kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальная психология малой группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Малая группа – относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальная психология малой группы»

Социальная психология малой группы

Социальная психология малой группы

ПЛАН Определение малой группы  Признаки малых групп  Виды малых групп  Зарубежные исследования малой группы  Основные подходы к разработке групповой проблематики в отечественной психологии.

ПЛАН

  • Определение малой группы
  • Признаки малых групп
  • Виды малых групп
  • Зарубежные исследования малой группы
  • Основные подходы к разработке групповой проблематики в отечественной психологии.

  • Параметры анализа малой группы
  • Стадии развития малой группы
  • Психологические механизмы развития малой группы
Обычно легче изменить индивидуумов собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности  К. Левин

Обычно легче изменить индивидуумов собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности

К. Левин

Малая группа –  относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами.  ( С.Ю. Головин. «Словарь практического психолога.»)

Малая группа

относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами.

( С.Ю. Головин.

«Словарь практического психолога.»)

Признаки малой группы

Признаки малой группы

  • прямой контакт между индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние
  • общая цель и деятельность, переживание общих чувств
  • общность внимания и интересов, ценностей и норм, нравов, обычаев и привычек
внутренняя расчлененность функций и групповых ролей    определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени
  • внутренняя расчлененность функций и групповых ролей
  • определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени

(Л. Десев)

взаимодействие друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет подвергается влиянию каждого другого лица наличие общей цели или целей развитие рудиментарной групповой структуры осознание входящими в нее индивидами себя как «Мы» или своего членства в группе
  • взаимодействие друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет подвергается влиянию каждого другого лица
  • наличие общей цели или целей
  • развитие рудиментарной групповой структуры
  • осознание входящими в нее индивидами себя как «Мы» или своего членства в группе

(М.Шоу)

осознание ее существования (именно как целого) другими лицами, находящимися вне группы (Р.Браун)  общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов
  • осознание ее существования (именно как целого) другими лицами, находящимися вне группы

(Р.Браун)

  • общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов

(Г.М.Андреева)

Структура малой группы  эмоциональная (социометрическая) структура коммуникативная структура структура социальной власти  - лидерство  - руководство

Структура малой группы

  • эмоциональная (социометрическая) структура
  • коммуникативная структура
  • структура социальной власти

- лидерство

- руководство

  • ролевая структура
Виды малых групп

Виды малых групп

Э. Мэйо предложил деление малых групп на формальные и неформальные  Малые группы  складываются во всех сферах деятельности человека. Если малая группа представляет собой низовую ячейку трудовой, учебной, военной, спортивной, общественной или иной организации, отношения между членами которой регламентируются правилами, фиксированными в соответствующих положениях, уставах и других документах, то такую малую группу называют  формальной.

Э. Мэйо предложил деление малых групп на формальные и неформальные

Малые группы складываются во всех сферах деятельности человека. Если малая группа представляет собой низовую ячейку трудовой, учебной, военной, спортивной, общественной или иной организации, отношения между членами которой регламентируются правилами, фиксированными в соответствующих положениях, уставах и других документах, то такую малую группу называют формальной.

Если же малая группа возникает преимущественно на почве личных симпатий (дружеская компания), то её называют неформальной . В рамках формальной малой группы могут складываться одна или несколько  неформальных групп.

Если же малая группа возникает преимущественно на почве личных симпатий (дружеская компания), то её называют неформальной . В рамках формальной малой группы могут складываться одна или несколько неформальных групп.

деление малых групп на первичные и вторичные ввел американский социолог Ч. Кули

деление малых групп на первичные и вторичные ввел американский социолог Ч. Кули

  • Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются непосредственные взаимоотношения, в которых существенная роль принадлежит их индивидуальным особенностям.
Кули Чарльз Хортон  (1864–1929)

Кули Чарльз Хортон (1864–1929)

Вторичная  образуется из людей, между которыми непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей . Во вторичной группе роли четко определены, но ее члены не редко мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для малых первичных групп.
  • Вторичная образуется из людей, между которыми непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей . Во вторичной группе роли четко определены, но ее члены не редко мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для малых первичных групп.
Г. Хаймен предложил классификацию малых групп,которая различает группы членства и референтные группы

Г. Хаймен предложил классификацию малых групп,которая различает группы членства и референтные группы

  • группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают- референтные группы.
  • группа членства - группа, члены которой могут состоять в ней формально, но не разделять при этом принятые в группе нормы морали и правила поведения.
А.В. Петровский различает группы по степени их развития, учитывая характер межличностных отношений Петровский  Артур Владимирович  ( 1 924 - 2006 )

А.В. Петровский различает группы по степени их развития, учитывая характер межличностных отношений

Петровский Артур Владимирович ( 1 924 - 2006 )

диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются только симпатиями-антипатиями, но не содержанием групповой деятельности;  ассоциация -- группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;

диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются только симпатиями-антипатиями, но не содержанием групповой деятельности;

ассоциация -- группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;

корпорация --  взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности ;   коллектив  -- взаимоотношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

корпорация -- взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности ;

коллектив -- взаимоотношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

Зарубежные исследования малой группы

Зарубежные исследования малой группы

1.Ранние этапы

1.Ранние этапы

В 1898 г . американский психолог Н. Триплет опубликовал результаты экспериментального исследования, в котором сравнивал эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы. По мнению Г. Оллпорта , это была первая экспериментальная проблема социальной психологии.

В 1898 г . американский психолог

Н. Триплет опубликовал результаты экспериментального исследования, в котором сравнивал эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы. По мнению

Г. Оллпорта , это была первая экспериментальная проблема социальной психологии.

Гордон Оллпорт   ( 1897-1967 )

Гордон Оллпорт ( 1897-1967 )

в 20-е годы на Западе усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался, по выражению Д. Картрайта и А. Зандера , эмпирический бунт в социальной науке. Два крупных ученых того времени — В. Мёде в Германии и Ф. Оллпорт в США — во многом продолжили линию исследований Н. Триплета .

в 20-е годы на Западе усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался, по выражению

Д. Картрайта и А. Зандера , эмпирический бунт в социальной науке. Два крупных ученых того времени — В. Мёде в Германии и

Ф. Оллпорт в США — во многом продолжили линию исследований

Н. Триплета .

Следующий крупный этап развития психологии малых групп за рубежом (в наибольшей степени, конечно, в США) относится к периоду 30-х — началу 40-х годов и знаменуется рядом оригинальных экспериментальных исследований, осуществленных в лабораторных и полевых условиях, а также первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. В это время М. Шериф проводит изобретательные лабораторные эксперименты, выявляя механизмы развития групповых норм, а Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но иными средствами, в полевых условиях.

Следующий крупный этап развития психологии малых групп за рубежом (в наибольшей степени, конечно, в США) относится к периоду 30-х — началу 40-х годов и знаменуется рядом оригинальных экспериментальных исследований, осуществленных в лабораторных и полевых условиях, а также первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. В это время М. Шериф проводит изобретательные лабораторные эксперименты, выявляя механизмы развития групповых норм, а Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но иными средствами, в полевых условиях.

Музафер Шериф  ( 1906-1988 )

Музафер Шериф ( 1906-1988 )

Особый вклад в развитие психологии малых групп внес  К. Левин   Он возглавил экспериментальную разработку многих сторон групповой проблематики. Одним из первых он подверг рассмотрению психологический феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни, экологические проблемы группового функционирования.

Особый вклад в развитие психологии малых групп внес К. Левин

Он возглавил экспериментальную разработку многих сторон групповой проблематики. Одним из первых он подверг рассмотрению психологический феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни, экологические проблемы группового функционирования.

Курт Левин  (1890-1947)

Курт Левин (1890-1947)

2.Послевоенные десятилетия

2.Послевоенные десятилетия

Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом. Именно в этот период с особой остротой встал вопрос о необходимости изучения закономерностей группового поведения, поисках эффективных приемов управления группами. В послевоенные и последующие за ними годы интерес к малым группам еще более усилился.

Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом. Именно в этот период с особой остротой встал вопрос о необходимости изучения закономерностей группового поведения, поисках эффективных приемов управления группами. В послевоенные и последующие за ними годы интерес к малым группам еще более усилился.

выделяются четыре временных этапа:   - первый — двадцатилетие с середины 40-х и до середины 60-х годов;  - второй, насчитывающий примерно полтора десятка лет, — с середины 60-х и приблизительно до второй половины 70-х годов;  - третий — начиная со второй половины 70-х и заканчивая 80-ми;  - четвертый — с началом 90-х и по настоящее время.

выделяются четыре временных этапа: - первый — двадцатилетие с середины 40-х и до середины 60-х годов; - второй, насчитывающий примерно полтора десятка лет, — с середины 60-х и приблизительно до второй половины 70-х годов; - третий — начиная со второй половины 70-х и заканчивая 80-ми; - четвертый — с началом 90-х и по настоящее время.

Основные подходы к разработке групповой проблематики в отечественной психологии

Основные подходы к разработке групповой проблематики в отечественной психологии

На сегодня в отечественной психологии можно выделить четыре основных подхода к разработке групповой проблематики:  -  деятельностный подход; - параметрическая концепция; - организационно-управленческий подход; - тренингово-терапевтическое направление.

На сегодня в отечественной психологии можно выделить четыре основных подхода к разработке групповой проблематики:

-  деятельностный подход;

- параметрическая концепция;

- организационно-управленческий подход;

- тренингово-терапевтическое направление.

Деятельностный подход.  Он основывается на одном из фундаментальнейших принципов отечественной психологии — принципе деятельности, успешность реализации которого в общепсихологических исследованиях и в ряде частных психологических .дисциплин, включая социальную психологию, общеизвестна. Идеи деятельностного подхода реализованы в изучении отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений, социально-перцептивных процессов в группе . ( С.Л. Рубинштейн , А.Н. Леонтьев )

Деятельностный подход. Он основывается на одном из фундаментальнейших принципов отечественной психологии — принципе деятельности, успешность реализации которого в общепсихологических исследованиях и в ряде частных психологических .дисциплин, включая социальную психологию, общеизвестна. Идеи деятельностного подхода реализованы в изучении отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений, социально-перцептивных процессов в группе .

( С.Л. Рубинштейн , А.Н. Леонтьев )

Параметрическая концепция . Создателем этого исследовательского направления является Л. И. Уманский, в 60-70е годы разработавший оригинальную концепцию групповой активности. Основная идея его подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы.

Параметрическая концепция . Создателем этого исследовательского направления является Л. И. Уманский, в 60-70е годы разработавший оригинальную концепцию групповой активности. Основная идея его подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы.

Организационно-управленческий подход — в его основу положены разрабатываемые в социологической и социально-психологической науке представления о социальной организации и управленческой деятельности. Относящиеся к рассматриваемому подходу многочисленные исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства. ( А.Л . Свенцицкий, Е.В . Шорохова )

Организационно-управленческий подход — в его основу положены разрабатываемые в социологической и социально-психологической науке представления о социальной организации и управленческой деятельности. Относящиеся к рассматриваемому подходу многочисленные исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.

( А.Л . Свенцицкий, Е.В . Шорохова )

Тренингово-терапевтическое направление — сложилось в 70— 80е годы преимущественно усилиями ученых Москвы и Санкт-Петербурга в основном как прикладная область групповой психологии, ставившая своей целью развитие психологической компетентности личности и осуществление комплекса психотерапевтических воздействий на нее в условиях пребывания в малой группе.

Тренингово-терапевтическое направление — сложилось в 70— 80е годы преимущественно усилиями ученых Москвы и Санкт-Петербурга в основном как прикладная область групповой психологии, ставившая своей целью развитие психологической компетентности личности и осуществление комплекса психотерапевтических воздействий на нее в условиях пребывания в малой группе.

ПАРАМЕТРЫ АНАЛИЗА МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПАРАМЕТРЫ АНАЛИЗА МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психологическое содержание совместной деятельности — совокупность целей, задач и операций, служащая удовлетворению основных мотивов данной деятельности.  Виды и формы групповой деятельности, направленные на достижение основной цели (социальной цели, ради которой группа была создана), принято обозначать как инструментальные. Виды деятельности, направленные «внутрь» группы, на ее сплочение, разрешение конфликтов, развитие эмоциональных связей, обозначаются как экспрессивные.

Психологическое содержание совместной деятельности — совокупность целей, задач и операций, служащая удовлетворению основных мотивов данной деятельности. Виды и формы групповой деятельности, направленные на достижение основной цели (социальной цели, ради которой группа была создана), принято обозначать как инструментальные. Виды деятельности, направленные «внутрь» группы, на ее сплочение, разрешение конфликтов, развитие эмоциональных связей, обозначаются как экспрессивные.

Композиция группы  — совокупность индивидуальных характеристик членов группы, важная для понимания ее целостных свойств.  Признаки, входящие в групповую композицию, определяются исследователем в соответствии с целями и задачами его работы с группой, а также с учетом специфики группы. Достаточно часто в композиционные признаки включают показатели возраста, пола, образования членов группы .

Композиция группы — совокупность индивидуальных характеристик членов группы, важная для понимания ее целостных свойств. Признаки, входящие в групповую композицию, определяются исследователем в соответствии с целями и задачами его работы с группой, а также с учетом специфики группы. Достаточно часто в композиционные признаки включают показатели возраста, пола, образования членов группы .

Групповые структуры возникают как следствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой.  Выделив определенный признак, лежащий в основе тех или иных устойчивых отношений, можно построить некую иерархию, в которой каждый член группы займет определенное положение.

Групповые структуры возникают как следствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой. Выделив определенный признак, лежащий в основе тех или иных устойчивых отношений, можно построить некую иерархию, в которой каждый член группы займет определенное положение.

Групповые процессы характеризуют малую группу в ее динамике, развитии и изменении. Групповые процессы — это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении. К ним относятся развитие, сплочение и нормативное давление. Кроме того, некоторые групповые явления могут существовать только в динамике. К таким относится, например, процесс принятия группового решения.

Групповые процессы характеризуют малую группу в ее динамике, развитии и изменении. Групповые процессы — это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении. К ним относятся развитие, сплочение и нормативное давление. Кроме того, некоторые групповые явления могут существовать только в динамике. К таким относится, например, процесс принятия группового решения.

Система групповых ожиданий — совокупность представлений о том, как должен вести себя член группы в определенной ситуации, базирующаяся на групповых нормах. Нормы являются некими представлениями, выработанными членами группы в процессе жизнедеятельности, о подобающих в данной группе способах поведения.

Система групповых ожиданий — совокупность представлений о том, как должен вести себя член группы в определенной ситуации, базирующаяся на групповых нормах. Нормы являются некими представлениями, выработанными членами группы в процессе жизнедеятельности, о подобающих в данной группе способах поведения.

Санкции — психологические формы поощрения нормативности и наказания ненормативности поведения членов группы.

Санкции — психологические формы поощрения нормативности и наказания ненормативности поведения членов группы.

Статус личности в группе — совокупность объективно присущих человеку характеристик, определяющая восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системе групповых отношений.

Статус личности в группе — совокупность объективно присущих человеку характеристик, определяющая восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системе групповых отношений.

Групповая роль — поведение, социально ожидаемое от носителя определенного статуса .

Групповая роль — поведение, социально ожидаемое от носителя определенного статуса .

Стадии развития малой группы

Стадии развития малой группы

Модель А.В. Петровского  Она представляет группу как состоящую из трех слоев , каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы.

Модель А.В. Петровского

Она представляет группу как состоящую из трех слоев , каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы.

В первом  слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости

В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости

во втором  слое эти отношения определяются характером совместной деятельности

во втором слое эти отношения определяются характером совместной деятельности

в третьем слое , названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

в третьем слое , названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

Психологические механизмы развития малой группы

Психологические механизмы развития малой группы

Разрешение внутригрупповых противоречий:
  • Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой.
2.«Психологический обмен» предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ на более высокий вклад в ее жизнедеятельность.

2.«Психологический обмен» предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ на более высокий вклад в ее жизнедеятельность.

«Идиосинкразический кредит»  предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнеде­ятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.

«Идиосинкразический кредит» предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнеде­ятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА

  • Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы. М., 2007.
  • Андреева Г.М. и др. Современная социальная психология на Западе.
  • Куликов В.Н. Введение в социальную психологию. Иваново, 1990.
  • Крысько В.Г. Социальная психология. Схемы и комментарии. М., 2001.
  • Основы социально-психологической теории / Под ред.
  • А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. М.,1995.
  • Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001.
  • Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций. М., 1997.
Презентацию выполнили КУЛЬПИНА ТАМАРА  ПОЛЯКОВА ЕЛЕНА

Презентацию выполнили

КУЛЬПИНА ТАМАРА ПОЛЯКОВА ЕЛЕНА

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социальная психология малой группы

Автор: Дьякова Елена Игоревна

Дата: 15.10.2016

Номер свидетельства: 349499

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Презентация на тему: "Психология малой группы""
    ["seo_title"] => string(52) "priezientatsiia-na-tiemu-psikhologhiia-maloi-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "254861"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447835977"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "развёрнутый план урока на тему: Психология малой группы"
    ["seo_title"] => string(60) "razviornutyi-plan-uroka-na-tiemu-psikhologhiia-maloi-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "254863"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447836330"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "развёрнутый план урока на тему: Психология малой группы"
    ["seo_title"] => string(62) "razviornutyi-plan-uroka-na-tiemu-psikhologhiia-maloi-ghruppy-1"
    ["file_id"] => string(6) "254864"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447836339"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Авторская (адаптированная) программа специального курса "Психология успеха""
    ["seo_title"] => string(82) "avtorskaia-adaptirovannaia-proghramma-spietsial-nogho-kursa-psikhologhiia-uspiekha"
    ["file_id"] => string(6) "306470"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458136507"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Педагогические условия обеспечения социальной успешности младших школьников в современной школе "
    ["seo_title"] => string(117) "piedaghoghichieskiie-usloviia-obiespiechieniia-sotsial-noi-uspieshnosti-mladshikh-shkol-nikov-v-sovriemiennoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "245525"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446138049"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства