Цель презентации - помочь каждому проявиться как личность и гармонично включиться в общественную жизнь класса, школы, государства. Стержень образования XXI века - ответственная личность, способная к самообразованию и саморазвитию, которая умеет критически мыслить, стремящаяся к гармоничной жизни и умеющая её созидать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Синергетика и творчество »
Подготовила
учитель начальных классов
КУ «Луганская специализированная
школа I-III ст. №5»
Сидоренко И.Н.
«Нельзя чему-либо научить
человека, можно только помочь
ему выявить это внутри себя.»
Галилео Галилей
Синергетика - современная теория самоорганизации в неживых и живых системах, главная особенность которых - нелинейность и открытость. Синергетика - это мостик между пониманием живой и неживой природы.
Главная идея синергетики - это идея о принципиальной возможности спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации.
Синергетика (синергия - гр. synergeia - сотрудничество, содружество) - междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы самоорганизации и самодезорганизации, процессы перехода от хаоса к порядку и обратно в открытых нелинейных средах самой различной природы. Синергетика - название не случайное, а является визитной карточкой, неким символом, объединяющим основные черты заявленного взгляда на мир.
Если дать краткую характеристику синергетики, как новой научной парадигме, то это три ключевые идеи:
1) самоорганизация,
2) открытые системы,
3) нелинейность.
Вокруг этих идей возникают концептуально-образующие понятия: "хаос" и "сложность".
Синергетика изучает сложные системы, их эволюцию и самоорганизацию, то есть основы мироздания. Благодаря синергетике была сформулирована современная после дарвиновская парадигма эволюции. Синергетика не претендует на конкретно-детальные описания структур явлений и точные предсказания всех событий в мире. Но благодаря синергетической методологии мы научились более точно разбираться, что возможно, а что не возможно в природе и вообще - в мире.
Самое ценное, что уже сейчас синергетика дает практические рекомендации и общие ориентиры для научного поиска, для прогнозирования и моделирования процессов в сложных социальных системах.
Значение синергетики состоит главным образом в стремлении найти ответы на самые глобальные вопросы устройства мира.
Имеется множество наглядно-образных представлений бифуркации в мифах и сказках. Например, размышление сказочного героя на развилке дороги как выбор судьбы.
Синергетика открывает необычные стороны мира - его нестабильность. "Кризисы - это не временное состояние, а путь внутренней жизни" (Л.С.Выготский, психолог).
Образ огня - это типичный образ быстроразвивающегося процесса вообще.
Огонь - архетипический символ самовозобновляющегося и саморегулирующегося начала в природе.
Познание мира как целостного становится одновременно интеллектуальной и жизненной необходимостью управления в современном мире. "Думай глобально, а действуй локально!" - вот лозунг сегодняшнего дня.
Сложность внедрения синергетического подхода в педагогику
Новизна термина.
Сложность процесса самоорганизации.
Трудности систематизации накопленных знаний.
Разобщенность терминологии в разных науках.
Традиционное педагогическое мышление.
Модель образования как синергетическая система:
сложная система
(педагог и учащиеся, их взаимосвязь и взаимообусловленность)
открытая система
(обмен информационными, материальными и человеческими ресурсами с социальной средой)
неравновесная система
(открытость системы приводит к появлению новаций, увеличению степени внутреннего многообразия; способна к эволюционным изменениям)
нелинейная система
(имеет свою специфику, относительную обособленность и единство, открыта не только настоящему, но и будущему обществу)
Методология синергетики поможет принципиально изменить трактовку процесса образования: «Процедура обучения, способ связи обучаемого и обучающего, ученика и учителя – это не перекладывание знаний из одной головы в другую, не вещание, просвещение и преподнесение готовых истин. Это нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи… Это-ситуация пробуждения собственных сил обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития».
Учитель может рассматриваться как :
сложная система , т.е. многообразная и целостная личность
открытая система , т.е. способной к восприятию нового, к взаимодействию с другими системами (личностями)
нелинейная система , т. е. обладать неоднозначной, собственной, исключительной реакцией на изменения образовательного пространства, быть способной к новациям, творчеству.
Ученик может рассматриваться как:
сложная система , т.е. обладающая многообразием способностей, возможностей, черт характера и т.д.
открытая система , т.е. восприимчивая к разного рода изменениям отношений в образовательном пространства, нуждающаяся для своего существования в другом, разном, новом.
нелинейная система , т.е. обладающая непредсказуемой реакцией на воздействия со стороны других субъектов образовательного пространства и в то же время способная своими изменениями стимулировать изменения отношений между этими субъектами.
Что даёт педагогическая синергетика?
Сотворчество.
Саморазвитие.
Позицию «открытости».
Таким образом, взаимодействие субъектов образовательного пространства с одной стороны, обеспечивает их единство и общность, с другой - способствует проявлению и развитию их индивидуальности.
Методология синергетики – это единство воспитания и образования на основе синергетического подхода. Синергетический подход - новая основа процессов воспитания и образования, она связана с увеличением меры свободы, самоопределения личности в культуре.
Чем выше потребность в самоопределении, тем востребованней становится образование. Благодаря чему произойдет не только освоение личностью культурных образцов, но и возможности выбрать своё отношение к ним, что поможет личности не только жить настоящим, но и думать о будущем, предвидеть последствия своих поступков, нести за них ответственность.
Стержень образования XXI века - ответственная личность, способная к самообразованию и саморазвитию, которая умеет критически мыслить, стремящаяся к гармоничной жизни и умеющая её созидать.
Условия развития личности:
семья
родители
учитель
школа, класс
Проект «Психолого-педагогическое проектирование социального развития личности»
Цель: помочь каждому проявиться как личность и гармонично включиться в общественную жизнь класса, школы, государства.
Синергетика – энергия совместного
действия.
Целостный взгляд на мир.
Познание мира – жизненная
необходимость.
Личность – система:
открытая
динамичная
функциональная
творческая
гармоничная
Способы реализации формирования личности как субъекта деятельности:
самоопределяющаяся личность – центр образовательного процесса;
ребёнок – субъект обучения и воспитания, который в образовательном процессе занимает активно – творческую позицию;
ученик осваивает необходимые средства и способы для самовыражения и самореализации, которые позволяют ему найти индивидуальную стратегию самоопределения в жизни, при этом актуализируются принципы активности, диалогичности, самостоятельности, инициативы и творчества;
обучающий и обучающийся взаимодействуют как открытые, саморегулирующиеся системы, стремящиеся к развитию субъектности и субъективности.
Синергетика ориентирована на многовариантность, что означает:
создание в образовательной среде условий выбора и предоставление каждому субъекту возможностей индивидуального маршрута;
движение к успеху на основе стимулирования самостоятельности выбора и принятия ответственного решения;
обеспечение развития альтернативного и самостоятельного пути.
Задача учителя в данной работе помочь детям:
пробудить интерес к тому, что происходит внутри данного ребёнка;
научить отслеживать, описывать и адекватно понимать возникающие внутри ребенка состояния;
описывать и обсуждать возникающие впечатления, мысли, чувства и переживания;
учиться соотносить внутреннее с внешне проявленным и по внешнему понимать внутреннее;
осваивать гармоничные и конструктивные способы проявления возникающих внутренних состояний;
пробуждать интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди, учить детей ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир другого человека;
учить видеть мир глазами другого человека;
обращать внимание на то, что есть много разных способов выражения любви.
При проведении часа общения учитель помогает детям:
осознать свою ценность;
терпимее, гибче и внимательнее относиться к другим;
уметь анализировать и обсуждать возникшую ситуацию;
исследовательски относиться к жизни;
учиться осмысленно понимать происходящее вокруг и, задавая уточняющие вопросы, стремиться понять суть;
говорить другим о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь, избегая при этом лжи и тайн, учась открытости в отношениях друг с другом, ценя правду;
помочь ребёнку осознать и научиться следовать своим внутренним целям и желаниям, и понять, что общение - это большая ценность, проявленная в способности поддерживать взаимоотношения друг с другом;
уметь работать в команде, но в то же время быть свободной и самостоятельной личностью, способной брать ответственность за свои поступки и принимать решения.