ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Важнейшим направлением воспитательной работы в дошкольном образовании является этическое развитие личности ребенка. Воспитание вежливости занимает центральное место в этом процессе. Оно предполагает организацию целенаправленного процесса приобщения детей к этическим ценностям, которые обеспечивают внимательность, проявление доброжелательности к людям, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. В процессе воспитания вежливости ребенок овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СтудентОЗО
Матвеева ОльгаCергеевна
Научный руководитель:
преподаватель педагогики
Стефаненко Елена Владимировна
В качестве проблемы исследования выступает следующий вопрос –
каковы педагогические условия воспитания вежливости в игровой деятельности у детей в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучение и экспериментальное подтверждение педагогических условий воспитания вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Объект исследования : воспитание вежливости в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования : педагогические условия воспитания вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой детальности
Гипотеза исследования:
Воспитание вежливости в процессе игровой деятельности будет эффективным, если:
- будет разработан и использован комплекс игр, направленный на формирование норм и правил поведения;
- организована специальная работа по ознакомлению и осознанию нравственной основы вежливости.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности процесса воспитания вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
2. Выявить уровни сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте.
3.Экспериментально подтвердить эффективность педагогических условий воспитания вежливости в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Критерии вежливости , выделенные Д.А. Виноградовой: - наличие знаний о проявлениях вежливости (знание вежливых слов); - поведение по правилам вежливости; - осознанное применение норм вежливости; - способность к оценке своего поведения и поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости.
Игра:
важна для социального и нравственно-этического формирования ребёнка;
проигрывание в игре разных жизненных ситуаций, становясь актуальными, значимыми и необходимыми для развивающегося ребёнка, изменяет его сознание, социальные роли, формирует его поведение, нравственные потребности, навыки взаимодействия с людьми;
в процессе воспитания вежливости необходимо использовать различные виды игры .
Сюжетно-ролевые игры
Театрализованные игры
Дидактические игры
Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с сентября 2015 года по февраль 2016 года на базе дошкольного образовательного учреждения №22 «Малыш» города Междуреченска.
В исследовании участвовали дети старшей группы, в количестве 10 человек
Задачи исследования
Изучение уровня сформированности вежливости на начало экспериментально
Организация работы по воспитанию вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Выявление и анализ динамики уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня сформированности вежливости у старших дошкольников.
Результаты выполнения заданий оценивали по 3 бальной системе.
Задание 1.
Цель — выявить общее представление ребёнка о вежливости.
Описание выполнения заданий:
Ребенка просили ответить на три вопроса.
1. Какого человека называют вежливым
2. Какие вежливые слова ты знаешь
3. Как ты думаешь, почему их называют «волшебными»
Задание 2.
Цель выявить умение ребенка использовать формулы вежливого обращения, их понимания.
Описание выполнения задания:
Ребенку давали инструкцию:
«Сейчас я прочитаю тебе предложения, вкоторых «спрятались» вежливые слова.»
Задание 3. Беседа «Кто такой вежливый человек».
Цель: определить, какие представления имеют дети о вежливом (воспитанном) человеке. Понимание значений слов «вежливый», «воспитанный» «грубый».
Ребёнку задавались вопросы.
Цель формирующего этапа – организации систематической и планомерной игровой деятельности дошкольников с целью воспитания вежливости у детей старшего дошкольного возраста
Содержание развивающей работы:
Разработан и реализован перспективный план использования дидактических, театрализованных и сюжетно- ролевых игр
Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников по проблеме воспитания вежливости дошкольников, посредством игровой деятельности
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов