Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. В соответствии с «Концепцией развития национального образования Республики Башкортостан» одним из приоритетных направлений развития образовательных учреждений в республике является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.
В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться прежде всего к повседневности, к близкой для детей российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.
- эстетический вкус, восприятие, чувства и интерес к искусству.
- активность родителей в воспитании любви к традициям и культуре родного края.
Модифицированная программа «Моя земля - Башкортостан» составлена на основе программы М.Х. Идельбаева, А.М.Сулейманова для 1-11 классов школ, лицеев, гимназий Культура Башкортостана МНО. Уфа. Китап, 2010 г.
1. Дети проявляют интерес к исследовательской деятельности; имеют представление об истории, традициях города через знакомство с произведениями искусства.
2. Дети проявляют чувство патриотизма, гордости за свой город, людей проживающих в нем; поддерживают интерес к событиям, происходящим в городе, уважают традиции и культуру народа; используют в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры; выполняют установленные нормы поведения, общую культуру; проявляют трудолюбие, бережное отношение к окружающей природе, к людям труда.
3. Дети умеют вести диалог с воспитателем, со сверстником, содержательно и эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях, высказывают собственное суждение; умеют составлять рассказы, сочинять короткие сказки.
4. Дети проявляют интерес к произведениям композиторов родного края; проявляют активность и самостоятельность в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности.
5. Дети проявляют интерес к искусству родного края, театру, имеют представление о видах искусства; активны в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
Дать знания о географическом местонахождении нашего города. Рассмотреть исторические фотографии хронологии развития Республики Башкортостан. Подвести итог беседы с помощью просмотра презентации о красоте современной Республики Башкортостан.
Закрепить представления детей об истории возникновения города Уфы, дать определение понятию «уфимец», указывающее на принадлежность человека к городу, в котором он живёт. Уточнить с детьми информацию о родном городе (какие красивые места в нем есть, какой транспорт в нем ходит, кто в нем живет и трудится).
Коллективное изготовление коллажа «Достопримечательности г. Уфы».
Закрепить представление детей о знании герба как символов города, учить использовать при составлении рассказа о гербе лексику, связанную с символикой, учить детей использовать трафареты, шаблоны в форме герба.
Создание и представление герба города.
Дать детям знания о том, что в городе много разных улиц, каждая имеет свой адрес. Закрепить представления детей о районе города, в котором они живут, познакомить с другими районами города, достопримечательностями и особенностями.
Оформление фотовыставки «Улицы Уфы».
Дать знания о том, что наша республика многонациональна, все народы живут дружно. Познакомить с традициями, обычаями, блюдами, промыслами Республики Башкортостан.
Обыгрывание сценок по данной теме.
Познакомить с историей башкирского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы.
Закрепить с детьми знания о родном городе. Используя геральдику города, обобщить полученные знания о гербе и флаге их значении. Закрепить элементарные знания о правилах поведения на улицах города. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к достопримечательностям нашего города.
Создание альбома «Азбука Уфы».
Познакомить с историей, культурой, особенностями декоративно-прикладного искусства, объяснить роль народного искусства в жизни человека. Применить полученные теоретические знания в практической деятельности.
Выполнение различных видов орнаментов, создание декоративных тематических композиции башкирского орнамента.
Постановка театральных представлений по сюжетам башкирских писателей и поэтов.
Беседа-знакомство с жизнью и творчеством башкирского поэта, писателя, драматурга. Просмотр фотоматериалов.
Выпуск газеты по творчеству поэта.
Подготовка к литературному конкурсу. Разучивание стихотворений, постановок из творчества автора.
Выступление в музыкальном зале перед родителями и сотрудниками Центра.
Беседа-знакомство о башкирских сказках, просмотр презентации.
Создание литературной карты «По дорогам башкирских сказок».
Вспомнить о башкирских сказках, с которыми дети познакомились на прошлом занятии. Выбрать сказку, по которой дети будут ставить композицию. Распределить роли.
Продолжать оформлять карту «По дорогам башкирских сказок». Начать подготовку к литературной композиции.
Выступление в музыкальном зале перед родителями и сотрудниками Центра.
Создание альбома «Наши знаменитости».
Посещение уфимской школы искусств им. Ф. Камаева. Просмотр выступления учащихся школы. Показ своего выступления.
Подготовка знакомых детям песен башкирских авторов. Выступление в музыкальном зале перед родителями и сотрудниками Центра.
Рассмотреть совместно с детьми дидактический материал на тему «Моя семья», заострить внимание на картинках по теме генеалогического древа.
Пояснить детям принцип составления генеалогического древа: от самых старших родственников – до самых младших. Рассказать о том, что если бы не было прабабушек и прадедушек и других старших родственников, то не было бы и присутствующих детей. Объяснить детям, что старшие давно живут и много знают – поэтому их нужно уважать, ценить и оберегать от разных волнений.
Попросить детей кратко рассказать о своей семье, кто из родственников самый старший, а кто самый младший.
Совместно с детьми организовать рисование «Моё генеалогическое древо».
Оформление выставки. Рассматривание рисунков детьми, рассказы о своих впечатлениях. Выбрать самые удачные работы, объяснить, чем они понравились.
Водная беседа о правилах поведения в парке. Наблюдение за изменениями в природе. Общее знакомство с местностью. Подведение итогов экскурсии. Выставка рисунков «Природа весной».
Выбор материала. Анализ идей и обоснование выбора изобразительной техники (декупаж, пластилинография, квиллинг и др.). Технологическая последовательность изготовления панно. Самооценка изделия. Выставка панно в группе.
Выбор материала для альбома. Подбор фотографий, газетных вырезок про г. Уфа. Дать детям совет, по оформлению страничек альбома. Оформление уголка по родному краю.
Репетиция к празднику. Распределение ролей. Обсудить предлагаемые обстоятельства, особенности поведения каждого персонажа на сцене. Рассмотреть варианты декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Оказать помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций, костюмов и афиш.
Выступление в музыкальном зале перед родителями и сотрудниками Центра.
№ | Раздел и тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса | Методы работы | Дидактический материал | Материально-техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Беседа «Край, в котором я живу» | беседа | рассказ, диалог | рассказ, диалог | картины, плакаты | компьютер, телевизор | рефлексия |
2 | Мой город, дороже которого нет | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный | рассказ, диалог, наглядный | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | альбом, краски, кисточки, баночки с водой, бумага А4, гуашь, ножницы, картон, цветная бумага, клей, скотч, цветные карандаши, фломастеры, ватман | оформление коллажа, карта оценки |
3 | Символика Республики Башкортостан | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный | рассказ, диалог, наглядный, демонстрационный | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | альбом, краски, кисточки, баночки с водой, бумага А4, гуашь, ножницы, картон, цветная бумага, клей, скотч, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш | карта оценки |
4 | Вот моя улица | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный | рассказ, диалог, наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, фотографии, научная и специальная литература | альбом, краски, кисточки, баночки с водой, бумага А4, гуашь, ножницы, картон, цветная бумага, клей, скотч, цветные карандаши, фломастеры | оформление альбома, карта оценки |
5 | Традиции и обряды народов Башкортостана | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный | рассказ, диалог, наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | декорации, костюмы, магнитофон, компьютер, телевизор | карта оценки |
6 | Красота башкирской национальной одежды | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный | наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа, пробные упражнения | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | тетрадь по технике безопасности и ПДД | карта оценки, рефлексия |
7 | Викторина «Знатоки родного края» | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный | рассказ, диалог, наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | кисточки, баночки с водой, бумага А4, гуашь, ножницы, картон, цветная бумага, клей, скотч, цветные карандаши, фломастеры | оформление альбома, карта оценки |
8 | Изобразительное и декоративно – прикладное искусство Республики Башкортостан | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный | рассказ, диалог, наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | кисточки, баночки с водой, бумага А4, гуашь, ножницы, картон, цветная бумага, клей, скотч, цветные карандаши, фломастеры | выставка работ в группе, карта оценки |
9 | Конкурс рисунков: «Природа нашего края» | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный | рассказ, диалог, наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | кисточки, баночки с водой, бумага А4, гуашь, ножницы, картон, цветная бумага, клей, скотч, цветные карандаши, фломастеры | конкурс рисунков, карта оценки |
10 | Земля, воспетая поэтом | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный | наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | декорации, костюмы, магнитофон, компьютер, телевизор | модульная картина, карта оценки |
11 | Творчество М. Карима | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный | рассказ, диалог, наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | кисточки, баночки с водой, бумага А4, гуашь, ножницы, картон, цветная бумага, клей, скотч, цветные карандаши, фломастеры | творческая композиция, карта оценки |
12 | Литературный конкурс «Мустаевские чтения» | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный | рассказ, диалог, наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | декорации, костюмы, магнитофон, компьютер, телевизор | выставка работ, карта оценки |
13 | «Сказка ложь, да в ней намек…» | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный | рассказ, диалог, наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | альбом, краски, кисточки, баночки с водой, бумага А4, гуашь, ножницы, картон, цветная бумага, клей, скотч, цветные карандаши, фломастеры | выставка работ в группе, карта оценки |
14 | Подготовка к композиции «По дорогам башкирских сказок» | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный | рассказ, диалог, наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | кисточки, баночки с водой, бумага А4, гуашь, ножницы, картон, цветная бумага, клей, скотч, цветные карандаши, фломастеры | карта оценки |
15 | Показ литературной композиции «По дорогам башкирских сказок» | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный | рассказ, диалог, наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | декорации, костюмы, магнитофон, компьютер, телевизор | праздничное мероприятие, карта оценки |
16 | Творчество музыкантов Республики Башкортостан | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный | рассказ, диалог, наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | альбом, краски, кисточки, баночки с водой, бумага А4, гуашь, ножницы, картон, цветная бумага, клей, скотч, цветные карандаши, фломастеры | оформление выставки, карта оценки |
17 | Экскурсия в школу искусств. Мини – концерт | творческая работа, практическое занятие, экскурсия | вербальный, практический, демонстрационный | наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | тетрадь по технике безопасности и ПДД | написание статьи, карта оценки |
18 | Поем сами | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный | наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | магнитофон, компьютер, телевизор | карта оценки |
19 | Проект «Моя семья» | пробные упражнения, творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный | рассказ, диалог, наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | кисточки, баночки с водой, бумага А4, гуашь, ножницы, картон, цветная бумага, клей, скотч, цветные карандаши, фломастеры, фотографии | карта оценки, рефлексия |
20 | Изучаем свою семью «Древо семьи» | пробные упражнения, творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный | наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | кисточки, баночки с водой, бумага А4, гуашь, ножницы, картон, цветная бумага, клей, скотч, цветные карандаши, фломастеры, фотографии | выставка работ, карта оценки |
21 | Конкурс рисунков: «Моя семья» | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный | наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | кисточки, баночки с водой, бумага А4, гуашь, ножницы, картон, цветная бумага, клей, скотч, цветные карандаши, фломастеры | выставка, карта оценки |
22 | Экскурсия в парк. Наблюдение за природой | экскурсия, творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный | наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | тетрадь по технике безопасности и ПДД | карта оценки, написание статьи, рефлексия |
23 | Изготовление панно «Весенний парк» | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный | наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, детские творческие работы | кисточки, баночки с водой, бумага А4, гуашь, ножницы, картон, цветная бумага, клей, скотч, цветные карандаши, фломастеры, декоративные элементы | написание статьи, карта оценки |
24 | Оформление альбома «Мой город Уфа» | творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный | наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа | картины, плакаты, фотографии, научная и специальная литература | кисточки, баночки с водой, бумага А4, гуашь, ножницы, картон, цветная бумага, клей, скотч, цветные карандаши, фломастеры, декоративные элементы, вырезки из газет и журналов | выставка работ, карта оценки |
25 | Концертная программа «Люблю тебя, мой край родной» | репетиции, творческая работа, практическое занятие | вербальный, практический, демонстрационный | рассказ, диалог, наглядный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, творческая работа, итоговое занятие | | магнитофон, компьютер, телевизор | написание статьи, открытое занятие с участием родителей, карта оценки |