kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синергетика и творчество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель презентации -  помочь каждому проявиться как личность и гармонично включиться в общественную жизнь  класса, школы, государства. Стержень образования XXI века - ответственная личность, способная к самообразованию и саморазвитию, которая умеет критически мыслить, стремящаяся к гармоничной жизни и умеющая её созидать. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синергетика и творчество »

Подготовила учитель начальных классов КУ «Луганская специализированная школа I-III ст. №5» Сидоренко И.Н.

Подготовила

учитель начальных классов

КУ «Луганская специализированная

школа I-III ст. №5»

Сидоренко И.Н.

«Нельзя чему-либо научить человека, можно только помочь  ему выявить это внутри себя.» Галилео Галилей

«Нельзя чему-либо научить

человека, можно только помочь

ему выявить это внутри себя.»

Галилео Галилей

Синергетика - современная теория самоорганизации в неживых и живых системах, главная особенность которых - нелинейность и открытость. Синергетика - это мостик между пониманием живой и неживой природы.  Главная идея синергетики - это идея о принципиальной возможности спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации.
  • Синергетика - современная теория самоорганизации в неживых и живых системах, главная особенность которых - нелинейность и открытость. Синергетика - это мостик между пониманием живой и неживой природы.
  • Главная идея синергетики - это идея о принципиальной возможности спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации.
Синергетика (синергия - гр. synergeia - сотрудничество, содружество) - междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы самоорганизации и самодезорганизации, процессы перехода от хаоса к порядку и обратно в открытых нелинейных средах самой различной природы. Синергетика - название не случайное, а является визитной карточкой, неким символом, объединяющим основные черты заявленного взгляда на мир.  Если дать краткую характеристику синергетики, как новой научной парадигме, то это три ключевые идеи: 1) самоорганизация, 2) открытые системы, 3) нелинейность.  Вокруг этих идей возникают концептуально-образующие понятия:
  • Синергетика (синергия - гр. synergeia - сотрудничество, содружество) - междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы самоорганизации и самодезорганизации, процессы перехода от хаоса к порядку и обратно в открытых нелинейных средах самой различной природы. Синергетика - название не случайное, а является визитной карточкой, неким символом, объединяющим основные черты заявленного взгляда на мир.
  • Если дать краткую характеристику синергетики, как новой научной парадигме, то это три ключевые идеи:
  • 1) самоорганизация,
  • 2) открытые системы,
  • 3) нелинейность.
  • Вокруг этих идей возникают концептуально-образующие понятия: "хаос" и "сложность".
Синергетика изучает сложные системы, их эволюцию и самоорганизацию, то есть основы мироздания. Благодаря синергетике была сформулирована современная после дарвиновская парадигма эволюции. Синергетика не претендует на конкретно-детальные описания структур явлений и точные предсказания всех событий в мире. Но благодаря синергетической методологии мы научились более точно разбираться, что возможно, а что не возможно в природе и вообще - в мире.  Самое ценное, что уже сейчас синергетика дает практические рекомендации и общие ориентиры для научного поиска, для прогнозирования и моделирования процессов в сложных социальных системах.  Значение синергетики состоит главным образом в стремлении найти ответы на самые глобальные вопросы устройства мира.
  • Синергетика изучает сложные системы, их эволюцию и самоорганизацию, то есть основы мироздания. Благодаря синергетике была сформулирована современная после дарвиновская парадигма эволюции. Синергетика не претендует на конкретно-детальные описания структур явлений и точные предсказания всех событий в мире. Но благодаря синергетической методологии мы научились более точно разбираться, что возможно, а что не возможно в природе и вообще - в мире.
  • Самое ценное, что уже сейчас синергетика дает практические рекомендации и общие ориентиры для научного поиска, для прогнозирования и моделирования процессов в сложных социальных системах.
  • Значение синергетики состоит главным образом в стремлении найти ответы на самые глобальные вопросы устройства мира.
Бифуркация - (от лат. bifurcus - раздвоенный) - раздвоение, разделение, разветвление.  Имеется множество наглядно-образных представлений бифуркации в мифах и сказках. Например, размышление сказочного героя на развилке дороги как выбор судьбы.
  • Бифуркация - (от лат. bifurcus - раздвоенный) - раздвоение, разделение, разветвление.
  • Имеется множество наглядно-образных представлений бифуркации в мифах и сказках. Например, размышление сказочного героя на развилке дороги как выбор судьбы.
Синергетика открывает необычные стороны мира - его нестабильность.
  • Синергетика открывает необычные стороны мира - его нестабильность. "Кризисы - это не временное состояние, а путь внутренней жизни" (Л.С.Выготский, психолог).
  • Образ огня - это типичный образ быстроразвивающегося процесса вообще.
  • Огонь - архетипический символ самовозобновляющегося и саморегулирующегося начала в природе.
Познание мира как целостного становится одновременно интеллектуальной и жизненной необходимостью управления в современном мире.
  • Познание мира как целостного становится одновременно интеллектуальной и жизненной необходимостью управления в современном мире. "Думай глобально, а действуй локально!" - вот лозунг сегодняшнего дня.
Сложность внедрения синергетического подхода в педагогику

Сложность внедрения синергетического подхода в педагогику

  • Новизна термина.
  • Сложность процесса самоорганизации.
  • Трудности систематизации накопленных знаний.
  • Разобщенность терминологии в разных науках.
  • Традиционное педагогическое мышление.
Модель образования как синергетическая система: сложная система (педагог и учащиеся, их взаимосвязь и взаимообусловленность)  открытая система (обмен информационными, материальными и человеческими ресурсами с социальной средой) неравновесная система (открытость системы приводит к появлению новаций, увеличению степени внутреннего многообразия; способна к эволюционным изменениям) нелинейная система (имеет свою специфику, относительную обособленность и единство, открыта не только настоящему, но и будущему обществу)

Модель образования как синергетическая система:

  • сложная система

(педагог и учащиеся, их взаимосвязь и взаимообусловленность)

  • открытая система

(обмен информационными, материальными и человеческими ресурсами с социальной средой)

  • неравновесная система

(открытость системы приводит к появлению новаций, увеличению степени внутреннего многообразия; способна к эволюционным изменениям)

  • нелинейная система

(имеет свою специфику, относительную обособленность и единство, открыта не только настоящему, но и будущему обществу)

Методология синергетики поможет принципиально изменить трактовку процесса образования: «Процедура обучения, способ связи обучаемого и обучающего, ученика и учителя – это не перекладывание знаний из одной головы в другую, не вещание, просвещение и преподнесение готовых истин. Это нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи… Это-ситуация пробуждения собственных сил обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития».

Методология синергетики поможет принципиально изменить трактовку процесса образования: «Процедура обучения, способ связи обучаемого и обучающего, ученика и учителя – это не перекладывание знаний из одной головы в другую, не вещание, просвещение и преподнесение готовых истин. Это нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи… Это-ситуация пробуждения собственных сил обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития».

Учитель может рассматриваться как :

Учитель может рассматриваться как :

  • сложная система , т.е. многообразная и целостная личность
  • открытая система , т.е. способной к восприятию нового, к взаимодействию с другими системами (личностями)
  • нелинейная система , т. е. обладать неоднозначной, собственной, исключительной реакцией на изменения образовательного пространства, быть способной к новациям, творчеству.
Ученик может рассматриваться как:

Ученик может рассматриваться как:

  • сложная система , т.е. обладающая многообразием способностей, возможностей, черт характера и т.д.
  • открытая система , т.е. восприимчивая к разного рода изменениям отношений в образовательном пространства, нуждающаяся для своего существования в другом, разном, новом.
  • нелинейная система , т.е. обладающая непредсказуемой реакцией на воздействия со стороны других субъектов образовательного пространства и в то же время способная своими изменениями стимулировать изменения отношений между этими субъектами.
Что даёт педагогическая синергетика?

Что даёт педагогическая синергетика?

  • Сотворчество.
  • Саморазвитие.
  • Позицию «открытости».
Таким образом, взаимодействие субъектов образовательного пространства с одной стороны, обеспечивает их единство и общность, с другой - способствует проявлению и развитию их индивидуальности.

Таким образом, взаимодействие субъектов образовательного пространства с одной стороны, обеспечивает их единство и общность, с другой - способствует проявлению и развитию их индивидуальности.

Методология синергетики – это единство воспитания и образования на основе синергетического подхода. Синергетический подход - новая основа процессов воспитания и образования, она связана с увеличением меры свободы, самоопределения личности в культуре.   Чем выше потребность в самоопределении, тем востребованней становится образование. Благодаря чему произойдет не только освоение личностью культурных образцов, но и возможности выбрать своё отношение к ним, что поможет личности не только жить настоящим, но и думать о будущем, предвидеть последствия своих поступков, нести за них ответственность.

Методология синергетики – это единство воспитания и образования на основе синергетического подхода. Синергетический подход - новая основа процессов воспитания и образования, она связана с увеличением меры свободы, самоопределения личности в культуре.

Чем выше потребность в самоопределении, тем востребованней становится образование. Благодаря чему произойдет не только освоение личностью культурных образцов, но и возможности выбрать своё отношение к ним, что поможет личности не только жить настоящим, но и думать о будущем, предвидеть последствия своих поступков, нести за них ответственность.

Стержень образования XXI века - ответственная личность, способная к самообразованию и саморазвитию, которая умеет критически мыслить, стремящаяся к гармоничной жизни и умеющая её созидать.

Стержень образования XXI века - ответственная личность, способная к самообразованию и саморазвитию, которая умеет критически мыслить, стремящаяся к гармоничной жизни и умеющая её созидать.

Условия развития личности:

Условия развития личности:

  • семья
  • родители
  • учитель
  • школа, класс
Проект «Психолого-педагогическое проектирование социального развития личности»  Цель: помочь каждому проявиться как личность и гармонично включиться в общественную жизнь класса, школы, государства.

Проект «Психолого-педагогическое проектирование социального развития личности»

Цель: помочь каждому проявиться как личность и гармонично включиться в общественную жизнь класса, школы, государства.

Синергетика – энергия совместного действия. Целостный взгляд на мир. Познание мира – жизненная необходимость.

Синергетика – энергия совместного

действия.

Целостный взгляд на мир.

Познание мира – жизненная

необходимость.

Личность – система:

Личность – система:

  • открытая
  • динамичная
  • функциональная
  • творческая
  • гармоничная
Способы реализации формирования личности как субъекта деятельности:

Способы реализации формирования личности как субъекта деятельности:

  • самоопределяющаяся личность – центр образовательного процесса;
  • ребёнок – субъект обучения и воспитания, который в образовательном процессе занимает активно – творческую позицию;
  • ученик осваивает необходимые средства и способы для самовыражения и самореализации, которые позволяют ему найти индивидуальную стратегию самоопределения в жизни, при этом актуализируются принципы активности, диалогичности, самостоятельности, инициативы и творчества;
  • обучающий и обучающийся взаимодействуют как открытые, саморегулирующиеся системы, стремящиеся к развитию субъектности и субъективности.
Синергетика ориентирована на многовариантность, что означает:

Синергетика ориентирована на многовариантность, что означает:

  • создание в образовательной среде условий выбора и предоставление каждому субъекту возможностей индивидуального маршрута;
  • движение к успеху на основе стимулирования самостоятельности выбора и принятия ответственного решения;
  • обеспечение развития альтернативного и самостоятельного пути.
Задача учителя в данной работе помочь детям:

Задача учителя в данной работе помочь детям:

  • пробудить интерес к тому, что происходит внутри данного ребёнка;
  • научить отслеживать, описывать и адекватно понимать возникающие внутри ребенка состояния;
  • описывать и обсуждать возникающие впечатления, мысли, чувства и переживания;
  • учиться соотносить внутреннее с внешне проявленным и по внешнему понимать внутреннее;
  • осваивать гармоничные и конструктивные способы проявления возникающих внутренних состояний;
  • пробуждать интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди, учить детей ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир другого человека;
  • учить видеть мир глазами другого человека;
  • обращать внимание на то, что есть много разных способов выражения любви.
При проведении часа общения учитель помогает детям:

При проведении часа общения учитель помогает детям:

  • осознать свою ценность;
  • терпимее, гибче и внимательнее относиться к другим;
  • уметь анализировать и обсуждать возникшую ситуацию;
  • исследовательски относиться к жизни;
  • учиться осмысленно понимать происходящее вокруг и, задавая уточняющие вопросы, стремиться понять суть;
  • говорить другим о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь, избегая при этом лжи и тайн, учась открытости в отношениях друг с другом, ценя правду;
  • помочь ребёнку осознать и научиться следовать своим внутренним целям и желаниям, и понять, что общение - это большая ценность, проявленная в способности поддерживать взаимоотношения друг с другом;
  • уметь работать в команде, но в то же время быть свободной и самостоятельной личностью, способной брать ответственность за свои поступки и принимать решения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Синергетика и творчество

Автор: Сидоренко Инна Николаевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103222

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "М.Булгаков. Личность писателя. История создания романа «Мастер и Маргарита» "
    ["seo_title"] => string(78) "m-bulghakov-lichnost-pisatielia-istoriia-sozdaniia-romana-mastier-i-margharita"
    ["file_id"] => string(6) "132153"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416300356"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "ОТКРЫТЫЙ УРОК В 4 "Б"  КЛАССЕ ПО НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ БиС на тему: Николай Иванович Сладков "Загадочный зверь"."
    ["seo_title"] => string(107) "otkrytyi-urok-v-4-b-klassie-po-novoi-tiekhnologii-bis-na-tiemu-nikolai-ivanovich-sladkov-zaghadochnyi-zvier"
    ["file_id"] => string(6) "266977"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450279664"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "ОТКРЫТЫЙ УРОК В 4 "Б"  КЛАССЕ ПО НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ БиС на тему: Николай Иванович Сладков "Загадочный зверь"."
    ["seo_title"] => string(109) "otkrytyi-urok-v-4-b-klassie-po-novoi-tiekhnologii-bis-na-tiemu-nikolai-ivanovich-sladkov-zaghadochnyi-zvier-1"
    ["file_id"] => string(6) "266978"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450279672"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства