kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разновидностью математических игр, задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности на уроках математики»

Активизация познавательной деятельности на уроках математики


Разновидностью математических игр, задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются».Игра «Вычислительная машина» предполагает логику действий. (только одно свойство).Для игры необходимо изготовить набор геометрических фигур. В него входят четыре фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) четырёх цветов, например, красного, синего, жёлтого, белого, маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных цветов, но больших по размеру. Таким  образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырёх видов и четырёх цветов и столько же больших.

Цель: Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывать её.

Ход игры:  у двоих играющих по полному набору фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от неё только по одному признаку. Так, если первый положил на стол жёлтый большой треугольник, то второй кладёт жёлтый большой квадрат и. т. д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся о неё более чем на один7 признак. Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.

С целью упражнения детей в группировке геометрических фигур проводится упражнение «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку». Детям предлагается рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы, по какому признаку объединены, заметить ошибку и исправить её и объяснить. Ответ можно адресовать Чебурашке.

Для упражнении в вычислениях можно предложить ребятам поиграть  в такие игры как, «Собери цветы», «Собери грибы», «Лови снежинки», «Волшебный дождик» и т. д. на обратной стороне снежинок, цветов, грибов и т. д  написаны примеры.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных . временных) представлений детей.

В процессе игр, дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится:

  • Сравнивать

    1. Сколько квадратов?

    2. Сколько треугольников?

    3. На сколько больше? И т. д

  • Выполнять арифметические действия

    1. «Поймай рыбку»

    2. «Теремок» (решил пример, окошко открыл)

    3. «Наряди ёлочку»

  • Тренировка у устном счёте

    1. Задачи в стихах
      Ёжик по лесу пошёл
      На обед грибы нашёл:
      5 –под берёзой
      3 – у осины
      Сколько их будет в плетённой корзине?

  • Усваивать геометрический материал

    1. Из каких геометрических фигур состоит рисунок кошки?

    2. Какой фигурой представлено тело?

    3. Сколько треугольников?

  • Состав чисел

    1. «Подбери варежки»
      7       2
      1       8
      3       6
      4       5



Кроссворд

В строчках:

1. Действие, обратное умножению.2. Знак, показывающий отсутствие единиц.3. Название знака вычитания.4. Наименьшее однозначное число.

В столбцах: 5. Наименьшая единица времени.6. Число, выраженное единицей шестого разряда.7. Фигура, ограниченная окружностью.

Ответы: В строчках:

1. Деление.2. Нуль.3. Минус.4. Один.

В столбцах: 5. Секунда.6. Миллион.7. Круг.

Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления.

Например:

1) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму.

2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь:

*** - **=1

«Веселый счет».(порядок цифр разным цветом) 
21 14 45 77 
13 20 68 35 
98 11 19 20 
17 66 23 86 
42 89 71 44 
1. Назови и покажи все числа от 11 до 100, написанные черным цветом, затем красным. 
2. Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные черным цветом, а затем красным 
3. Назови и покажи все числа от 11 до 100 одновременно, написанные черным и красным цветом. 
4. Назови и покажи числа от 100 до 11 одновременно, написанные красным и черным цветом. 
Число заданий на развитие внимания учащихся, построенных на математическом материале, очень велико. Приведу некоторые из них: 
Задание 1 
1. найди сумму всех чисел, записанных красным цветом 
2. найди сумму всех чисел, записанных черным цветом. 
Запиши полученные суммы соответственно в красном и черном квадратах

*Из каких геометрических фигур составлены данные рисунки,? каких геометрических фигур больше в данном рисунке? на сколько? 
( рисунки на свой взгляд)

*При привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характере в рифмованной форме, например:

У Аленки в гостях Я нашел в дупле у белки 
Два цыпленка в лаптях, Пять лесных орехов мелких. 
петушок в сапожках, Вот еще один лежит 
Курочка в серёжках, Мхом заботливо укрыт. 
Селезень в кафтане, Ну и белка, вот хозяйка! 
Утка в сарафане, Все орешки сосчитай-ка! 
А корова в юбке, 
В теплом полушубке. 
Сколько всего гостей?

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок- сосед.
На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать ,ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

Загадки

На уроках математики и во внеклассных мероприятиях использую загадки. Они расширяют кругозор, тренируют память, мышление, внимание, повышают интерес. 
1. У него четыре лапки, 
Лапки - цап - царапки, 
Пара чутких ушей, 
Он - гроза для мышей. (Кот) 
2. Черненькая, хвостатенькая, 
Не лает, не кусает, 
А из класса в класс не пускает, (двойка) 
3. Говорит она беззвучно. 
А понятно и не скучно. 
Ты беседуй чаще с ней - 
Станешь в десять раз умней, (книга) 
При знакомстве с новой цифрой загадка может служить исходным материалом для выделения изучаемого числа. Предлагаю детям отгадать загадку: 
Вспушит она свои бока, 
Свои четыре уголка. 
А тебя, как ночь настанет. 
Все равно к себе притянет, (подушка) 
Загадки можно использовать для устного счета и активизации, учащихся на уроке. 
1. Все мы знаем сказку «Репка», 
Все умеем мы считать. 
Мы попробуем, ребята, 
Всех героев вам назвать: 
Внучка, Жучка, кошка, мышка. Дед и бабушка при нем, 
Ну, попробуйте, ребята, 
Всех назвать одним числом. (6) 
2. Со двора шестнадцать веток. 
Принесла коза для деток, 
Положила на пол их. 
Как делить на четверых? (по 4) 
 «Время»
При помощи какого механизма мы определяем время? Он есть в каждом доме, и многие носят его при себе. 
Что мы определяем по часам? 
(время, т.е. час, минуты, секунды) 
Прежде чем познакомить детей с новыми величинами, предлагаю отгадать им ребусы. 
Очень долго время длится 
За событием, событие... 
Отгадали, дети, время? 
Это я - (столетие) 
Назовите пять дней подряд, не пользуясь числами и названиями дней недели, (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) 
Лебедь белая на землю села, все пухом одела, ( Зима) 
Пришла сестрица - снимай рукавицы, 
Растопила белые мосты, 
Я люблю ее, А ты? (весна) 
Желтой краской крашу я 
Поле, лес, долины. 
И люблю я шум дождя. 
Назови-ка - ты меня! (осень) 
Что за гость, что прогоняет ночь прочь? (день) 
Старенькая бабушка всю землю черным покрывалом укрыла, спать уложила. (ночь) Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. ( день и ночь) 
Вспомни название породы собаки, состоящей из трех букв. Если это слово прочитать справа налево, то получится название промежутка времени, длящегося 12 месяцев, (дог-год) 
Семь братьев рядом живут, а один к другому в гости не ходит, (дни недели) 
У меня есть малютки. 
Зовут их минутки. 
Если вмести их собрать 
Обо мне ты будешь знать. (Час или время) Ног нет, а хожу 
Рта нет, а скажу, 
Когда спать, когда вставать, 
Когда работу начинать.( часы)) 
Пословицы и поговорки 
Летом одна неделя кормит. 
Как февраль не лютуй, а на весну брови не хмурь. Весна наш отец и мать: кто не посеет - не будет убирать. Зима спросит, где летом был. 
Осенью и воробей богат. 
Зимою солнце светит, да не греет. 
На час опоздал - за год не догонишь. 
Занимательные вопросы: 
1. На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и 
поставил его на стол. Сколько стаканов стоят на столе? (три) 
2. В комнате зажгли три свечи. Потом одну из них потушили. Сколько 
свечей осталось? (одна, две сгорели.) 
3. Три человека ждали поезда три часа. Сколько времени ждали каждый из них? (три часа) 
4. Назови три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (сегодня, завтра, послезавтра; вчера, сегодня, завтра) 
5. У мальчика и девочки было одинаковое число орехов. Мальчик отдал 
девочке три ореха. На сколько орехов стало больше у девочки, чем у 
мальчика? (на три ) 
6. Сколько ушей у трех мышей? (шесть) 
7. Сколько лап у двух медвежат? (восемь) 
8. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер? (одна) 
9. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит три килограмма. Сколько будет весить цапля, если встанет на обе ноги? (три килограмма) 
Ю.Четверо играли в домино 20 минут. По сколько минут играл каждый? (по 20 минут) 
Игра «Решето»

Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в «решете».

Занимательные вопросы для активизации познавательной деятельности.
  1. В зоопарке бегемоту добавляют в пищу ежедневно 1 кг овса, 2 кг белого хлеба, а картофеля и овса столько, сколько хлеба и овса вместе. Сколько картофеля съедает бегемот за день?

  2. Цветы шиповника открываются в 4 часа, а цветы одуванчика на 2 часа позже. Во сколько открываются цветы одуванчика?

  3. У пеликана в гнезде 2 птенца, а у аиста 4 птенца. Сколько птенцов у этих птиц?

  4. Пеликан весит 9 кг, а гриф на 2 меньше. Сколько весит гриф?

  5. Кенгуру в зоопарке ежедневно добавляют в пищу 3 кг травы и зелёных веток. Травы 2 кг. Сколько килограммов зелёных веток дают кенгуру?

  6. В гнезде у тетерева сначала вылупилось 2 птенчика, а потом ещё 5. Сколько всего птенцов в гнезде у тетерева?

  7. В мире 6 видов куниц, а в России на 2 вида меньше. Сколько видов куниц живёт в России?

  8. В гнезде лебедя 4 яйца. Из 3 уже вылупились птенчики. Сколько птенчиков ещё не вылупилось?

  9. В зоопарке крупная черепаха съедает 1 кг фруктов и 2 кг капусты. Сколько всего фруктов и капусты съедает черепаха?

  10. Масса двух яиц ласточки 3 грамма. Одно яйцо весит 2 грамма. Сколько граммов весит второе яйцо?

  11. Осьминоги строят себе дома из камней. В первый день осьминог принес для постройки 3 камня, а во второй день осьминог принёс 4 камня. На сколько больше камней принес осьминог во второй день, чем в первый?

  12. У человека 1 сердце, а у осьминога на 2 сердца больше. Сколько сердец у осьминога?

  13. Тушканчик за 2 прыжка преодолел расстояние 5 метров. Первый прыжок был длиной 2 метра. Какой длины был второй прыжок тушканчика?

  14. Семья бобров построила 4 плотины, а потом ещё 3. Сколько всего плотин у семьи бобров?

  15. У бобрят глазки открываются на 8-й день, а выдрят на 2 дня позже. На какой день открываются глазки у выдрят?

  16. В норе жила 1 семья барсуков, потом к ним подселились ещё 2 семьи, Сколько всего семей барсуков живёт в норе?

  17. Семена ясеня не теряют всхожести 2 года, а ольхи на год дольше. Сколько лет не теряют всхожести семена ольхи?

  18. У хамелеона в первый день появилось 4 детёныша, а во второй ещё несколько. Сколько появилось детенышей во второй день, если всего у хамелеона стало 9 малышей?

  19. У одной морской звезды 5 лучей, у другой столько же. Сколько всего лучей у двух звёзд?

  20. Месячному птенцу павлина в зоопарке ежедневно добавляют 10 граммов ягод, а сухого молока на 8 граммов меньше. Сколько сухого молока дают птенцу павлина?

  21. Морская звезда а поисках пищи проползла за два дня 9 метров. В первый день она проползла 4 метра. Сколько метров проползла морская звезда во второй день?

  22. У грызунов 2 верхних грызущих зуба и 2 нижних. Сколько всего грызущих зубов у грызунов?

  23. Первый полет пчелы из улья продолжается 5 минут, а во второй на 3 минуты дольше. Сколько времени продолжался второй полет пчелы?

  24. Лосенок за два дня выпил 3 литра молока. В первый день 1 литр. Сколько литров выпил лосенок за второй день?

  25. Утром слоненок выпил 4 литра молока, а вечером еще 5. Сколько всего литров молока выпил слоненок за день?

  26. Яйцо скворца весит 6 граммов, а королька на 5 граммов меньше. Сколько граммов весит яйцо королька?

  27. Жабе в зоопарке каждую неделю добавляют 4 грамма мух и дождевых червей. Дождевых червей 2 грамма. Сколько граммов мух дают жабе?

  28. На одном побеге кустарника голубики 2 цветка, а на другом 3 цветка. Сколько всего цветков на двух побегах?

  29. Журавль делает 2 взмаха крыльями в секунду. А грач на 1 взмах больше. Сколько взмахов в секунду делает грач?

  30. У жука-вертячки 4 глаза. Когда он плывет, то 2 глаза находятся над водой, а остальные под водой. Сколько глаз находится у жука под водой, когда он плывет?

  31. У нас в стране разводят 1 породу одногорбых верблюдов и 3—двугорбых. Сколько всего пород верблюдов разводят в нашей стране?

  32. У ехидны длина иголок 6 см, а у ежа на 3 см короче. Какой длины иголки у ежа?

  33. У ежа в норе 2 выхода. Один из них—ветреный—заткнут листьями. Сколько свободных выходов у ежа?

  34. Птенец дрофы сидел в гнезде 4 недели, а потом ещё 1. Сколько всего недель просидел птенец дрофы в гнезде?

  35. Цветы одуванчика закрываются в 2 часа дня, а кувшинки на 5 часов позже. Во сколько часов закрываются цветы кувшинки?

  36. За год жемчужина в моллюске вырастает до 5 миллиметров, а через год уже до 8 миллиметров. На сколько миллиметров вырастает за остальные 2 года?

  37. У зайчихи в апреле появился 1 зайчонок, а в июне еще 4. Сколько всего зайчат появилось у зайчихи за эти 2 месяца?

  38. Утка делает 9 взмахов крыльями в секунду. А филин на 4 меньше. Сколько взмахов в секунду делает филин?

  39. Моржонку в зоопарке ежедневно добавляют в пищу 2 кг окуня, а хека на 2 кг больше. Сколько килограммов хека дают моржонку?

  40. Журавлиха откладывает 2 яйца. 1 яйцо она высиживает сама, а остальные высиживает отец. Сколько яиц высиживает отец?

  41. В зоопарке двухгодовалому слону ежедневно в пищу добавляют 3 кг хлеба, 1 кг гороха, а свеклы столько, сколько хлеба и гороха вместе. Сколько свеклы съедает за день слон?

  42. У рака 10 ног, а у паука на 2 ноги меньше. Сколько ног у паука?

  43. У личинки клеща 3 пары ног, а у взрослого клеща, на 1 пару больше. Сколько пар ног у взрослого клеща?

  44. Под водой утконосы могут находиться 1 минуту, а при опасности 4 минуты дольше. Сколько минут может пробыть утконос под водой при опасности?

  45. Хохлатая кукушка подложила 1 яйцо сороке и 2 яйца вороне. Сколько всего кукушат придется воспитывать приемным родителям?









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Автор: Мозуляко Мария Федоровна

Дата: 03.05.2016

Номер свидетельства: 323890

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения "
    ["seo_title"] => string(128) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427549272"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(83) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "104205"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402676754"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Доклад «Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики»."
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ighra_kak_sriedstvo_aktivizatsii_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_na_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "461949"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1521049580"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "«Педагогические условия для активизации познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики»"
    ["seo_title"] => string(80) "pedagogicheskie_usloviia_dlia_aktivizatsii_poznavatelnoi_deiatelnosti_detei_s_in"
    ["file_id"] => string(6) "557553"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1600168341"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства