Адаптация студентов к условиям обучения в техникуме
Адаптация студентов к условиям обучения в техникуме
Общеизвестно, что одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.
Задача техникума в этот сложный для молодого людей период помочь им как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптация студентов к условиям обучения в техникуме»
Адаптации студентов.
Общеизвестно, что одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.
Задача техникума в этот сложный для молодого людей период помочь им как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества.
Одна их самых важных предпосылок для успешной учебы первокурсника – его своевременная успешная адаптация к условиям обучения в вузе. Этот этап можно рассматривать как начальный этап вовлечения человека в профессиональную деятельность. Первый курс для студента может стать либо точкой опоры, либо привести к изменению поведения, деформациям в общении и обучении.
Отличительной особенностью студенческой группы первого курса является то, это ещё не сложившийся коллектив и в нем нет общепринятых и закрепившихся правил и норм поведения.
Адаптационный период состоит из нескольких этапов: 1) адаптационная неделя ;
цель - знакомство, снятие стресса от первичного контакта и обеспечение необходимой информацией для возможности свободного ориентирования к началу учебного процесса. 2) период интенсивной адаптации (привыкание) (сентябрь-декабрь):
цель – диагностика и помощь в налаживании взаимодействия. 3) период коррекционной работы и психологического сопровождения групп и отдельных студентов.
Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Поэтому в эти дни я провожу постоянные беседы на классных часах, посвященные одной из следующих проблем: «Техникум моя первая ступень взросления», «Я и моя профессия», «Я и моя группа», «Я – студент» и др. Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями техникума/экскурсия в музей техникума/, преподавателями, студентами, со своей группой и куратором. В период адаптации студенты, выполняя специальные задания, проверяют свои способности самостоятельно добывать знания, участвуют в дискуссии о роли изучаемых предметов в профессиональном формировании личности, определяют свои интересы и творческий потенциал. Поэтому в ходе адаптации студентов к условиям обучения в техникуме постоянно провожу работу по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности, психологической подготовленности студентов к сознательному выполнению учебной деятельности: вооружению студентов знаниями основ научной организации умственного труда, по формированию и развитию профессионально важных качеств будущего специалиста.
Работать куратором в техникуме сложно, так как студенты приходят уже сформировавшимися личностями и, куратор должен строить свою работу, часто ломая стереотипы и приспосабливая молодёжь под свои идеалы. Мне надо многое знать о студентах. И особенности состояния здоровья, семейные и бытовые условия их жизни, особенности характера, наклонности к отдельным предметам, курению и так далее. Процесс знакомства начинается с первых дней занятий. Я стараюсь изучить личные дела студентов и пытаюсь запомнить их лица по фотографии. Первая встреча с группой начинается со знакомства с техникумом. Эта экскурсия по кабинетам и мастерским, столовой и библиотеке даёт возможность детям почувствовать себя комфортно в учебном заведении. В этот же день провожу долгую беседу и рассказываю студенткам о соблюдении режима, о выполнении требований педагогов, о внешнем виде, о правилах курения на территории техникума. К сожалению, к этим вопросам приходится возвращаться постоянно. Приходиться уделять много внимания и посещаемости занятий, и успеваемости студентов, и обучению правилам достойного поведения и общения, и информированию о проводимых в техникуме мероприятий. На первом уроке после «Дня знаний» я обязательно провожу анкетирование. Эта анкета помогает мне узнать у студенток и студентов имена родителей, опекунов, их телефоны, уточнить наклонности ребят, их интересы, узнать, какие обязанности они выполняли в школе. Это помогло мне к концу сентября определиться с активом группы. Ведь хороший староста в группе — такая редкость! «Правая рука» куратора поможет обеспечить на первых порах контакт со всеми студентами. Индивидуальные беседы со студентами, родителями (чаще по телефону) позволяют узнать о каждом лучше и помогают скоординировать индивидуальную работу с каждым из них.
Важнейшую функцию в работе куратора выполняют классные часы. Именно на них, во время обсуждений насущных проблем, ребята лучше узнают друг друга и раскрываются сами. Тематика основных классных часов предлагается администрацией техникума, что и показывает наличие одних и тех же воспитательных целей и задач у всего педагогического коллектива. Это является важным условием эффективности адаптационного периода и воспитательного процесса в целом. Вот лишь некоторые из них: «Разрешение конфликтных ситуаций», «Толерантный человек — какой он?», «Профилактика болезней, передаваемых половым путем», «Профилактика СПИДа», «СПИД — проблема всего человечества», «Наркомания — знак беды». Участие в акциях: «Брось сигарету, съешь конфету!», «Милосердие», «Кто, если не я». Акции проводятся в техникуме постоянно и позволяют первокурсникам по-новому взглянуть на окружающий их мир и приобщиться к важнейшим проблемам нашей жизни. Очень помогают сплотить группу и сделать из неё коллектив различные спортивные соревнования и спортивные праздники. Практически постоянно проводятся спортивные соревнования по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий. В сентябре прошел «День здоровья». Мы распределили обязанности так, что участники были всей группой в многочисленных конкурсах, придумали форму, эмблему, нарисовали газету. Совместная работа объединяет нас и помогает раскрыть таланты детей. А такие общественно — культурные мероприятия, как участие в праздновании «День города», «День народного единства», посещение историко - краеведческого музея/ уже побывали трижды/, посещение музея в техникуме, «Посвящение в студенты», предоставляет возможность студенткам выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует их способностям. Такие мероприятия обеспечивают естественное вхождение в коллектив, освобождают студентов от страхов, неуверенности, создают благоприятный психологический климат. Много времени приходится уделять куратору, чтобы привить первокурснику положительное отношение к профессии путём проведения бесед, в подготовке и участию в конкурсах / «Лето с пользой», акции «Голуби мира», «Улыбка», сочинение на английском о Высоцком, конкурсе чтецов М. Цветаевой/- не вызывает потерю интереса к учебе, повышает успеваемость, нет пропусков без уважительных причин. Как куратор я (и делает это!) постоянно информирую студентов, убеждаю, уговариваю, объясняю, привлекаю к участию в профессиональных конкурсах, чтобы поддержать желание учиться. Порой, удивляюсь своей выдержке и терпению. Часто приходится беседовать с одним человеком десятки раз. Но это стоит того! Для того и придумали должность куратора — помочь молодым людям в трудных жизненных ситуациях. Надеюсь, что наградой мне как куратору в конце 1 года обучения станет дружная группа — коллектив, где я понимаю их, а они не подведут меня. Вывод
Главным в адаптации остается процесс психологической перестройки личности студента, его заинтересованности, а также способности, умение и желание приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в техникуме.
И здесь большую роль играет самостоятельная, творческая работа студента, а задачей является, прежде всего, не только быстрее и мягче адаптировать, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные условия современной жизни.
Поэтому и помощь должна осуществляться всеми специалистами техникума на основе их совместного взаимодействия.