Внеклассная работа и досуговая деятельность учащихся с ОВЗ
Внеклассная работа и досуговая деятельность учащихся с ОВЗ
Внекласная работа и досуговая деятельность как фактор социализации и социокультурной реабилитации в современном обществе учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа и досуговая деятельность учащихся с ОВЗ»
Внеклассная работаи досуговая деятельностькак фактор социализациии социокультурной реабилитациив современном обществе учащихсяс интеллектуальной недостаточностьюПодготовила:С.Н. Набокина
«Прежде всего ребёнка надо готовить к тому, чтобы он присоединился к людям»Р. Штайнер
Досуг- совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности
«Целью воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты»В.Бехтерев
Важнейшими воспитательными задачами являются:-развитие интеллекта обучающихся, воспитанников в различных видах деятельности, в различных ситуациях;- развитие познавательного интереса детей через создание блока дополнительного образования, внедрение новых педагогических технологий в образовательно-воспитательный процесс, разнообразных форм внеурочной работы;- рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности;-формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков;-формирование четкой жизненной позиции;-формирование социального интеллекта – способностиуживаться с другими людьми;-способностииметь дело с другими, иметь знания о людях, умениявходить в их положение, ставить себя на их место;-способность правильно и критически оценивать настроение, мотивацию поступков других людей.- создание условий для творческого проявления личности учащихся, реализации их личностного «Я»;- привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания
Результатомвоспитательной работыдолжна бытьЛИЧНОСТЬ:- уважающая себя, признающая ценность другой личности, способная сделать выбор в ситуациях морального выбора и нести ответственность перед собой и обществом;- гражданин общества, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей других национальностей;- человек, адекватный современным требованиям общества, интегрированный в культуру;- семьянин, умный, любящий и уважающий супруг, родитель, сын или дочь;- человек, признающий моральные и юридические законы страны, общества, уважающий свободу выбора и права других людей;- личность с достаточным уровнем физической культуры, стремящаяся осознанно вести здоровый образ жизни, обладающая культурой труда, эмоций и чувств, и культурой отношений
Для успешной реализации поставленных задач необходимо выполнение рядаусловий: - конкретное планирование деятельности; - кадровое, методическоеиматериально-техническое обеспечение; - педагогические условия.
Обязательныепринципы:1.Побуждение к обучению и самообучениюразличным видам досуговой деятельностиявляется основой для социальной адаптации человека с ограниченностью в обществе;2. Как зеркало возможностей личности, как воспроизведение ее совершенно индивидуального самоощущения,творческая досуговая деятельность может быть только полезной, правильной, так как с этой точки зрения творческая деятельность не подлежит оценке по интеллектуальным критериям (правильно-неправильно). Она несет в себе самоутверждение творящего, укрепляя его чувство собственного достоинства. Тем самым создается основа для развития самосознания и уверенности в себе, что способствует дальнейшему становлению личности;3. Для этого необходимаподдержка и инициатива со стороны педагогического коллектива,со стороны родителей, со стороны одноклассников. Наша поддержка и инициатива заключаются в том, чтобы чутко улавливать и признавать индивидуальные формы самовыражения учащихся, допускать их, способствовать им;4. Важным аспектом для повышения мотивации у детей к занятиям являетсясерьезное восприятие их произведений, творений, окружающими людьми;5. Для ограниченных детей характернапотребность в поддержке, поощрении, что помогает им полнее осознать свою значимость, ощутить радость, удовольствие от похвалы;
6. Путем ненавязчивых корректировок действий учащихся в процессе создания какого-либо произведения (поделки, рисунка и т.п.), педагоги могутспособствовать созданию у ребенка с ОВЗ представления о собственной самостоятельности в деятельности,тем самым помогая детям приобрести чувство свободы в творчестве,уверенности в своих способностях;7.Формы обучения детей с ОВЗдосуговой деятельности предоставляют хорошуювозможность взаимодействия детей с ограничениями и нормальноразвивающихся сверстников;8. Однако совместным действиям должна предшествоватьпропедевтическая работа, которая подготовила бы детей к восприятию друг друга;9. Одним из результатов интеграции детейс ОВЗ в подобные деятельностные группыявляется повышение мотивации к занятиям дополнительного образования –обучению досуговой деятельности, так как учащиеся на деле осознают свои возможности быть на равных с ребятами из массовых школ.
«Произведение вытекает не из здоровья, не из болезни, а из изобразительной силы творящего,которая коренится в личности,независимо от того, здорова она или больна»Ханс Принцхорн
10.Нетникакихоснований думать, что среди детей с ограничениями (даже умственными) нет художественно одаренных личностей;11.Необходимость создания условий для организации благотворительных выставок –продаж творческих работ учащихся с ограничениями.Общественности нужно указать на их произведения;12. Удавшиеся и положительно принятые общественностью презентации творческих работ учащихся с ОВЗ легче всегомогут убедить окружающих способствовать дальнейшей художественной активности детей, чьи работы они увидели, оказывать помощь в созданииблагоприятных условий, материальной базы для их досуговой деятельности вобразовательном учреждении.
Основы социализации
Классные часы , воспитательные беседы по основам социализацции;
Встречи с представителями ОВД, ИПДН;
Работа школьного совета профилактики;
Школьная служба социальной поддержки обучающихся, воспитанников.
Спортивно – оздоровительное направление
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;
Проведение бесед по охране здоровья;
Применение на урокахи внеклассных мероприятиях игровых моментов, физминуток;
Участие вгородских и областныхспортивных соревнованиях;
Здоровое питание.
Художественно – эстетическое направление
Проведение тематических классных часови воспитательных беседпо эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
Работа кружков «Волшебный клубочек»;
Организация и участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы,города, области.
Проведение субботников по благоустройству и озеленению школьной территории.
Работа на пришкольном участке.
Разведение комнатных цветов.
Дежурство по школе, общежитию,по школьной столовой.
Мелкий ремонт школьного имущества (мебель, здания и сооружения
Игровая деятельность
Подвижные игры на свежем воздухе ;
Настольные игры;
Сюжетно – ролевые игры;
Социальное партнерство
Учреждения
культуры:
Базовые
предприятия:
Правоохранительные
органы:
швейная фабрика
угольные шахты
ДК « Гуковский»
ДС «Шахтёр»
библиотеки
ОВД г.Гуково
ИПДН
Другие
учреждения
образования
Органы власти
Школа-интернат
г.Гуково
Медицинские
учреждения
Культовые
учреждения
Структуры
дополнительного
образования:
СЮТ
Школа искусств
Туристические
бюро
Родители,
общественность
Социальное партнерство
Информационное обеспечение внеклассной работы и досуговой деятельностишколы – интерната
Разработка положений, рекомендаций воспитателям, классным руководителям по оформлению планов, отчетной документации и проведению занятий и мероприятий в системе досуговой деятельности с детьми разновозрастных групп.
Разработка и реализация диагностического материала для оценки сформированности жизненно важных компетентностей обучающихся, воспитанников с учетом требований нового образовательного стандарта в досуговой деятельности.
Пополнение фонда методической литературы, учебно-методических и наглядных пособий в системе организации досуга детей.
Мониторинг сформированности ключевых компетентностей, уровня воспитанности обучающихся разновозрастных групп в рамках досуговой деятельности.