Алгоритм деятельности социального педагога по защите прав детей
Алгоритм деятельности социального педагога по защите прав детей
основными задачами социального педагога работающего в школе-интернате, является защита прав несовершеннолетних. При защите материальных прав воспитанников, живущих в школе-интернате относятся взыскание алиментов с родителей, лишенных родительских прав, оформление пенсии в случае потери одного из родителей, постановка на регистрационный учет, в качестве нуждающегося в жилье, получение паспорта, регистрация по месту жительства и многое другое.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Алгоритм деятельности социального педагога по защите прав детей »
Алгоритм деятельности социального педагога по защите прав детей в КОУ «Школа-интернат № 5»
Выступление на педагогическом совете 03.11.2010 г
Социальный педагог Беркович Татьяна Ивановна
Период глубоких социальных и экономических преобразований, переживаемых Россией в последние десятилетия, трансформация современного российского общества особенно болезненно отразилась на наименее защищенной части населения – детях.
Следствием социально-экономической дестабилизации становятся появление таких семей, условия в которых угрожают жизни и здоровью детей. Семейное насилие и жесткое обращение порождает такое тяжелое явление современной российской действительности, как социальное сиротство. Значительная часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержится в государственных учреждениях различного типа.
В связи с этим обозначилась проблема детей, находящихся в этих учреждениях, – защита законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разрешение данной проблемы входит в должностные обязанности социальных педагогов. Социальный педагог согласно должностной инструкции должен осуществлять комплекс мероприятий по социальной защите личности в учреждении, принимать меры по реализации прав и свобод личности обучающихся, осуществлять работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
. Технологические карты разработаны на основе анализа должностных инструкций социального педагога. Они обеспечивают понимание того, что от социального педагога ожидается в контексте профессиональной деятельности и поведения. Технологические карты отражают наиболее важные стороны профессиональной деятельности социального педагога.
Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе-интернате, является определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения, место нахождение родителей и родственников, состояния жилищно-бытовых условиях проживания ребенка, состояние здоровья) и оформление детей в школу-интернат. В учреждение направляются дети-сироты, родители которых умерли или признаны судом безвестно отсутствующими, и дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения или ограничения родительских прав, родители находятся в местах лишений свободы, в психиатрической больнице, или эти дети были брошены родителями. Решению этих задач придается особое значение, т.к. разработка дальнейших мероприятий, связанных с организацией социально-педагогической защиты воспитанника непосредственно зависит от полученной информации. Именно поэтому в нашем методическом пособии представлен основной пакет документов, необходимых для оформления детей в школу-интернат, который зависит от статуса ребенка, разработана анкета, в которую включены вопросы, касающиеся данных о дате рождения ребенка, места его проживания, сведения о родителях и т.д. (схема 1).
Схема 1
Алгоритм работы по уточнению статуса детей, родители которых ограничены в родительских правах, в соответствии с п. 1. ст. 73 СК РФ
В ряде случаев социальный педагог принимает участие в процедуре инициирования и сбора материалов к лишению или ограничению родительских прав родителей несовершеннолетних детей. Социальный педагог школы-интерната, являясь истцом по делу о лишении родительских прав, собирает материалы дела, заявляет ходатайство, предоставляет суду доказательства и участвует в их исследовании. Практика показывает, что категория осужденных родителей не интересуется своими детьми, материально им не помогает, а иногда и вовсе не известно место их отбывания наказания. Согласно разработанному алгоритму работы по лишению родительских прав и оформления алиментов на ребенка, находящегося в школе-интернате, порядок действий социального педагога следующий. В случае если место наказания известно, то социальному педагогу необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о выплате алиментов, а если место наказания неизвестно, то он обращается в областной информационный центр УВД, с просьбой сообщить адрес места отбывания наказания (схема 2)
Схема 2
Алгоритм работы по лишению родительских прав осужденныхродителей
Одним из направлений деятельности социального педагога в школе-интернате VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии является осуществление комплекса мероприятий по защите материальных, жилищных, гражданских прав детей. При защите материальных прав воспитанников школы-интерната, к которым относят право на получение алиментов с родителей, пенсии (по утрате кормильца, трудовая, социальная), социальный педагог осуществляет взаимодействие с такими учреждениями, как отдел социальной защиты, прокуратура, главы администрации городов и районов, управление юстиции, пенсионный фонд, судебные приставы, суды, сберегательные банки.
Наряду с перечнем необходимых документов, представленных в методических рекомендациях, нами разработана последовательность действий по организации мероприятий по защите материальных прав детей, оставшихся без попечения родителей (схемы 3, 4).
Схема 3
Алгоритм работы по оформлению пенсий воспитанников школы-интерната
Алгоритм работы социального педагога с лицевыми счетами
Так, например, согласно закону родители, лишенные или ограниченные в родительских правах, обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, на которых взыскиваются алименты и зачисляются на счета в отделения Сбербанка. Первым этапом (шагом) в работе с родителями, лишенными родительских прав, с выплатой алиментов является установление места их регистрации путем направления запроса в областное адресное бюро. Если место регистрации установлено, то следующим шаг (этап) – обращение в отделение судебных приставов, где проживают родители, с просьбой о взыскании с них алиментов. Далее идет контроль лицевого счета воспитанника. Если поступлений нет, то социальный педагог подает заявление в суд о привлечении родителей к уголовной ответственности. В случае если место регистрации родителей не установлено, то социальный педагог обращается в УВД, с просьбой провести розыск родителей. При установлении места регистрации дальнейшая работа ведется по алгоритму, описанному выше. Если УВД не устанавливает место регистрации родителей, то социальный педагог обращается в суд с исковым заявлением о признании граждан безвестно отсутствующими.
Нами выделены основные этапы работы социального педагога по оформлению пенсий воспитанников школы-интерната. Первый этап – сбор необходимых документов; второй – открытие сберегательной книжки; третий – оформление пенсии; четвертый – контроль за перечислением средств на пенсионные книжки; пятый – закрытие выплат пенсий выбывших воспитанников.
Защита гражданских прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем оформления социальным педагогом регистрации и принятия гражданства РФ.
Охрана жилищных прав воспитанников является одной из важнейших задач, стоящих перед социальным педагогом в учреждении интернатного типа (схема 5).
Схема 5
Алгоритм работы по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Для повышения эффективности работы в направлении постоянного контроля за жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нами разработан алгоритм по охране жилищных прав воспитанников в зависимости от категории воспитанников:
– воспитанники, за которыми закреплено жилье, т.е. согласно жилищному законодательству за детьми сохраняется право на жилье на весь период их пребывания в государственном детском учреждении;
– воспитанники, за которыми жилье не закреплено.
В задачи социального педагога входит два раза в год проведение ревизии жилья (составляет акт жилищно-бытовых условий, отмечает сохранность жилья); заключение договора найма жилого помещения; пишет ходатайство в жилищный комитет с просьбой предоставить безвозмездную ссуду ребенку на приобретение жилья, если жилье ветхое и подлежит сносу. Если у ребенка нет жилплощади, то в обязанности специалиста входит сбор документов и постановка его на регистрационный учет по жилью в жилищном комитете. Выработанный алгоритм действий по защите жилищных прав воспитанников учреждения интернатного типа способствует не только эффективности выполнения профессиональных задач социального педагога, но и обеспечению воспитанников жильем.
Как нами было отмечено ранее, социально-педагогическая деятельность направлена на оказание помощи ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в адаптации его в обществе, обеспечение конституционных прав детей, осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности.