, конечно, очень важно 7, хотя оно и не главное. Что касается 8, 9 и 10, то это было бы очень желательно, однако, это не всем удается. 11, 12, 13, 14, 15 и 16 могут даже и не быть в моей жизни. Но в чем я совершенно уверен, так это в том, что люди, живущие ради 17 и 18, ничего не стоят. Делать из этого цель существования просто недостойно».
- Вам понравился ваш портрет?
- Оцените свою жизненную ситуацию (обстановку), ответив на перечисленные ниже вопросы, относящиеся к различным сферам жизнедеятельности. ответы можно держать в памяти, но лучше зафиксировать в своем дневнике или на бумаге.
- Работа
- Имею ли я четкую картину о своей работе и ее целях?
- Что нужно делать и каких результатов (показателей) я хочу достигнуть?
- Помогает ли моя работа в достижении жизненных целей?
- Каковы мои цели (ближние и дальние) продвижения по службе?
- Какую работу я хочу выполнять через 10 лет?
- Есть ли у меня энтузиазм и стремление к работе (мотивация)?
- Что является для меня мотиватором сейчас? А через 5 лет?
- Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?
- Отвечает ли моя работа личным потребностям?
Экономическое положение
- Удовлетворен ли я своим экономическим положением?
- Есть ли у меня долги?
- Каковы мои потребности в финансировании?
- Какие меры я могу в случае необходимости принять для улучшения экономического положения (кредит, чтение лекция, консультирование и т.д.)?
Физическое и психическое состояние
- Какова моя общая форма?
- Прохожу ли я регулярно диспансеризацию?
- Часто ли я беру больничные? С чем это связано?
- Занимаюсь ли я регулярно оздоровительным спортом?
- Достаточно ли я сплю?
- Питаюсь ли я правильно?
- В норме ли мой вес?
- В каких количествах употребляю алкоголь?
- Какие меря я могу принять для улучшения своего физического состояния?
- Какое настроение у меня преобладает?
- Что меня больше тревожит (раздражает)?
- Могу ли я управлять своим психическим состоянием?
Взаимоотношения с окружающими
- Есть ли у меня друзья?
- Широк ли их круг?
- Как я забочусь о дружеских отношениях?
- Как часто я поддерживаю контакт с друзьями?
- Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других?
- Как я учитываю точку зрения других?
- Интересует ли других мое мнение?
- Навязываю ли я другим свои мысли и мнения?
- Умею ли я слушать?
- Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?
- Как это проявляется?
- Как я себя веду в конфликтной ситуации?
Общекультурное и профессиональное развитие
- Развиваю ли я себя постоянно тем или иным способом?
- Читаю ли я регулярно газеты, еженедельные издания, специальную (профессиональную) и художественную литературу?
- Слежу ли я за новостями дня: по газетам, радио, телевидению?
- Регулярно ли я бываю на курсах переподготовки?
- Занимаюсь ли я в системе служебной подготовки на каких-либо конференциях?
- Участвую ли я в общественной работе?
- Есть ли у меня личный план развития?
Семейная жизнь
- Понимаю ли я значение семьи?
- Устраивает ли меня моя семейная ситуация на сегодняшний день?
- Изменится ли она в ближайшие годы и как?
- Уделяю ли я достаточно времени своей семье?
- Есть ли в моей семье общие увлечения?
- Знаю ли я членов своей семьи – их потребности и мнения?
- Могу ли я создать и поддерживать в своей семье открытую и душевную атмосферу?
- Создаю ли я в своей семье надежные условия?
- Как я могу развивать свою семейную жизнь?
Планирование
- Сформулируйте 3 – 5 главных целей вашей жизни. Напротив каждой кратко напишите, почему они важны для Вас и к какому сроку они должны осуществиться.
- Укажите факторы, способствующие и препятствующие достижению Ваших жизненных целей.
- Каковы наиболее критические пункты в достижении Ваших жизненных целей? Как их преодолеть?
- Что Вам нужно задействовать для достижения своих жизненных целей (время, деньги, здоровье, пожертвовать другими интересами и т.д.)?
- Готовы ли Вы задействовать эти факторы или нужно изменить свои цели?
- Запишите частные цели и планы деятельности, способствующие достижению ваших целей.
Для достижения поставленных мною жизненных целей надо поставить частные цели
Мероприятия по реализации частных целей
В области здоровья, физического и психического состояния
-
-
время
В области экономического положения
Контроль:
В сфере взаимоотношения с окружающими
- Я хочу….
- Я хочу….
- Я хочу….
- Я должна…
- Я должна…
- Я должна…
- Мне нужно…
- Мне нужно…
- Мне нужно…
Проверка цели по правилу SMART
- S – specific – конкретность
- M –measurable – измеримость
- A – attractive – согласованность
- R – realistic – реалистичность
- T – time framed – определенность во времени
- Ясность цели.
- Способность влиять на людей (манипулировать или влиять цивилизованно).
- Коммуникативные качества, умение сказать «нет», реакция на критику.
- Степень риска при достижении цели.
- Степень осознаваемости внутренних запретов.
- Наличие необходимых предпосылок для достижения цели.
- Уверенность в успехе.
- Теперь напишите свою цель на отдельном листочке, сложите его и полижите в мой большой подарочный конверт (сумку). Сумка будет стоять в центре комнаты. Отойдите так далеко от нее, как далеко от вас находится достижение вашей цели.
- Пока звучит музыка, вы идете к сумке. Каждый шаг – это ступень к достижению цели. Продумывайте каждый шаг и начинайте движение. Подойдите к сумке, найдите свою цель и достаньте её.
« Ни один ветер не будет попутным, если ты не знаешь, куда плыть» -Сенека
- «Цель жизни – это жизнь с целью» -Р.Шарма
- «Вначале следует понять, чего ты ищешь в жизни, дать себе право этого достичь, сбросить с себя балласт чужих притязаний, мешающих достижению твоей цели, и осознать, ради чего ты готов на эти трудности» - Хохель
- Вы имеете право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя;
- Вы имеете право не оправдываться и не извиняться за свое поведение;
- Вы имеете право решать, должны ли вы брать ответственность за чужие проблемы;
- Иди к свой цели так, как будто у тебя ее и нет вовсе" (Лао Дзы)
Подъем в гору