Просмотр содержимого документа
«"Вежливость на каждый день"»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа внеурочной деятельности общекультурного направлениясоциально – педагогической направленности«ВЕСЁЛЫЕ УРОКИ ХОРОШИХ МАНЕР»Возраст учащихся: 7- 9 летСрок реализации: 2 года
Этикет– это очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, произведенной на протяжении многих столетий жизни.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые уроки хороших манер» имеет социально-педагогическую направленность и способствует удовлетворению потребности учащегося в общении, самореализации, самоутверждении, через творческую игровую деятельность, путем привития навыков грамотного, культурного общения, поведения и создания собственного стиля.
Актуальность программы
Современное общество нуждается в возрождении и развитии нравственно-этической культуры. В детском сообществе становится нормой тот факт, что упрощаются требования к оформлению речи, правила поведения. Особенно это заметно в Интернет-общении. Такое невнимание к этикету приводит к снижению у учащихся культуры общения.
Отличительные особенности программы
в основе реализации программы лежит системно -деятельностный подход, в рамках которого ведущими принципами реализации программы являются:
- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
- принцип развивающего характера (способствует развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей учащихся);
- принцип субъектности: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы и активность каждого учащегося.
Основными средствами реализации системно-деятельностного подхода в рамках данной программы стали технологии:
1) информационно-коммуникативные (беседа с элементами дискуссии, презентации с иллюстративным и демонстрационным материалом);
2) проблемно-ориентированные, связанные с моделированием проблемных ситуаций общения разных по типу и фактору возникновения;
3) коллективно-взаимного обучения (обмен опытом, информацией между детьми при решении проблемной задачи);
4) здоровьесберегающие технологии (разминки для смены деятельности);
5) интерактивные (воплощенные в организации активных игр и упражнений на самостоятельный выбор этикетных формул).
Перечисленные технологии определяют выбор и последовательность применения приемов педагогической деятельности.
Адресат программы
Возраст учащихся, участвующих в реализации программы «Весёлые уроки хороших манер» 7- 9 лет.
В младшем школьном возрасте соблюдение социальных норм только начинает приобретает целенаправленный характер.
В начале младшего школьного возраста (1 класс) произвольная регуляция поведения еще не сформирована. Ребенок способен проявлять любопытство, задавать вопросы самостоятельно относительно этикетных формул, но реализовывать их он может только при условии помощи и регуляции со стороны взрослого.
Объём и срок освоения программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые уроки хороших манер» рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения: по 144часа в год (288 часов в год)
2 год обучения: по 144часа в год (288 часов в год)
Формы обучения и виды занятий по программе
Форма обучения - очная (Закон № 273-ФЗ, гл.2, ст.17, п.2)
Форма организации групповое.
Виды:
- Теоретическое;
- Практическое;
- Комбинированное.
По типу могут использоваться:
- учебные занятия (теоретические, практические);
- контрольные занятия (подготовка , занятия конкурсы);
- сюжетно - ролевые игры;
- конкурсы;
- тестирования;
- практические работы;
- беседа.
Режим занятий
Программа «Весёлые уроки хороших манер» рассчитана на 2 года обучения.
1 год обучения – 144 часа 2 раза в неделю по 2 часа, (288 часа 2 раза в неделю) академический час;
2 год обучения – 144 часа 2 раза в неделю по 2 часа, (288 часа 2 раза в неделю) академический час.
Цель и задачи программы
Цель программы – сформировать у учащихся 7- 9 лет готовность к культуросообразному способу общения на основе развития способностей и усвоения ими норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи 1 года обучения:
Личностные задачи:
- Воспитать активный интерес элементарных основ этикета.
Метапредметные задачи:
- Развить способность к изучению краткой истории этикета;
- Развить способности своего характера к оценке своего поведения в соответствие с этикетными нормами;
- Развивать способность анализировать во взаимоотношениях с непосредственным окружением.
Предметные задачи:
- Сформировать элементарные представления об краткой истории этикета;
- Умение оценивать свойства своего характера (элегантность, доброжелательность, вежливость, приветствие, прощение, благодарность, тактичность, пунктуальность, аккуратность, ответственность, добросовестность) и соотносить свое поведение с этическими нормами в быту;
- Следовать этикетным нормам во взаимоотношениях с педагогами, с друзьями, мальчиками и девочками, с младшими и сраршими по возрасту и самим собой.
Задачи 2 года обучения:
Личностные задачи:
- Воспитать стремление следовать этикетным нормам в общении с другими людьми.
Метапредметные задачи:
- Развить способность правильному поведению в общественных местах.
- Развить способность в речевом общении.
- Развивать способность правильному отношению в коллективе.
Предметные задачи:
- Сформировать представления о поведении в общественных местах.
- Сформировать умение выбирать речевые этикетные формулы общения в процессе реального взаимодействия, разговора по телефону, написания письма.
1) Входной контроль осуществляется в начале года. Для знакомства используется анкетирование, беседы с детьми и родителями, классными руководителями.
2) Текущий контроль производится на каждом занятии в форме наблюдения и опроса. Педагог осуществляет пооперационный контроль правильности, полноты и последовательности комплексов, входящих в состав действия. Контроль по результату, который проводится после осуществления универсального учебного действия.
3) Промежуточный и итоговый контроль происходит в формах: