Просмотр содержимого документа
«Социальная психология малой группы»
Социальная психология малой группы
ПЛАН
Определение малой группы
Признаки малых групп
Виды малых групп
Зарубежные исследования малой группы
Основные подходы к разработке групповой проблематики в отечественной психологии.
Параметры анализа малой группы
Стадии развития малой группы
Психологические механизмы развития малой группы
Обычно легче изменить индивидуумов собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности
К. Левин
Малая группа –
относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами.
(С.Ю. Головин.
«Словарь практического психолога.»)
Признаки малой группы
прямой контакт между индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние
общая цель и деятельность, переживание общих чувств
общность внимания и интересов, ценностей и норм, нравов, обычаев и привычек
внутренняя расчлененность функций и групповых ролей
определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени
(Л. Десев)
взаимодействие друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет подвергается влиянию каждого другого лица
наличие общей цели или целей
развитие рудиментарной групповой структуры
осознание входящими в нее индивидами себя как «Мы» или своего членства в группе
(М.Шоу)
осознание ее существования (именно как целого) другими лицами, находящимися вне группы
(Р.Браун)
общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов
(Г.М.Андреева)
Структура малой группы
эмоциональная (социометрическая) структура
коммуникативная структура
структура социальной власти
- лидерство
- руководство
ролевая структура
Виды малых групп
Э. Мэйо предложил деление малых групп на формальные и неформальные
Малые группыскладываются во всех сферах деятельности человека. Если малая группа представляет собой низовую ячейку трудовой, учебной, военной, спортивной, общественной или иной организации, отношения между членами которой регламентируются правилами, фиксированными в соответствующих положениях, уставах и других документах, то такую малую группу называютформальной.
Если же малая группа возникает преимущественно на почве личных симпатий (дружеская компания), то её называютнеформальной. В рамках формальной малой группы могут складываться одна или нескольконеформальных групп.
деление малых групп на первичные и вторичные ввел американский социолог Ч. Кули
Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются непосредственные взаимоотношения, в которых существенная роль принадлежит их индивидуальным особенностям.
Кули Чарльз Хортон(1864–1929)
Вторичная образуется из людей, между которыми непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей . Во вторичной группе роли четко определены, но ее члены не редко мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для малых первичных групп.
Г. Хаймен предложил классификацию малых групп,которая различает группы членства и референтные группы
группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают- референтные группы.
группа членства - группа, члены которой могут состоять в ней формально, но не разделять при этом принятые в группе нормы морали и правила поведения.
А.В. Петровский различает группы по степени их развития, учитывая характер межличностных отношений
ПетровскийАртур Владимирович(1924 - 2006)
диффузнаягруппа - в ней взаимоотношения опосредуются только симпатиями-антипатиями, но не содержанием групповой деятельности;
ассоциация -- группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;
корпорация-- взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности ;
коллектив-- взаимоотношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.
Зарубежные исследования малой группы
1.Ранние этапы
В 1898 г . американский психолог
Н. Триплет опубликовал результаты экспериментального исследования, в котором сравнивал эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы. По мнению
Г. Оллпорта , это была первая экспериментальная проблема социальной психологии.
Гордон Оллпорт(1897-1967)
в 20-е годы на Западе усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался, по выражению
Д. Картрайта и А. Зандера , эмпирический бунт в социальной науке. Два крупных ученых того времени — В. Мёде в Германии и
Ф. Оллпорт в США — во многом продолжили линию исследований
Н. Триплета .
Следующий крупный этап развития психологии малых групп за рубежом (в наибольшей степени, конечно, в США) относится к периоду 30-х — началу 40-х годов и знаменуется рядом оригинальных экспериментальных исследований, осуществленных в лабораторных и полевых условиях, а также первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. В это время М. Шериф проводит изобретательные лабораторные эксперименты, выявляя механизмы развития групповых норм, а Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но иными средствами, в полевых условиях.
Музафер Шериф(1906-1988)
Особый вклад в развитие психологии малых групп внесК. Левин
Он возглавил экспериментальную разработку многих сторон групповой проблематики. Одним из первых он подверг рассмотрению психологический феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни, экологические проблемы группового функционирования.
Курт Левин(1890-1947)
2.Послевоенные десятилетия
Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом. Именно в этот период с особой остротой встал вопрос о необходимости изучения закономерностей группового поведения, поисках эффективных приемов управления группами. В послевоенные и последующие за ними годы интерес к малым группам еще более усилился.
выделяются четыре временных этапа: - первый — двадцатилетие с середины 40-х и до середины 60-х годов; - второй, насчитывающий примерно полтора десятка лет, — с середины 60-х и приблизительно до второй половины 70-х годов; - третий — начиная со второй половины 70-х и заканчивая 80-ми; - четвертый — с началом 90-х и по настоящее время.
Основные подходы к разработке групповой проблематики в отечественной психологии
На сегодня в отечественной психологии можно выделить четыре основных подхода к разработке групповой проблематики:
- деятельностный подход;
- параметрическая концепция;
- организационно-управленческий подход;
- тренингово-терапевтическое направление.
Деятельностный подход. Он основывается на одном из фундаментальнейших принципов отечественной психологии — принципе деятельности, успешность реализации которого в общепсихологических исследованиях и в ряде частных психологических .дисциплин, включая социальную психологию, общеизвестна. Идеи деятельностного подхода реализованы в изучении отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений, социально-перцептивных процессов в группе .
( С.Л. Рубинштейн,А.Н. Леонтьев)
Параметрическая концепция . Создателем этого исследовательского направления является Л. И. Уманский, в 60-70е годы разработавший оригинальную концепцию групповой активности. Основная идея его подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы.
Организационно-управленческий подход — в его основу положены разрабатываемые в социологической и социально-психологической науке представления о социальной организации и управленческой деятельности. Относящиеся к рассматриваемому подходу многочисленные исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.
( А.Л.Свенцицкий, Е.В.Шорохова )
Тренингово-терапевтическое направление — сложилось в 70— 80е годы преимущественно усилиями ученых Москвы и Санкт-Петербурга в основном как прикладная область групповой психологии, ставившая своей целью развитие психологической компетентности личности и осуществление комплекса психотерапевтических воздействий на нее в условиях пребывания в малой группе.
ПАРАМЕТРЫ АНАЛИЗА МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Психологическое содержание совместной деятельности — совокупность целей, задач и операций, служащая удовлетворению основных мотивов данной деятельности. Виды и формы групповой деятельности, направленные на достижение основной цели (социальной цели, ради которой группа была создана), принято обозначать как инструментальные. Виды деятельности, направленные «внутрь» группы, на ее сплочение, разрешение конфликтов, развитие эмоциональных связей, обозначаются как экспрессивные.
Композиция группы — совокупность индивидуальных характеристик членов группы, важная для понимания ее целостных свойств. Признаки, входящие в групповую композицию, определяются исследователем в соответствии с целями и задачами его работы с группой, а также с учетом специфики группы. Достаточно часто в композиционные признаки включают показатели возраста, пола, образования членов группы .
Групповые структуры возникают как следствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой. Выделив определенный признак, лежащий в основе тех или иных устойчивых отношений, можно построить некую иерархию, в которой каждый член группы займет определенное положение.
Групповые процессы характеризуют малую группу в ее динамике, развитии и изменении. Групповые процессы — это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении. К ним относятся развитие, сплочение и нормативное давление. Кроме того, некоторые групповые явления могут существовать только в динамике. К таким относится, например, процесс принятия группового решения.
Система групповых ожиданий — совокупность представлений о том, как должен вести себя член группы в определенной ситуации, базирующаяся на групповых нормах. Нормы являются некими представлениями, выработанными членами группы в процессе жизнедеятельности, о подобающих в данной группе способах поведения.
Санкции — психологические формы поощрения нормативности и наказания ненормативности поведения членов группы.
Статус личности в группе — совокупность объективно присущих человеку характеристик, определяющая восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системе групповых отношений.
Групповая роль — поведение, социально ожидаемое от носителя определенного статуса .
Стадии развития малой группы
Модель А.В. Петровского
Она представляет группу как состоящую из трех слоев , каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы.
В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости
во втором слое эти отношения определяются характером совместной деятельности
в третьем слое , названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.
Психологические механизмы развития малой группы
Разрешение внутригрупповых противоречий:между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой.
2.«Психологический обмен»предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ на более высокий вклад в ее жизнедеятельность.
«Идиосинкразический кредит»предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы. М., 2007.
Андреева Г.М. и др. Современная социальная психология на Западе.
Куликов В.Н. Введение в социальную психологию. Иваново, 1990.
Крысько В.Г. Социальная психология. Схемы и комментарии. М., 2001.
Основы социально-психологической теории / Под ред.
А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. М.,1995.
Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001.
Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций. М., 1997.