kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов «Мы вместе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание в МОУ ДОД ЦДОД «Уникум» гуманной адаптированной среды для детей с ОВЗ, детей-инвалидов с целью раскрытия творческого потенциала ребёнка с ограниченными возможностями через предметно-практическую деятельность в рамках занятий в детских объединениях, создание модели адаптивного Центра дополнительного образования детей, обеспечивающего  успешную социализацию, профессиональную ориентацию выпускников в современном обществе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов «Мы вместе» »

Паспорт Программы


Наименование Программы

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов «Мы вместе»

Основания для разра­ботки Программы

  1. Федеральный Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  2. Областная целевая программа «Доступная среда» 2011-2015 г.г.

  3. План мероприятий развития образования городского округа город Буй на 2014 г., утвержденный Постановление Администрации городского округа город Буй от 28.1013 г. №1028.

  4. Устав МОУ ДОД ЦДОД «Уникум».

Заказчик Программы

Администрация МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

Координатор Програм­мы

Администрация МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

Основной разработчик Программы

Администрация МОУ ДОД ЦДОД «Уникум», творческая группа.

Стратегическая цель Программы


Создание в МОУ ДОД ЦДОД «Уникум» гуманной адаптированной среды для детей с ОВЗ, детей-инвалидов с целью раскрытия творческого потенциала ребёнка с ограниченными возможностями через предметно-практическую деятельность в рамках занятий в детских объединениях, создание модели адаптивного Центра дополнительного образования детей, обеспечивающего успешную социализацию, профессиональную ориентацию выпускников в современном обществе

Стратегические задачи Программы


  1. Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на получение бесплатного образования;

  2. Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

  3. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;

  4. Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов;

  5. Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения Центра для организации обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов;

  6. Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Сроки реализа­ции Программы

2014-1017 учебный год.

Основные направления программы

Создание условий для формирования адаптивной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающихся Центра и их родителей, а также современного общества.

Создание условий для развития инновационной деятельности педагогов через мотивацию профессиональной деятельности.

Формирование у школьников умения выстраивать свой профессиональный маршрут.

Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.

Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ, детей-инвалидов.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Построение модели адаптивного Центра, обеспечивающей равный доступ к услугам дополнительного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов с учетом меняющегося контингента учащихся

Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого учащегося на основе использования инновационных, дистанционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.

Функционирование Центра как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную профориентацию и самореализацию.

Создание здоровых и безопасных условий дополнительного образования детей.

Укрепление кадрового потенциала Центра, совершенствование системы повышения квалификации педагогов Центра.

Система организации контроля исполнения Программы


Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация Центра, Педагогический совет.

Контроль хода исполнения адаптированной образовательной программы осуществляет от дел образования администрации городского округа город Буй.


Утверждении программы

Решение педагогического совета

Протокол № от ., приказ № от .

























1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Определение и назначение адаптированной образовательной программы дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов.

1.1.1. Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

1.1.2. Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, дтей-инвалидов самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

1.1.3. Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов определяет содержание дополнительного образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

1.2. Нормативные документы для разработки Программы

  1. Федеральный Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  2. Областная целевая программа «Доступная среда» 2011-2015 г.г.

  3. План мероприятий развития образования городского округа город Буй на 2014 г., утвержденный Постановление Администрации городского округа город Буй от 28.1013 г. №1028.

  4. Устав МОУ ДОД ЦДОД «Уникум».

2. Пояснительная записка

2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению программ дополнительного образования вне специальных условий обучения и воспитания. Группа учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

У большинства учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе.


2.2. Роль учреждения дополнительного образования в обучении и воспитании детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Учреждения дополнительного образования являются наиболее открытой и доступной образовательной системой в плане педагогической помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам. Так сложилось исторически, что образовательная система дополнительного образования вобрала многие черты семейного воспитания. Особая роль принадлежит сотрудничеству педагогов дополнительного образования с семьей, родителями воспитанников, поэтому помимо непосредственной работы с детьми важным направлением деятельности Центра является работа педагогов с родителями. Родители должны иметь отчетливое представление об особенностях воспитания и обучения особого ребенка, чтобы предотвратить или сгладить проявления возможных негативных социальных и педагогических последствий ограниченных возможностей ребенка. Чем раньше родители осознают необходимость не только лечения, но и обучения, тем больших успехов они добьются. Мы полагаем, что дополнительное образование дает возможность компенсировать отсутствие специализированных учреждений. Для детей с особо тяжелой формой инвалидности и предписанием «не обучаем» учреждения дополнительного образования становятся порой единственным образовательным учреждением. В этом случае компенсация идет путем реализации адаптивных и индивидуальных образовательных программ на дому, предлагая каждому ребенку в силу его индивидуальных потребностей удовлетворить свои познавательные и профориентационные запросы. В этом случае компенсация идет путем реализации адаптивных и индивидуальных образовательных программ на дому, предлагая каждому ребенку в силу его индивидуальных потребностей удовлетворить свои познавательные и профориентационные запросы.

Дополнительное образование существенно расширяет познания о творческих возможностях ребенка и его творческом потенциале, обеспечивает дальнейший успех в избранной сфере деятельности, формирует новый круг общения, способствует вовлечению в творческую деятельность не только ребенка, но и его ближайшего окружения. На сегодняшний день недооценена роль дополнительного образования, которое является открытым, гуманистически направленным, способным быстро и мобильно реагировать на разнообразие мотивов и потребностей социума, а главное, на способности и возможности воспитанников, что особо ценно при работе с детьми с ОВЗ.

3. Цель программы - Создание в МОУ ДОД ЦДОД «Уникум» гуманной адаптированной среды для детей с ОВЗ, детей-инвалидов с целью раскрытия творческого потенциала ребёнка с ограниченными возможностями через предметно-практическую деятельность в рамках занятий в детских объединениях, создание модели адаптивного Центра дополнительного образования детей, обеспечивающего успешную социализацию, профессиональную ориентацию выпускников в современном обществе.

4. Стратегические задачи Программы

  1. Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на получение бесплатного образования;

  2. Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

  3. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;

  4. Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов;

  5. Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения Центра для организации обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов, в том числе и по индивидуальным образовательным маршрутам с выходом на дом.

  6. Совершенствование системы кадрового обеспечения.


  1. Сроки реализации Программы - 2014-1017 учебный год

Программа реализуется на двух ступенях обучения:

  • 1 ступень – начальная школа, адаптированные программы детских объединений.

  • 2 ступень – среднее и старшее звено, дистанционные элективные курсы и профили.

1. Подготовительный этап:

Январь - апрель 2014г.

1. Формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого- социальной баз.

2. Выстраивание системы повышения квалификации .

2. Организационно – практический:

Сентябрь 2014г. – май 2017 г.

1. Формирование и апробация механизмов взаимодействия педагогов, специалистов, медицинских работников ДОУ.

2. Апробация базового пакета документов по образовательной работе с детьми с ОВЗ, детей-инвалидов и их социализации в образовательном пространстве Центра.

3. Формирование и деятельность рабочей группы по вопросам образовательной работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами и их социализации в образовательном пространстве Центра.

4. Реализация основных мероприятий Программы.

5. Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых банков по результатам реализации Программы в ДОУ.

3. Заключительный:

Июнь - декабрь 2017г.

1. Обобщение и анализ результатов деятельности по образовательной работе с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами и их социализации в образовательном пространстве Центра.

2. Построение системы передачи опыта по образовательной работе с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами и их социализации в образовательном пространстве Центра.

3. Подведение итогов работы учреждения в рамках данной Программы, оценку её результатов и распространение опыта работы Центра.

4. Примечание:

В процессе реализации программы предусмотрено внесение дополнений и изменений, которые оформляются в приложениях, которые утверждаются директором Центра.

  1. Основные направления Программы

Создание условий для формирования адаптивной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающихся Центра и их родителей, а также современного общества.

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами в Центре, стараются восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности. Сотрудничество носит комплексный характер, включает в себя ряд взаимосвязанных тем, объединённой единой идеей «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка».

Педагоги стараются стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, нетрадиционно подойти к организации обучения и воспитания, в коррекционно — развивающую работу внести элементы творчества, дидактические игры, сюрпризный момент, настраивающий ребёнка на положительные эмоции и контакт. Создание ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, предупреждают задержку психического развития. Ребёнок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя более активно, смело, настойчиво. Он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми. Индивидуальные и дифференцированные занятия проводятся с учётом контингента детей. Педагогический коллектив постоянно работает в творческом режиме.

  1. Формы проведения занятий в дополнительном образовании с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами.

Формы проведения занятий:

1. Занятия в группах.

2. Индивидуальные занятия.

3. Обучение на дому.

4. Экскурсии.


  1. Ступени реализации адаптированной программы.

1 ступень реализации адаптированной программы расчитана на учащихся 1-6 классов:

  • Заключение договора о сетевом взаимодействии с ОГКОУ «Буйская школа-интернат».

  • Создание условий для развития инновационной деятельности педагогов через мотивацию профессиональной деятельности.

  • Обучение педагогов на курсах повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ.

  • Разработка и реализация образовательной программы «Тестопластика для детей с ОВЗ» художественно-эстетической направленности. (Приложение № 1)

  • Разработка и реализация образовательной программы «Окно в природу» биолого-экологической направленности. (Приложение № 2)

  • Расширение рамок образовательных программ привлечением детей с ОВЗ к темамическим мероприятиям таким как «День здоровья», Муниципальные конкурсы и выставки, проводимые Центром «Уникум», посещение мастер – классов, выставок в «Доме ремесел», различные экскурсии, конкурсы, викторины.

2 ступень реализации адаптированной программы расчитана на учащихся 7-9 классов:

  • Планируется разработка дистанционных элективных курсов для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

  • Привлечение учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов на профильное обучение.

  • Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.

  1. Использование информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в большинстве своем из-за физического состояния не имеют возможности получать образование в школе, оторваны от общения со сверстниками, испытывают трудности в получении дополнительной информации и дополнительного образования, сложнее адаптируются в обществе. Мы попытались решить эти проблемы.

Сегодня Центр «Уникум» является муниципальным ресурсным центром дистанционного обучения городского округа город Буй Костромской области.

Цель деятельности центра – формирование единой информационно-образовательной среды дистанционного обучения учащихся общеобразовательных учреждений городского округа город Буй  для обеспечения доступного и качественного образования обучающихся независимо от места жительства и учебы.

Таким образом:

Дистанционная форма дает возможность построить траекторию обучения отдельного ученика, самому ученику организовать свою деятельность, подобрать комфортный режим обучения и способ выполнения работ.

Дистанционный режим работы снижает возможность отставания в учебе во время обострения заболеваний, или в реабилитационный период, когда ребенок не имеет возможности заниматься с педагогом. Компьютер для ребенка становится средством обучения. Курсы, предлагаемые старшеклассникам, направлены на выбор дальнейшего обучения и профессии. Кроме того, в учебных курсах выложены ссылки на страницы в интернете, где можно получить дополнительную информацию по данной теме, таким образом, ребенок имеет возможность расширить свои знания по данной теме, используя качественную, достоверную информацию. Компьютер становится и средством творчества. У таких учеников появилась возможность участвовать в выставках, конкурсах и т.д. Учащиеся, которым рекомендовано обучение на дому, имеют возможность освоить все виды учебной деятельности, которые ученики получают в Центре. Таким образом, дистанционный режим обучения, мы рассматриваем как подготовку к дальнейшему образованию, в том числе и самообразованию. Возможно самостоятельное обучение воспитанников, которые осваивают разработанные педагогом поэтапные занятия с подробным описанием способов работы, фото- и видеоматериалами, технологическими картами, образцами, системой тестов, позволяющих закреплять материал. При этом ребенок сам выбирает темп освоения каждой темы. Но есть  проблемы и трудности в обучении на расстоянии, так как многим детям необходим «живой» контакт с педагогом, ведь у детей-инвалидов и так ограничен круг общения. А педагог может дать ребёнку положительный эмоциональный настрой,  успокоить в случае неудачи, скорректировать занятие под настроение и индивидуальную возможность своего воспитанника. Но, тем не менее, надо изучить все возможности использования Интернет–ресурсов. Педагогический коллектив Центра старается создать максимально-благоприятные условия для социализации личности ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида. Педагогам важно не только научить ребёнка какому-нибудь делу, ремеслу, но и помочь ему в том, чтобы эти знания пригодились ему в дальнейшей жизни, а возможно, стали его профессией.

  1. Риски Программы

    Возможные риски

    Пути выхода


    Недостаток необходимых знаний и умений качественного осуществления работы по сопровождению с детьми ограниченными возможностями здоровья.

    Более детально ознакомить участников образовательного процесса с тем, как осуществлять индивидуальный подход к детям ограниченными возможностями здоровья.

    Личная обеспокоенность по поводу того, как эта работа повлияет на изменение функций педагога; повышение контроля за работой, затраты времени, ведение документации.

    Пересмотреть должностные инструкции участников образовательного процесса.

    Обеспечить прозрачность контрольных мероприятий со стороны администрации.

    Оптимизировать образовательный процесс; продумать эффективные формы и методы работы с детьми ограниченными возможностями здоровья.

    Упорядочить основную и дополнительную документацию по работе с детьми ограниченными возможностями здоровья.

    Продумать качественные показатели для оценки труда участников образовательного процесса через стимулирующие выплаты.

    Выработать конкретную технологию развития индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Разработать пошаговый алгоритм.

    Несоответствие материально-технической базы для осуществления более индивидуализированной работы с детьми (компьютеры для детей; оргтехника: мультимедиа; интерактивная доска) с использованием ИКТ – технологий.

    Поиск средств для приобретения данного оборудования за счёт платных дополнительных образовательных услуг; привлечения спонсоров и благотворительных пожертвований

    Отсутствие специализированных программ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Создание собственных авторских, модифицированных (адаптированных)

    Недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных образовательных программ.

    Повышение квалификации педагогических работников на платной и бесплатной основе.

    Посещение методических мероприятий на муниципальном уровне.

    Отсутствие необходимой мотивации для повышения качества работы.

    Повысить заинтересованность педагогов в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья. Продумать оптимальные и адекватные формы профессионального общения педагогов.

    Продумать меры поощрения (грамота, стимулирующие выплаты и т. п.) .


  2. Ожидаемые результаты реализации Программы

  1. Построение модели адаптивного Центра, обеспечивающей равный доступ к услугам дополнительного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов с учетом меняющегося контингента учащихся

  2. Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого учащегося на основе использования инновационных, дистанционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.

  3. Функционирование Центра как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную профориентацию и самореализацию.

  4. Создание здоровых и безопасных условий дополнительного образования детей.

  5. Укрепление кадрового потенциала Центра, совершенствование системы повышения квалификации педагогов Центра.

Кадровое обеспечение:

  • Заместитель директора по УВР МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

  • Педагоги дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ, детей-инвалидов.

С целью повышения профессионального мастерства для педагогов проводятся педагогические советы по проблемам взаимодействия с воспитанниками, улучшению психологического климата в коллективе. Осуществляется диагностика и анкетирование по изучению типологических особенностей, интересов и потребностей педагогов.

Педагоги учреждения ведут активный поиск новых, более эффективных путей взаимодействия с родителями.

Ресурсное обеспечение:

Нормативно-правовая база:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • СанПиН2.4.4.3172-14от 4 июля 2014 г. N 41


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Киселева Ольга Александровна, Пахомова Вера Алексеевна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234725


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства