Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным
периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го
класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для
родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного
процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с
психологической атмосферой в семье.
Внешние изменения в жизни 5-классников:
- новые учителя;
- новый режим;
- новые правила;
- новые требования.
Трудности 5-классников:
- возросший темп работы (дети, не умеющие быстро писать, не успевают);
- возросший объем работы как на уроке, так и дома;
- новые требования к оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию
(литературу) и работать с ней.
Признаки трудности в период адаптации:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание
на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Сроки адаптационного периода
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или,
напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может
снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми,
неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные
функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-
80% школьников.