Актуальные проблемы воспитания патриотизма в учреждениях СПО
Актуальные проблемы воспитания патриотизма в учреждениях СПО
Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Воспитание чувства патриотизма у студентов — процесс сложный и длительный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы воспитания патриотизма в учреждениях СПО»
Гожавина В.И. воспитатель общежития
ГБПОУ СО «ВСЛ»
Актуальные проблемы воспитания патриотизма в учреждениях СПО
Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Воспитание чувства патриотизма у студентов — процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, лицею, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности студента. Знакомство студентов с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Успех в воспитании патриотических чувств у студентов может быть достигнут только в том случае, если сам педагог будет знать историю своего города, своей страны, своего края. Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в труде, в быту, так как воспитывают в студенте не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Актуальность проблемы патриотизма в современном обществе определяется следующими основными причинами: - расширением неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства граждан (студентов); - разрушением традиционных ценностей, преемственности поколений; - обострением общественных противоречий в обществе; - изучением и анализом духовно-нравственной и социально-гражданской зрелости студентов; - изучением нормативно-правовой, методической и научной литературы. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к студенту определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Осознав это, студент может менять мир к лучшему. Быть полезным. Любить страну не только в душе, но и в делах. Содержание патриотического воспитания студентов раскрывается следующим образом:
- приобщением студентов к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм; - знакомством с семьей, историей семьи, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с городом, селом, его историей, традициями, известными людьми, достопримечательностями; - организацией творческой продуктивной деятельности студентов, в которой студент проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных.
Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе еще и не поставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т. д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени — все они разрушают человека, общество и государство. Под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. В настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное воздействие на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, прежде всего современной молодежи. В широком плане духовно-нравственное воспитание — интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности. Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями:
1) через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности;
2) через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни;
3) через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта;
4) через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при овладении учебными дисциплинами.
Особое место в формировании патриотических чувств занимает организация внеучебной воспитательной деятельности студентов, досуга (создание творческих объединений, студенческих советов, молодежных центров, групп, занимающихся краеведческим поиском, охраной окружающей среды.
Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды учебного заведения при единстве факторов духовно-нравственного воспитания. В средние специальные учебные заведения юноши и девушки приходят достаточно взрослыми, нередко вполне сформировавшимися в нравственном отношении людьми. Уже присущие им нравственные убеждения и качества сложились под влиянием семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. С раннего детства современная молодежь испытывает мощное влияние средств массовой информации, мира искусства. Следовательно, ССУЗ не первым и не в одиночку воспитывает студента. Он только подключается к нравственному формированию личности. Учреждения СПО готовят не только специалистов определенной сферы деятельности, но и формируют гражданские качества студентов.